"Проектная деятельность - важное условие формирования социально - личностных качеств дошкольников"
проект (старшая группа) на тему

Теоретические основы проектной деятельности: а) история вопроса; б)понятийный аппарат; влияние проектной деятельности на развитие общих способностей детей - познавательных,коммуникативных. Информационная карта проекта "Березка Аленушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx194.33 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №8 общеразвивающего вида г. Россоши Воронежской области

Проектная деятельность – важное условие формирования социально – личностных качеств дошкольников

Воспитатель: Богунова Т. Н.

В 21 веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно – образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг  взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.  Так что же такое метод проектов в сфере дошкольного образования – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию) , которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. (проф. Е. С. Полат).

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании,  разработанными американским философом и педагогом Джоном  Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Джон Дьюи разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3 – х этапов:;

  1. Педагог изучает возможности, потребности и  прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждений – план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Положительные моменты технологии метода проектов:

  • увлеченность детей деланием помогает решать проблемы дисциплины;
  • организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
  • Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
  • Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия.
  • Социальное воспитание детей:  умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20 – х годов. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Однако в 30 – х годах данный метод в России был запрещен, так как в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения)

Только в 90 – х годах в России вернулись к методу проектов.Дошкольное образовательное учреждение – основополагающая ступень в структуре системы образования. В условиях быстро развивающейся инновационной образовательной деятельности именно от него зависят интенсивность процессов и результатов обновления содержания дошкольного образования.    Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности дошкольников.    

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.

Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более содержательной, разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу .

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектная деятельность имеет следующие особенности:

  • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
  • участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
  • проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы “Детство” Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой.

Представляю информационную карту проекта, проведенного в нашем детском саду.

Информационная карта проекта
МКДОУ  детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши Воронежской области

  1. Полное название проекта: “Березка «Аленушка”.
  2. Авторы проекта: Богунова Т. Н., Голдинова Г. В.
  3. Руководитель проекта: Богунова Т. Н..
  4. Кадры: педагоги группы № 5.
  5. Тип проекта: исследовательско - творческий
  6. Проблема: узнать, какую помощь можно оказать березке в каждое время года
  7. Цель: исследовательская деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой, а также природоохранная деятельность.
  8. Задачи:
  • расширить знания детей о деревьях,
  • развивать у детей желание наблюдать,
  • формировать представление об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе, воде,
  • учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания;
  • поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;
  • оказывать помощь в создании продукта деятельности.
  1. Краткое содержание проекта.

В рамках биологической экологии:

1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

2. Изучение взаимодействия дерева  с окружающим миром в ходе наблюдения, экологических игр во время совместной деятельности.

3. Систематизация знаний в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках прикладной экологии:

1. Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

2. Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию равновесия на участке”).

3. Планирование и проведение организованной деятельности, совместной деятельности, режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

10. Вид проекта: групповой.

11. Сроки проведения: долгосрочный (сентябрь – август).

12. Участники: педагоги, дети, родители.

13. Возраст детей: 5–6 лет.

14. Форма проведения: дневная (в рамках организации образовательного процесса и в повседневной жизни с учетом принципов интеграции).

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта)

  1. Повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников.
  2. Осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом направлений экологии (биологического, прикладного).
  3. Гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
  4. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям природы – деревьям.
  5. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  6. Успешное интеллектуально – личностное развитие воспитанников.
  7. Пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.
  8. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проект “Березка «Аленушка”

Тип: исследовательско-творческий.

Участники: воспитатели старшей группы, дети, родители.

Масштаб: долгосрочный (1 год).

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смодулированной проблемной ситуации.

Проблема: как помочь  деревьям в разное время года.

Задачи:

  • расширять знания о деревьях;
  • поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
  • воспитывать заботливое отношение к деревьям;
  • помочь в создании определенного продукта (экологический альбом «Березка «Аленушка»).

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Моделирование ситуации.

2. Выявление проблемы.

3. Определение продукта деятельности.

1. Игровая ситуация:

“Утром дети приходят в детский сад и видят за окном березку.

Вместе с воспитателем дети выясняют, чем дети могут помочь березке в разное время года?

2. Какая помощь нужна деревьям? Что мы сможем сделать, чтобы им помочь?

3. Задача: исследовать жизнь дерева во взаимосвязи с его экосистемой, природоохранная деятельность

1. Вхождение в игровую ситуацию.

2. Освоение и принятие проблемы: как помочь дереву?

3. Уточняют задачу: без чего дерево не может прожить ?

2. Организация работы по решению проблемы.

1. Воспитатель помогает спланировать деятельность:

- выбор объекта деятельности (дерево березка),

- форма сбора информации (исследование особенностей строения дерева, листьев, изучение коры, корня).

2. Помогает разделиться на группы, используя карточки-схемы.

1. Выбор объекта (дерево березка).

2. Планирование деятельности.

3. Разделение на группы.

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей по изучению дерева в разные сезоны года.

3. Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Оказывает практическую помощь (информация о березке, карточки – схемы «что нужно нашему дереву»).

(

1. Проводят деятельность в соответствии с задачей (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участке).

4. Праздник «День березки».

1. Презентация исследовательской  деятельности, презентация праздника «День березки».

 Активно участвуют в празднике «День березки», участвуют в оформлении альбома «Березка Аленушка».

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей (текст). Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  3. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 244 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное планирование инновационной деятельности по формированию социально-личностного развития дошкольников

Поэтапное планирование инновационной деятельности по социально-личностному развитию дошкольников...

«Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование социально-личностных качеств дошкольников»

Представлен материал о  сюжетно- ролевых играх в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте....

«Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»

Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья «Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников»

Коммуникативные танцы-игры, очень хороший способ для совместной деятельности детей и родителей!...