Семинар-практикум «Новые, в том числе активные, технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС".
консультация на тему
в материале представлены современные формы наглядной информации для родителей,активные методы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 84.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Новые, в том числе активные, технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС».
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает современным социальным запросам общества и в нем большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы, сети интернет. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Для привлечения родителей в систему работы ДОУ необходимо повышать компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничать с семьей по введению и реализации ФГОС ДО, с использованием различных форм, таких как:
- Родительские собрания,
- Консультации,
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями,
- Анкетирование,
- Выставки совместного творчества,
- Информационно-просветительские: уголок для родителей, папки-передвижки с актуальной информацией.
Формы взаимодействия с семьей
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
- Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.
- Беседы должны отвечать определенным требованиям:
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Родительский уголок в детском саду
– это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.
- Консультации для родителей, ширмы – передвижки по тематике.
- Рекомендации родителям по образовательной деятельности в семье: описание в доступной форме родителям о видах образовательной деятельности в семье в рамках тематической недели (обновлять информацию еженедельно).
- Участие родителей в жизни ДОУ, «панорама добрых дел» и др.
- Рубрика «Советы родителям». Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки.
Приветствуются современные формы наглядной информации:
- тематические ширмы и папки – передвижки (помимо педагогических тем, можно использовать такие рубрики: «Выходной с ребёнком дома», «Наши традиции» (в группе и семье) и т.п.
- информационные листы
- буклеты
- журнал и газета для родителей
- почтовый ящик
- выставки
- "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
- Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.
Анкетирование
Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.
Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:
- Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;
- Достоверность информации;
- Возможность охватить всех родителей.
Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.
Дни открытых дверей – это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержке воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность
«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.
Но и в традиционные формы,такие как родительские собрания могут быть включены активизирующие методы и приемы.
- Игровые, небольшие задания, не требующие длительной подготовки
- Использование видео- и аудио-роликов
- Интервью
- Приведение примеров из опыта воспитания в семье
- Методы погружения
- Решение педагогических задач
- Игровое моделирование поведения
- Элементы тренинга
Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания:
- создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
- вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
- предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.
В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Одним из приемов активизации может выступать притча. Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе.Притча - это иносказательный рассказ с нравоучением.Притчи могут быть на самые различные тематики: про любовь, мудрость, счастье, смысл жизни, страх, терпение, ум, зависть и т.д.Обязательно присутствует некая основная мысль, идея.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации.
Игра-разминка «Ассоциации». А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Все что для этого нужно, - слушать задание и говорить первые образы, пришедшие в голову.
Итак,
- Если семья – это настроение, то она…
- Если семья – это цвет, то она…
- Если семья – это музыка, то она…
- Если семья – это геометрическая фигура, то она…
- Если семья – это постройка, то она…
- Если семья – это фильм, то она …
Роль активизатора может выполнять использование аудио- и видеозаписей.
(Пример использования фильма о семейном воспитании подготовленного к родительскому собранию.)
Все хотят самого лучшего ребенка. Предлагаю посмотреть небольшой фильм о самых лучших детях, их способах приобретения жизненного опыта с помощью родителей(которые желают им только самого лучшего) и к чему это может привести потом.
К чему приводит любовь к себе: к одиночеству, предательству, ожиданию от других реализации своих планов, а это, как вы сами понимаете, невозможно.
Интересно было проведено собрание в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем…».
На собрании были предложены результаты «Методики исследования мотивации учения у старших дошкольников (М.Р.Гинзбург).
Фотографии родителей «И мы ходили в 1-й класс…» с использованием детских фотографий родителей из семейных архивов;
Подбор литературы для ознакомления родителей «Читаем вместе»;
Рисунки детей на тему «Школа, где я буду учиться»;
Подбор музыкального сопровождения;
Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема - воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
- Что изображено на картинке?
- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
- А если мы вольем в губку красную жидкость?
- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:
Конкурсы и проекты
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы.
Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.
Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми
"Круглый стол" с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Например:родительское собрание в младшей группев форме круглого стола «Кризис 3-х лет». На собрании родители отвечают на мини-анкету,определяют,что такое кризис 3-хлет,знакомятся сего симптомами, решают ситуации «Как бы вы поступили?».
Мастер-классы.
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу, например: по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Праздники в детском саду.
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.
Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, участие родителей в семейных конкурсах, выставках, организация совместной трудовой деятельности. Проведение акций: «Письмо своей маме», «Конверты любви».
Познавательные формы: «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал».
Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
Литература:
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.Санкт-Петербург.Детство-Пресс,2012г.
2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: ТворческийЦентр,2010г.
3. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС»
Цель этого семинара расширить знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством....
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...
Семинар – практикум для педагогов «Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».
семинар...
«Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС ДО».
Консультация для педагогов о применении новых технологий при работе с родителями...
«Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС».
Использование инновационных форм работы с семьёй для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечения их в образовательный процесс детского сада....
"Новые, в том числе активные технологии в работе с родителями, и детьми с ОВЗ"
Эффективной инновационной формой работы с воспитанниками и родителями является работа на образовательной платформе ZOOM. Эта облачная платформа для проведения видеоконференции, позволяющая общаться, о...
Презентация : «Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС ДО»..
1 слайд:Доклад на тему: «Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС ДО». Воспитатель: Табакова Марина Васильевна.2 слайд:Цель:...