Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
статья
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_muzykalno-ozdorovitelnoy_raboty_v_dou.docx | 42.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского муниципального района саратовской области»
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Донская Виктория Александровна
(Фамилия, имя, отчество)
С. Перелюб 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ………………..6
1.1. Понятие……………………………………………………… ……………..6
1.2. Музыка в жизни ребёнка…………………………………………………...8
1.3. Цели и задачи. Принципы работы……………………………………........9
1.4. Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей, укрепления их психофизического здоровья…………………………………..10
2. СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ…...11
2.1. Музыкальные занятия . Песенки-распевки……………………………....11
2.2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика……………………………13
2.3. Игровой массаж. Пальчиковые и речевые игры…………………………15
2.4. Музыкотерапия. Физкультминутки………………………………………17
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………...19
3.1. Алгоритм проведения музыкальных занятий с использованием здоровье-сберегающих технологий…………………………………………....................20
3.2 Результаты внедрения здоровье-сберегающих технологий……………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить
3
гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий, так как на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровье-сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность системы музыкально-оздоровительной работы заключается в том, что она может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность системы - это повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей, улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве), совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях
4
по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной и другие.
5
1. МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ.
1.1 Понятие.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Валеология - (греч.: valeo-я здоров, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.
Валеология - это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Здоровьесбережение - это целенаправленная системная деятельность педагогического коллектива по применению в практике здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья.
Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках
6
которой только и может осмысленно существовать собственно музыка.
Музыкальная культура - это огромное музыкальное пространство, охватывающее профессиональный и непрофессиональный виды музыки, а также все музыкальные сферы общества. Музыка как физический звук, композиторское творчество, музыкальные науки, традиции, образование, учреждения, фестивали, конкурсы, уровень мастерства в любой музыкальной сфере, накопленный музыкальный опыт различных исторических эпох - все это составляет структуру музыкальной культуры.
Физическое воспитание - направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека.
Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
7
1.2 Музыка в жизни ребёнка.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности
8
1.3 Цели и задачи. Принципы работы.
Целью данной работы является организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши»,О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие), были поставлены следующие задачи.
1) Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
3) Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
4) Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
5) Формировать осанку, гигиенические навыки.
6) Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
Основными принципами работы по данному направлению являются:
– принцип научности;
– принцип реалистичности и доступности;
- принцип занимательности.
9
1.4 Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.
Для развития музыкальных и творческих способностей, а также для укрепления их психофизического здоровья в дошкольном образовательном учреждении необходимо наличие территории детского сада, музыкального и физкультурного зала, групповых комнат, различных музыкальных и театральных уголков.
Процессы, благодаря которым дети развиваются не только физически, но и творчески, включают в себя:
- утреннюю гимнастику;
- музыкальные занятия;
- индивидуальные занятия;
- танцевальные кружки;
- праздники и развлечения;
- самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках;
- индивидуальная работа;
- музыкальные и спортивные развлечения, праздники.
10
2. СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИНА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
2.1 Музыкальные занятия. Песенки-распевки.
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются -музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии различных здоровьесберегающих технологий.
11
Песенки-распевки.
Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
12
2.2 Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
- тренировка силы вдоха и выдоха;
- развитие продолжительности выдоха.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие :
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью
13
артикуляционной гимнастики.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
14
2.3 Игровой массаж. Пальчиковые и речевые игры.
Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к
15
непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
16
2.4 Музыкотерапия. Физкультминутки.
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать
классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
17
Вывод.
Музыкальные занятия с использованием технологий
здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и
возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
18
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для решения поставленных задач - развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье-сберегающие технологии, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
я использую:
1) Пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, помогающую сделать разминку перед пением. Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д
2) На начало и конец занятия внедряю элементы валеологических
песенок-распевок, позволяющих настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).
3) Подбирая музыку, для слушания, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями.
4) Обеспечиваю кратковременный, активный отдых для
дошкольников во время занятий, проводя физкультминутки.
5) Развиваю фантазию, воображение, пластику движений, через речевые игры.
19
3.1 Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровье-сберегающих технологий.
( виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия
и настроя детей).
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.
2.Приветствие. Валеологическая песня-распевка для настройки на рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание.
Применение валеологической песни распевки.
Занятие начинается с песни-распевки, необходимой для активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие.
Пример: "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! - разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее!- кланяются друг другу
И сегодня весь день -"пружинка"
Будет веселее. - поднимают ручки вверх
20
2. Мы погладим лобик,
Носик и щечки. - выполняют движения по тексту
Будем мы красивыми,- наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу по очереди.
3.«Здравствуй»
Здравствуй солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)
Здравствуй небо голубое, (поднять ладошки вверх)
Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!»
4. «Добрый день»
«Добрый день, добрый день,
Нам здороваться не лень.
Этими словами
Здороваемся с вами!»
Применение музыкотерапии.
Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.
21
Пример: «Весенняя песня» муз. Чайковского
Дети слушают музыкальное произведение, представляют пробуждение природы от зимнего сна.
Применение пальчиковых игр.
Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением)
Пример: «Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
(на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили,
(не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули
(тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом.
22
«Котенок»
У нашего котенка мягкие лапки, (делаем поглаживающие движения ладонями)
Но на каждой лапке коготки-царапки! (сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачек)
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения. Выполняя дыхательные упражнений в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.
Пример: Упражнение на дыхание « Бабочки».
Реквизит: бумажные бабочки на верёвочке.
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на бабочку.
Применение речевых игр.
Использую с самого раннего возраста. Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.
Пример: «Пчёлы водят хоровод» (О.Арсеневская)
«Пчёлы водят хоровод» - Дети топают на месте.
Брум, брум.- Хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот - Имитируют игру на барабане.
Трум, трум. - Стучат кулачком о кулачок.
Стали мыши танцевать- Выставляют ногу на пятку.
23
Тир-ля, ля
Так, что начала дрожать
Вся земля.- Хлопают в ладоши.
Применение физкультминутки.
Физкультминутку провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Пример: « Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
«В лесу»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.(Дети выполняют движения по тексту)
24
3.2 Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.
Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор О.Н.Арсеневская.
Знания, полученные из этого пособия, дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Универсальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:
Музыкальные инструменты: используется рояль, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.
25
Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.
На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.
Мною были систематизированы и оформлены в папки все музыкально-дидактические игры.
В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников.
Сделала подборку пальчиковых игр,подборку дыхательных упражнений, артикуляционных упражнений, подборку физкультминуток.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.
После анализа занятий я поставила перед собой новую задачу:
расширение информационных мероприятий для детей связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Ввести в музыкальные занятия игровой массаж.
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
3. Андрушко Е. Дыхательная гимнастика, 2004.- 76с.
4. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011.-148с.
5.Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6. Дошкольное воспитание -1998-№9.- 88с.
7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с
8. Комелева.Е. Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников, 2008.- 138с.
9. Косинцева М.Уроки логопеда., 2004г.- 118с.
10. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия.- Волгоград: Учитель, 2009.-155с.
11. Махмудова Н.В. Оздоровление воспитанников учреждений дополнительного образования., 2004.- 78с.
12. Меняйлова И.Н. Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста., 2005.- 98с.
13. Меркулова Е.А. Развитие физиологического и речевого дыхания.,2000.-88с.
14. Михеева. Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ., 2009.-138с.
28
15. Руднова М.А. Здоровье современных дошкольников.,2006.- 115с.
16. ТютюнниковаТ.Э. Дошкольное воспитание -2000-.№5.-84с.
17. Тютюнникова Т.Э. Речевые игры-2005.- 125с.
18. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. -2001.-244с.
19. Учебно-методическое пособие «Тру-ля-ля». изд. «Карапуз».-2006.-188с.
20. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей
авт.– Айрис-пресс, 2007.- 276с.
21. Элементарное музицирование с дошкольниками. «Издательство АСТ», 2004.- 168с
29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.
Здоровье ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...
«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»
Описан опыт внедрения музыкально – оздоровительной технологии, как инновационной технологии в условияхвведения ФГОС ДО. ...
«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»
Музыкально – оздоровительная технология достаточно – новое направление, как в музыкальном, так и в физическом развитии дошкольников....
Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...
Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».
Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....
Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...