Система музыкально –оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ
презентация по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ Цель :организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Авторы современных методик и программ Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование» Боровик Т.А. Буренина А.И. Программа «Ритмичес-кая мозаика» Лазарев М. . Валеологические песенки-распевки. В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса Стрельникова А. Дыхательная гимнастика КартушинаМ. Ю. Игровой массаж Арсеневская О.Н. Система музыкально- Оздоровительной работы в ДОУ . «От слова - к музыке, от движения – к мышлению» – здоровьесберегающая технология
Образовательные задачи : Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
Формировать начала музыкальной культуры. Совершенствовать процесс общения детей со сверстниками и взрослыми. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Оздоровительные задачи : Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Валеологические песенки - распевки . Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Доброе утро! Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее. Мы погладим лобик, Носик и щечки. Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! Разотрем ладошки Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! Поворачиваются друг к другу. Разводят руки в стороны. Хлопают в ладоши. Выполняют движения по тексту. Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики". Движения по тексту Потирают ушки Разводят руки в стороны
Цель распевания- подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов Задачи : предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению. Дыхательная гимнастика .
Фонопедические упражнения стимулируют гортанно-глоточный аппарат стимулируют деятельность головного мозга развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание
Артикуляционная гимнастика Основная цель : выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Задачи: Развивать певческие способности детей. Формировать артикуляцию различных звуков; Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ. Результат - повышение показателя уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
«Кто много поет, того хворь не берет !» звук “а - а ” массирует глотку, гортань, щитовидную железу ; звук “о - о ” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные , выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга («Кто как спит» , «Ходит по лесу медведь» , - массажные («Страус Куки», « Зайкин огород»); - пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок»). Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Массажные игры
Речевые игры. «Как у бабушки Наташи» Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр в ООД эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. («У меня, у тебя красивые ручки», «Домик», «Огород , », «Мы хотели танцевать» и др.)
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. Ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией . Ритмодекламации представлены множеством форм: - унисонных («Немешайки», «Зонтик», «Фея», «Вот Новый год идет!», «Отчего весна пришла?», « Федорино горе», «Ворона»); - диалогических («Кто взял печенье», «Бездомная кошка», « Скрут », «Снеговики»); - с куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», Ритмодекламации под музыку.
Пальчиковая гимнастика Данные игры формируют речь ребёнка, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Т.Боровик «Паучина», М. Картушина «Зайчик».
Пальчиковая гимнастика Т.Боровик «Паучина»
«Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами»выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» , «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «Полезно-мыльный рок-н-ролл» и др.). Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации
укрепляет различные группы мышц и осанку развивает умение чувствовать и передавать характер музыки Ритмопластика развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус развивает умение правильно и красиво двигаться
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий 1.Приветствие. Валеологическая песенка-распевка с самомассажем. для настройки на рабочий лад. 2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением. 3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр. 4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр. 5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики. 6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы. 7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование. 8. Прощание. Элементы пассивной музыкотерапии.
Результаты музыкально-оздоровительной работы: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости; стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды .
Здоровьесберегающие технологиии в процессе музыкальной деятельности
Используемые источники: http://milohka-domen.okis.ru/index.html http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00057475_0.html http://www.sano.ru/publik/matconf/07.htm http://slovari.yandex.ru/dict/trud/article/ot1/ot1-0060.htm Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009. Боровик Т.А «От слова - к музыке, от движения – к мышлению» – здоровьесберегающая технология, разработанная на фундаментальных основах психологии и педагогики. (Материалы семинара) Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»
Описан опыт внедрения музыкально – оздоровительной технологии, как инновационной технологии в условияхвведения ФГОС ДО. ...
Музыкально-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
доклад из опыта работы на педагогическом совете...
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет...
Консультация для родителей Музыкально-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие...
система физкультурно -оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
система физкультурно -оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста....
Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...