Развитие речевой активности
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей "Развитие речевой активности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_aktivnosti_-_konsultatsiya.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Болоховский детский сад «Улыбка»
муниципального образования
Киреевский район
Консультация для родителей
«Развитие активной речи и обогащение словаря детей 3-4 лет»
Подготовила: воспитатель Хаджиева О.К..
Октябрь, 2016
Консультация для родителей
«РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Что значит развивать речь ребенка?
Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль и многое другое.
Без овладения речью не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка.
Наша задача при развитии речи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, бытовой деятельности и т. д.
Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми.
Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Развивая речь ребенка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.
Формирование словаря должно быть тесно связано с ознакомлением с окружающим. В этих целях используем задания, например, «принеси», «найди зелёный карандаш», «принеси пирамидку», «покажи, как поливают цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.
Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами. Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки, и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает?»
Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи. Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (одежду, мебель, животных и т. д.).
- «Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.
Развитие речи также в повседневной жизни: в быту, в играх.
Для развития речи используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. С помощью вопросов следует добиваться, чтобы ребенок назвал, что изображено на картине. А когда дети рассматривают сюжетные картинки, взрослый рассказывает, что изображено на картине, и по ходу рассказа задает детям вопросы. Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы».
Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.
Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм.
Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.
В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого-либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.
Для того чтобы научить ребенка пересказывать, сначала побуждаем ребенка, повторять слова и фразы за собой. Затем задаем вопросы, а дети отвечают на них не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».
Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.
Проводим сюжетно-ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.). При развертывании сюжетов даем много названий предметов (посуды, одежды), показываем действия с ними и рассказываем их назначение. Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай, кофе). Сюжетно-ролевые игры: «Семья». «Кухня», «парикмахерская», «прачечная», «больница» закрепляют название предметов, необходимых для той или иной игры.
Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы).
Для развития речи и словаря очень важны беседы с ребенком о его повседневной жизни. «Что ты видел на прогулке?», «Идет ли дождь или снег на улице?», «Как провел день в саду?», «С кем ходил играл?», «В какие игры играл?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.
Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться.
На прогулке можно провести наблюдение за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения. Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить задание, например, найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.
Предложите детям включаться в совместный труд по хозяйству: убрать мусор в корзину, сложить аккуратно вещи, полить цветы. Даем поручения: «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф». В процессе трудовых действий обогащается речь ребенка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.
Игры со словами и действиями также позволяют развивать речь ребенка:
«Зайки скачут скок-скок-скок
На зелёный, на лужок.
Щиплют травку, кушают
Осторожно слушают, не идет ли волк».
(Зайчик шевелит «ушками» - руками над головой, убегает от волка по окончанию фразы).
У ребенка формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.
Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например, «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.
Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.
Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.). Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот». Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.
Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи).
Большое значения для развития активной речи детей имеет речь взрослых, его умение разговаривать с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль взрослого в формировании потребности речевого общения и развитии речевой активности ребёнка
Дети, поступившие в нашу группу, имеют диагноз «Общее недоразвитиеречи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:отмечается бедность словаря, нарушение звукопроиз...
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.
15 октября 2019 года в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.
В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"
Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...
Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»
Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...