Роль взрослого в формировании потребности речевого общения и развитии речевой активности ребёнка
статья

Подзорова Галина Арсеньевна

Дети, поступившие в нашу группу, имеют  диагноз «Общее недоразвитие

речи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:

отмечается бедность словаря, нарушение звукопроизношения,

аграмматизмы, недостаточное развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._rech_aktiv.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                  Консультация для родителей

              «Роль взрослого в формировании

                потребности речевого общения

                 и развитии речевой активности

                                  ребёнка.»

Дети, поступившие в нашу группу, имеют  диагноз «Общее недоразвитие

речи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:

отмечается бедность словаря, нарушение звукопроизношения,

аграмматизмы, недостаточное развитие связной речи.

Перед нами стоит задача комплексного подхода в решении этих проблем.

При этом необходима совместная работа детского сада и семьи в коррекции

всех сторон речи ребёнка. И  только с Вашей помощью мы сможем достичь определённых успехов. В течении учебного года мы будем постоянно знакомить Вас с материалом, над которым мы работаем данную неделю,

с теми задачами, которые  мы решаем. Надеемся на Вашу самую активную

помощь.

При обследовании детей выявлено, что речь у них, в основном,

односложная, они затрудняются правильно сформулировать свою мысль,

оформив её в предложение, иногда даже заменяют ответ жестами, Наблюдаются иногда и случаи речевого негативизма. Таким

образом, можно сделать вывод, что речь у наших детей ещё не в полной мере является социальной функцией, не сформирована как средство общения.

Вот в этом мы и видим нашу первую задачу: развитие речевой активности    

формирование потребности речевого общения. И здесь неоценима роль

родителей, так как в этом процессе ведущее значение имеет общение ребёнка

со взрослым и ,в первую очередь, с эмоционально близким для него взрослым для него взрослым – мамой.

Решающую роль в возникновении и развитии речи доказывают исследования,

Когда ребёнок изолирован от стимулирующей среды человеческого .

Особенно неблагоприятной является ситуация, когда не удовлетворены потребности ребёнка в теплоте,

ласке, любви.

Поэтому для всех детей с речевой патологией,  необходимо создать  такие

условия, при которой у них формировалась бы потребность в речевом общении.

Поэтому для всех детей, а особенно для детей с речевой патологией,

необходимо создать такие условия, при которых у них формировалась бы

потребность   в речевом общении

Старайтесь использовать для этого любую , самую малую возможность.

Вспомните, как проходит Ваше утро, сборы на работу и детский сад.

Ведь очень важно, чтобы, проснувшись, ребёнок видел Вашу улыбку,

Услышал Ваш ласковый голос.

Впереди у ребёнка (да и у Вас) длинный трудный день.

Постарайтесь подбодрить вашего малыша, создать у него радостное

настроение. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам.

Умение рассчитать время – Ваша задача. , прощаясь у дверей

группы, пожелайте ему удачи, найдите несколько ласковых слов вместо

часто звучащих «не балуйся!» и «чтоб вёл себя хорошо!»

А в воскресное  утро можно поговорить о том, что интересует ребёнка,

о чём он сам захочет говорить.

Здесь дело  не в масштабе события, а в том, чтобы заинтересовать

малыша ,поднять его настроение, вызвать на обсуждение этого события.

Настроенность на будущее делает жизнь детей интереснее, способствует развитию контакта между ребёнком и взрослым.

Дети нуждаются в душевной  теплоте, идут к нам со всеми своими

радостями и горестями, рассказывают обо всём пережитом.

А всегда ли  мы выслушиваем их ,сочувствуем и сопереживаем,

разбираемся в причинах и поводах?

Задумайтесь над этим и проанализируйте моменты обращения к вам детей

Как часто нам бывает некогда, и мы не находим в себе капельки терпения,

чтобы выслушать ребёнка, не говоря уж о  том, чтобы поговорить с ним..

А это так важно! Не отмахивайтесь от детских вопросов и внимания.

И, если вам некогда сейчас, обязательно вернитесь к этому вопросу и

обсудите его с ребёнком.

Когда мы спрашиваем детей о том, что они делали в прошедшие выходные дни, очень часто они не могут ответить.

В лучшем случае, говорят, что смотрели мультфильмы или ходили гулять. Это очень скупые, односложные ответы. Но, если каждый раз просить рассказывать ребёнка, какой мультфильм он смотрел, кто из героев ему понравился, почему, какой он был, этот герой и т. п. или с кем он ходил гулять, куда, что видел, с кем играл на улице, во что и т. п. с каждым разом  ответы детей становятся всё более распространёнными, интересными,

Эмоциональными. То же самое можно сказать и по поводу ваших вопросов о том, что сегодня делал Ваш сын (дочь) в детском саду,  поговорите с ребёнком, обсудите его проблемы,  порадуйтесь   его успехам (пусть даже иногда они вам покажутся мнимыми ), расспросите, с кем и во что он играл,

Какие были занятия, может, он узнал что –то новое.

Ещё один важный момент в речевом общении взрослого и ребёнка в семье – это совместный просмотр мультфильмов, спектаклей, чтение книг и их обсуждение. Помогите ребёнку, следящему за развитием событий на экране или в сказке, рассказе, расширить круг его представлений об окружающем, сформировать умение осмыслить содержание произведения, суметь увидеть и почувствовать богатство русского  языка, его красоту, выразительность, меткость, образность. Спросите у ребёнка, кто из  героев ему понравился, почему. Очень хорошо, если Вы выскажите при этом и своё мнение (совпадающее или не совпадающее с мнением ребёнка и объясните,

почему Вы так думаете. Замечательно, если  у Вас случится возможность,  сравнить кого-то с героем произведения, или в дальнейшем

столкнётесь с ситуацией, похожей на ту, о которой читали, и вспомните с ребёнком об этом.

При всей Вашей занятости, усталости постарайтесь выкроить время,

чтобы поиграть с ребёнком (особенно в выходные дни). Подойдёт любой вид совместной  деятельности. Увидев Ваш интерес и внимание, ребёнок будет

более раскован и общителен в контактах с Вами, у него появится потребность в дальнейшем  активном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

«Роль межличностного общения в развитии речевой культуры ребенка»

В данной статье говорится о том, какую важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение, и как оно влияет на развитие речевой культуры ребенка....

Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста

Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...

Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом "заикание"

В этом материале я рассказываю об этапах формирования чувства ритма у детей с диагнозом ТНР "заикание". И предлагаю практические упражнения для педагогов и родителей....

Статья."Развитие речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом ТНР "заикание""

В этой статье рассматриваются причины возникновения диагноза "заикания" и способы его преодоления....