ПЛАН по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием карт-схем»
методическая разработка на тему

Заяц Инна Алексеевна

ПЛАН по самообразованию на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2015-2016.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

+Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием карт-схем»

               Воспитатель: Заяц Инна Алексеевна

2015-2016 учебный год

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

1. Развитие познавательной активности детей в процессе       экспериментирования

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности в проведение элементарных опытов с использованием карт - схем.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

  • 1. Формы образовательной работы с детьми:
  •  Непосредственно образовательная деятельность;
  •  Продуктивная деятельность;
  •  Игровая деятельность.
  • 2. Формы работы с родителями:
  •  Консультации;
  •  Буклеты.

Перспективное планирование работы воспитателя.

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1.Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч. года

4.Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5.Составить перспективный план

Ноябрь

6.Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В теч. года

 Конспекты НОД на темы: «Царица - водица»,

7.Дополнить картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

В теч. года

Папка-передвижка

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Перспективный план работы

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

4 неделя

«Экскурсия

в детскую лабораторию»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - Буратино, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Октябрь

1 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

чеснок в футляре,

 кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Октябрь

2 неделя

«Почему все звучит?»

Подвести  детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Октябрь

3 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Октябрь

4 неделя

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором  вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Ноябрь

1 неделя

«Какие предметы могут плавать?»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Ноябрь

2 неделя

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой,  стаканчики, вода, ложки, поднос.

Ноябрь

3 неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Ноябрь

4 неделя

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство -  невидимость

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Декабрь

1 неделя

«Воздух работает»

Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Декабрь

2 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

Декабрь

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Декабрь

4 неделя

«Свет повсюду»

Показать значение  света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик,   свеча, настольная лампа.

Январь

1 неделя

«Свет и тень»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Январь

2 неделя

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Январь

3 неделя

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Январь

4 неделя

«Разноцветные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль

1 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Февраль

2 неделя

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

Февраль

3 неделя

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Февраль

4 неделя

«Где вода

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Март

1 неделя

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Март

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.

Март

3 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала.

Март

4 неделя

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.

Апрель

1 неделя

«Солнечные зайчики»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Зеркала.

Апрель

2 неделя

«Что растворяется

в воде»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Апрель

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Апрель

4 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.

Совки,  различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Май

1 неделя

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Май

2 неделя

«Фонтанчики - радуга»

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки с дырочками.

Май

3 неделя

«Солнце дарит нам тепло»

Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла

Май

4 неделя

Диагностирование детей

Литература

  1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  2. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  5. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .

11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

       12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное   воспитание. 2005. №1.

  1. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю...

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

План по самообразованию «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Цели:]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами фи...