"Агрессивность у детей дошкольного возраста"
материал на тему

Васильева Светлана Ивановна

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samobr._agressiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

 

«Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Васильева С.И.

Острогожск 2017-2018 учебный год

Актуальность проблемы:

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.

4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

5. Разработать рекомендации воспитателям по предупреждению агрессивного поведения.

6. Создать игротеку

Направления самообразования:

- изучение основополагающих теорий и понятий;

- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;

- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;

- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.

Методы самообразования:

- изучение и анализ научной, популяционной литературы, интернет источников;

- лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;

- ознакомление с опытом работы других педагогов;

- анализ результатов.

Ожидаемые результаты:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников;

- повышение профессиональной компетенции.

План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста

(2017-2018учебный год)

 

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

газет, журналов;

интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

Составление списка литературы по темам

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

6. Изучение статей освещающих проблему агрессивного поведения дошкольников;

7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

Октябрь 2017

В течение года

2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями,

мастер-классы,

мероприятия по обмену опытом.

Составление собственной литературной подборки по изучению и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Создание медиатеки по данной проблеме.

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов  др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

4.Изучение современных психологических методик, способов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

5. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью.

6.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д.

7. Создание картотеки игр.

В течение года

В течение года

Январь

Февраль

В течение года

В течение года

3.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для воспитателей  про изучаемой теме;

3)  Составление картотеки игр;

3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

Май 2018

 

Список литературы:

1.. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.

2.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

4. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

6. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-

7. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста

Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....

Решение проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста через игру и работу с семьёй.

В работе хорошо отражены два пункта:1. Игра, как средство преодоления агрессивности ребёнка дошкольного возраста....

Статья: "Агрессивность у детей дошкольного возраста"

Статья адресована родителям детей дошкольного возраста и начинающим работу воспитателям. Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных. Нарастающая волна детской...

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют  факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...