"Агрессивность у детей дошкольного возраста"
материал на тему
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobr._agressiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Васильева С.И.
Острогожск 2017-2018 учебный год
Актуальность проблемы:
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Задачи самообразования:
1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.
4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации воспитателям по предупреждению агрессивного поведения.
6. Создать игротеку
Направления самообразования:
- изучение основополагающих теорий и понятий;
- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;
- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;
- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.
Методы самообразования:
- изучение и анализ научной, популяционной литературы, интернет источников;
- лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;
- ознакомление с опытом работы других педагогов;
- анализ результатов.
Ожидаемые результаты:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- повышение профессиональной компетенции.
План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста
(2017-2018учебный год)
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6. Изучение статей освещающих проблему агрессивного поведения дошкольников; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | Октябрь 2017 В течение года |
2. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Составление собственной литературной подборки по изучению и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Создание медиатеки по данной проблеме. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4.Изучение современных психологических методик, способов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 5. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью. 6.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. | В течение года В течение года Январь Февраль В течение года В течение года |
3. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме; 3) Составление картотеки игр; 3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2018 |
Список литературы:
1.. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.
2.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
4. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
6. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-
7. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста
Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....
Решение проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста через игру и работу с семьёй.
В работе хорошо отражены два пункта:1. Игра, как средство преодоления агрессивности ребёнка дошкольного возраста....
Статья: "Агрессивность у детей дошкольного возраста"
Статья адресована родителям детей дошкольного возраста и начинающим работу воспитателям. Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных. Нарастающая волна детской...
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...