Решение проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста через игру и работу с семьёй.
статья по теме
В работе хорошо отражены два пункта:1. Игра, как средство преодоления агрессивности ребёнка дошкольного возраста.
2. Работа детского сада и семьи в преодолении агрессивности детей дошкольного возраста, как важный компонент педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.
РОЛЬ ИГРЫ В РЕШЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ,
РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна, т.к. число детей с проявлениями агрессивности стремительно растет, а методов и приемов преодоления подобного поведения для педагогического сопровождения такого ребенка в условиях группы детского сада, в настоящее время разработано недостаточно. Научный интерес к данной проблеме в последнее время существенно возрос, но все исследовательские работы, по большей части заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которого находится только в стадии становления.
Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Педагогическое сопровождение такого ребенка и сотрудничество с его семьей, имеет на наш взгляд, чрезвычайно важное значение, ведь ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем большую часть дня и то, как он научится справляться со своими трудностями, во многом зависит не только от родителей, но и от педагога. И, здесь, основным средством, приходящим на помощь воспитателю в работе с агрессивным ребенком, является игра.
Игра, как средство преодоления агрессивности ребенка
дошкольного возраста.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Недаром, еще С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка - это школа жизни и практика развития (23, с 4).
Исходя из вышесказанного, мы убеждены, что именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их агрессивности.
Ребенок, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит именно среди воспитателей и своих сверстников, в детском саду. Это позволяет педагогу не просто своевременно выявить агрессивность в поведении своих воспитанников, но и оказать им своевременную помощь в её преодолении, используя при этом многочисленные игровые приемы и ситуации, специально разработанные игры и упражнения, вовлечь в них и других детей группы.
Напомним, что работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) у их детей, консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации для родителей агрессивных детей и подобран комплекс игр (см. приложение), позволяющий значительно снизить агрессивные проявления в поведении детей.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. Особое место в вышеприведенном высказывании занимает понятие «проявлять» - оно говорит о том, что задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.
Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение и обсуждение художественной литературы. Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, тем самым преодолевая не только агрессивность, но и другие распространенные нарушения в поведении детей, такие как: тревожность, неуверенность в себе, страхи ребенка, гиперактивность и другие.
Таким образом, мы видим, что специально организованная педагогом игра является практически универсальным способом, неотъемлемой частью педагогического сопровождения ребенка, в его воспитании и развитии, преодолении разного рода трудностей.
Работа детского сада и семьи в преодолении агрессивности
детей дошкольного возраста, как важный компонент
педагогического сопровождения.
В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Мы полагаем, что приведённые выше данные дают ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), повышение самооценки, и развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, но и на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызывать только неприязнь со стороны ребёнка (24, с 96). Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.
Основной задачей в работе педагога и родителей с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности. (25, с 72).
Для этого необходимо вовремя информировать родителей о существующих проблемах развития ребенка, давать им рекомендации, как преодолеть данные трудности.
Педагогическое сопровождение должно носить комплексный и систематический характер – это является залогом эффективности проводимой работы. В работе с родителями воспитанников, воспитатель может столкнуться с определенными трудностями в налаживании контакта с матерью или отцом ребенка. В таких случаях, мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Наглядная информация может послужить отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке и трудностях, с которыми они сталкиваются в его поведении. Главная цель подобной информации – показать, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Возможно, что получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивности, родители сами обратятся с вопросом к воспитателю или другому специалисту. Таким образом, работа с родителями агрессивного ребенка может вестись в двух направлениях:
- Информирование;
- Обучение эффективным способам общения с ребенком.
При налаженном контакте с родителями детей, воспитатель получает возможность организовывать работу с родителями, приглашая их на консультации, тренинги, семинары, родительские вечера и т.д.
Библиографический список:
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
- Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
- Бреслав Г.Э. Коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб, Речь, 2007
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
- Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф.Т.Д. Марцинковской./ – М.: Гардарика , 2004. – 255 с.
- Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации /под ред. Н.П. Ивановой. М., Владос 2004 – 312с.
- Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей. Воспитание школьника № 7, 2000, с 22 -25
- Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб, Питер, 1995, 129с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., академия, 2006
- Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
- Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
- Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005,- 189с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
- Олиференко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска. М, Академия, 2005, 21с
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2008
- Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
- Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. —
М., 1999. — 656 с.
- Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /под ред. Л.М. Шипициной. М., Владос, 2003, 312с.
- Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —
№5/6/1992. — С.35-40.
- Семенов Г. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей). Воспитание № 2, 2002г., с 49 – 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123881-1350123804.jpg)
Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-915993-1648889381.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Содержание Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588706-1423329680.jpg)
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1298326-1673427452.jpg)
«Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
План по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/07/picture-1419509-1662573584.jpg)
Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".
Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-421089-1395072261.jpg)
опыт работы по теме: «Развитие чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через игру».
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. Михалков...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/06/picture-1462196-1678120519.jpg)
«Мелкая моторика и ее эффективность в решении проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Условия современной жизни всё более требовательны к детям дошкольного возраста. Увеличиваются требования к необходимому объему знаний, который должен быть усвоен до школы. Причем знания должны быть ус...