Статья: "Агрессивность у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Статья адресована родителям детей дошкольного возраста и начинающим работу воспитателям. Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения данного явления. Особенно важным является изучение агрессивности у детей дошкольного возраста, когда эта черта находится на стадии формирования. Именно в этот период можно предпринять своевременные предупредительные меры и не дать возможности агрессивности из устойчивой формы поведения перерасти в устойчивое качество личности.
В статье сформулировано понятие агрессивности, рассмотрены критерии выявления агрессивности у дошкольников, отмечены факторы, влияющие на формирование агрессивности и причины её проявления. В статье даны советы родителям по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Агрессивность у детей дошкольного возраста».
(Адресована родителям детей дошкольного возраста и начинающим воспитателям)
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессивности замечаются практически у всех детей.
Следует обратить особое внимание на детей дошкольного возраста, так как именно в этот период данная черта находится на стадии становления. Если не принять предупредительные меры, то у определённой категории детей агрессивность как форма поведения может перейти в качество личности.
Какого ребёнка можно назвать агрессивным?
Для ответа на этот вопрос необходимо понаблюдать за ребёнком и выявить у него критерии агрессивности (разработаны американскими психологами М.Адворд и П.Бейкер).
Критерии агрессивности:
Ребёнок:
- Часто теряет контроль над собой
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила
- Часто специально раздражает людей
- Часто винит других в своих ошибках
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо
- Часто завистлив, мстителен
- Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее 6 месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Факторы, влияющие на формирование агрессивности у детей
- Негативизм матери, отсутствие родительской любви
- Терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым
- Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, оскорбление)
- Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость)
- Несогласованность требований родителей: у ребёнка нет чётких норм поведения
- Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний со стороны взрослого
- Личностные особенности родителей: раздражительная мать, суровый отец, психопатии, психические заболевания
- Родовые травмы
- Врождённые физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребёнка
- Средства массовой информации, в том числе телевидение
Определённое сочетание и взаимодействие этих факторов создают условия для развития агрессивности в детстве.
Причины проявления агрессивности
- Стремление привлечь к себе внимание сверстников
- Стремление получить желанный результат
- Стремление стать лидером
- Защита и месть
- Желание обидеть другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство
Психологические особенности личности ребёнка, провоцирующие агрессивное поведение
- Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков
- Сниженный уровень произвольности
- Недоразвитость игровой деятельности
- Сниженная самооценка
- Нарушения в отношениях со сверстниками
Формы проявления агрессии у дошкольников
- Вербальная (словесная): ребёнок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет детей
- Физическая: ребёнок нападает на детей и взрослых, дерётся, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы других детей
- Косвенная агрессия (носит непрямой характер): ребёнок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, манипулирует другими.
В работе и общении с детьми, проявляющими агрессивность, важно знать, какие формы проявления агрессии можно поддерживать, а какие останавливать.
Приемлемые формы проявления агрессии (что можно)
- Создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы,
драки, войны и т.п.
- Играть с предметами: разрушать свои постройки, кидать игрушки в определённую не живую цель, корзину, ящик
- Выражать протест «нет» желательно с объяснением «почему»
- Бить подушки, боксёрские груши
- Бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию
- Заниматься спортивными играми, трудиться
Неприемлемые формы проявления агрессии (нельзя)
- Оскорблять и унижать других людей
- Применять физическое насилие по отношению к любым живым объектам
- Манипулировать чувствами других людей, провоцировать их
Как вести себя родителям?
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.
Профилактика агрессивного поведения
Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.
Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т.д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство. Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.
Ребёнок может и должен выражать свои негативные эмоции, но делать это словами, а не с помощью кулаков. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды. Научите ребёнка говорить о своих чувствах, называть вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Никогда не обзывайте ребёнка или других людей в его присутствии плохими словами – он будет так же вести себя с другими детьми.
Чем больше агрессии будет с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.
Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют «Неагрессивные модели дисциплинарного воздействия».
- Терпение.
- Объяснение. Ребёнку следует объяснить, почему его поведение неправильно, объяснение должно быть кратким.
- Отвлечение. Надо предложить ребёнку более интересное занятие, чем то, что ему хочется сейчас.
- Неторопливость. Не надо поспешно наказывать ребёнка, поступок может повториться.
- Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. У него появится желание ещё раз услышать похвалу.
Как помочь ребёнку стать менее агрессивным
Самое главное – научить ребёнка избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Детям необходимо предоставить как можно больше возможностей для разрядки.
Очень активным детям следует создать условия для движения: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.
Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
Вспыльчивым детям можно предложить приемлемые методы для выражения подавленного гнева.
- Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
- Когда сложно сдержаться, предложите ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать.
- В момент раздражения, прежде чем что-то сделать или сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.
- Можно послушать музыку, громко попеть или покричать.
- Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.
Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:
- Обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.
- Обсуждать с ребёнком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает в этом персонаже.
- Следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, повторяя ваши выражения, он копирует ваше поведение.
- Быть готовым выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.
- Поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
Современным родителям трудно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением). В телепередачах, которые являются для ребёнка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем 5-6 раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
Не стоит полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний, В реальной жизни избежать гнева, обид и столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам.
Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.
Литература.
1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие./ Под ред. Н.М.Платоновой
СПб.: Речь, 2004
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте:
Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1986
3. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в
детском саду.- 1999 г. №1
4. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...
статья агрессивность детей дошкольного возраста
Агрессивность у детей дошкольного возраста...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Статья «Агрессивность в поведении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Агрессивности в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья можно исключить, если уметь правильно общаться с ребенком, беря во внимание его особенности и исключить враждебность и злобу при ...