Авторская дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»
методическая разработка на тему

Cидорова Вера Ивановна

В настоящее время математическое развитие детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная  образовательная программа для детей 3-7 лет

«Веселая математика»

В настоящее время математическое развитие детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.  

 Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе, но  дошкольники ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять ее, усвоит понятия и закономерности.  А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

 Сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

       Задача педагога - сделать занятия по развитию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Я думаю, что согласитесь со мной, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной.    Познавательное развитие предполагает, прежде всего, развитие интеллектуальных эмоций, тех эмоций, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их протеканию. Творческое развитие умение ребёнка - придумывать логические задачи, создавать новые предметы, выдвигать гипотезу. У детей в процессе развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения, в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх. 

          Программа предназначена для работы с детьми  в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

          Цель программы: развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей детей, совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций детей

задачи:

1.Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2.Формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3.Обогащать и активизировать словарь детей.

4.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других детей.

       Система нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает  основные виды детской деятельности.

Игровая - (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги);

Познавательная - (работа с занимательным материалом);

Продуктивная - (работа с электронными дидактическими пособиями, моделирование, опыты, эксперименты, рисунки, аппликация);

 Двигательная - (праздники, игры подвижные и назидательные, прогулки, экскурсии);

 Коммуникативная -(загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием, дидактические игры и упражнения);

Конструктивная - (ролевые и строительные игры) 

            Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации, совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.

Загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием, дидактические игры и упражнения

Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

                           (Стул)

Пять братцев –

Всем одно имя.

(Пальцы)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)

А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)

У него четыре лапки,

Лапки – цап - царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)

Число 1.       

Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

                                                     (Гриб)

Число 2.         Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Число 3.         У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.(Светофор)

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

                                                     С. Маршак

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Число 4.         Дали туфельку слону,

                         Взял он туфельку одну

                         И сказал: «Нужны пошире,

                         И не две, а все четыре!»

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Число 5.     Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

         Величина

Что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

        (Заяц)

Как столкнутся – стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)

Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор

Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)

Геометрические фигуры,   форма предметов

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(Треугольник)

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Мы треугольники – два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

От всех я отличаюсь –

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны, и три угла, и столько же вершин. И трижды трудные дела мы трижды совершим

Что такое перед нами:

Круглое, совсем без грани.

В основаниях по кругу.

Катим мы его друг другу,

А назвать никак не можем.

Может, кто–то нам поможет?

(Цилиндр)

Жили-были два брата

Жили-были два брата: треугольник с квадратом.

Старший- квадратный, добродушный, приятный.

Младший- треугольный, вечно недовольный.

Стал же спрашивать квадрат:

- Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

- Брат,

Я ведь старше, я квадрат!

И сказал ещё нежней:

- Неизвестно, кто нужней.

Вот настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столбы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы:

«Приятных я желаю снов,

Спать ложился – был квадратным,

А проснёшься - без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет квадрата…

Онемел, стоит без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов

Ориентировка в пространстве

Сели детки на карниз

И растут всё время вниз.

(Сосульки)

Крыльями не машет,

А выше облаков летает.

(Самолёт)

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывёт пароход –

То взад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже – Тем дождик ближе.

(Туча)

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Качать хочешь – на нас садись.

(Качели)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

Два братца спереди бегут,

Два сзади догоняют,

А догнать не могут.

(Лестница)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль плывёт,

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт.

                                 (Утка с утятами)

Пароход

Ванная – море. Я – пароход. Полный назад! Полный вперёд! Право руля! Лево руля!

  Мчусь я по морю, Ногами бурля. Я бы доплыть. До Австралии мог, Но у Петровых Потёк потолок.

Близок локоть, да не укусишь.

Велик телом, да мал делом.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

В чужих руках и ломоть велик.

Высок каблучок, да подломился на бочок.

Выше себя не прыгнешь.

Длинная нитка – ленивая швея.

Долго спать – с долгом вставать.  И у самого

длинного дня есть конец. Пчела мала, да и та

работает. Чем дальше лес, тем больше дров.

Яблоко от яблони недалеко откатывается

Ориентировка во времени

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга находят.

(Месяцы)

Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)

Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети - Не догонишь его.                                            

(Время)

Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

                          (12 месяцев)

Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.                              (День и ночь)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний.        (Дни недели)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)

Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Когда это бывает? (части суток)

Доброе утро – птицы запели,        

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

                                (утром)

 Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.  И летит на всю округу: «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

                                                                           (днём)

Говорит Зайчиха-мать:

- Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

                                  (вечером)

                                                                 Спят медведи и слоны, И лиса, и ёжик. Все в округе спать должны, Наши дети тоже.

                                                                                    (ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)

Когда петушок раньше всех встаёт,

Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?                                          

(утром)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает?  (днём)

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает?   (вечером)

Век долог, да час короток.

Век живи, век учись.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

День да ночь – сутки прочь.

Готовь сани летом, а зимой телегу.

Делу - время, потехе – час.

Долг день до вечера, коли делать нечего.

Кто рано встаёт, того удача ждёт.

Не суйся, середа, прежде четверга

     Мы спросили у Емели…

Мы спросили у Емели: «Назови нам дни недели».Стал Емеля вспоминать, Стал Емеля называть: Дядька крикнул мне: «Бездельник!»

Это было в понедельник. На забор я лез и дворник. Гнал меня метлой во вторник. В среду я ловил жука. И свалился с чердака. Воевал в четверг с котами. И застрял под воротами. В пятницу дразнил собаку -Изорвал себе рубаху. А в субботу - вот потеха!-

На свинье верхом проехал. В воскресенье отдыхал - На мосту сидел, дремал, Да с моста свалился в реку. Не везёт же человеку! Так у нашего Емели. Дни недели пролетели!...

Дидактические игры и игровые упражнения  (3-4 года)

Раздел

Задачи

Д/и  и  упражнения

Количество и счет

Учить сравнивать количество предметов (один, много), выражать результаты определения в речи; учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов; учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, боль-ше-меньше; учить понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него;учить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

«Поезд», «Жуки», «Парная игра», «Шишки и жёлуди»,«Магазин игрушек»,«Собери ягоды», «Помоги достать», «Что изменилось?»,«Купим пуговицы», «Весёлый гном», «Найди столько же».

Форма

Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, шар, куб); развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соответствия между двумя группами предметов; развивать мышление, внимание, память, речь.

«Самолёты», «Найди предмет похожий по цвету», «На что похоже?», «Сложи фигуру»,  «Что изменилось?», «Выложи предмет», «Собери чашку», «Составь квадрат?», «Составь из палочек», «Подбери пару», «Чем похожи, чем отличаются», «Геометрическое лото», «Собери цепочку», «Собери бусы».

Величина

Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине; учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку; учить использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий).

«Разложи мячи в корзину», «Сложи длинную и короткую дорожки», «Кто быстрее», «Гаражи», «Чего не хватает», «У кого хвост длиннее», «Волшебные дорожки», «Кто быстрее соберёт бусы».

Ориентировка  в

пространстве

Учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо; учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад.

«Расположи фигуры на листе», «Справа как слева», «Кто быстрее пройдёт свой лабиринт», «Где расположено?».

Ориентировка  во

времени

Учить различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; формировать временные представления: раньше - позже.

«На «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Ответь правильно»,

«Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».

Дидактические игры и игровые упражнения

(4-5 лет)

Раздел

                     Задачи

                Д/и  и  упражнения

Количество и счет

Совершенствование умения считать в пределах 9, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.

«Найди свой домик», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счёт на ощупь), «Угадай сколько?», «Который по счёту», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?»

Форма

Упражнение в сравнении двух групп предметов разных по форме, цвету; определении их равенства или неравенства на основе сопоставления пар. Упражнение в умении нахожде-ния предметов по двум признакам.   Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр). Упражнение в умении составления целого из частей. Развитие внимания, мышления, комбинаторных способностей.

«Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру», «Построим домик», «Сравним шарики», «Лото», «Собери картинку»,

«Найди и закрась», «Игра с обручами», «Четвёртый лишний», «Где чей домик?», «Сложи мостик», «Разложи по домикам», «Собери бусы», «Сложи узор».

Величина

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

«Наведём порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберёт», «Какая игрушка спрятана», «Матрёшки», «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто быстрее свернёт ленту», «Расставь по порядку», «Сравни шарфики», «Разноцветные дорожки», «Разложи ленты», «Ворота».

Ориентировка  в

пространстве

Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя.

Упражнение в умении двигаться в заданном направлении.

«Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки», «Жуки», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику».

Ориентировка  во

времени

Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Знакомство с понятиями «вчера, сегодня, завтра».

«Наш день», «Поможем Мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Ответь правильно»,

«Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».

Дидактические игры и игровые упражнения

(5-6 лет)

Раздел

Задачи

Д/и и упражнения

Количество и счёт

Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами

(в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

«Сосчитай предметы», «Сосчитай ягоды», «Не ошибись», «Посчитай и ответь», «Сосчитай сколько?», «Продолжаем считать», «Отсчитай столько же», «Парные предметы», «поезд», «Сосчитай пассажиров», «Составим число», «Число и цвет», «Посчитай игрушки», «Собери цветок», «Считай дальше», «Найди пропущенное число», «Отгадай число».

Величина

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер.

«Строим лесенку для матрёшки», «Завяжем куклам бантики», «Выложи фигуру», «Подарки для гостей», «Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую», «Постройся по росту», «Наведи порядок», «Построй забор», «Кто, где живёт?», «Лесенка».

Форма

Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела. Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности.

«Собери картину», «Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Разложи предметы правильно», «Заполни пустые клетки», «Чудесный мешочек», «Бусы», «Угостим гостей», «Раз, два, три – в круг фигуру положи», «Какой фигуры не стало?», «Назови правильно», «Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь», «Найди лишнюю фигуру», «Выложи силуэт», «Найди(назови) предмет такой же формы», «Подбери ключ», «Составь целое по его частям».

Ориентировка в пространстве

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

«Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?», «Кубики Никитина», «Запомни и повтори», «Реши головоломку», «Составь картину», «Поручение», «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта».

Ориентировка во времени

Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели.

«Когда это бывает?», «Что мы делаем?», «Дни недели», «Расставь по порядку».

Дидактические игры и игровые упражнения

(6-7 лет)

Месяц

Тема. Цель.

1.

Сентябрь

Цвет, форма. Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме  расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор».  

( Используя кубики Никитина).

2.

Размер. Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания  наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки».

( Используя мозаику).

3.

Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

4.

Счёт, порядковые числительные в пределах 10. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

1.

Октябрь

Пространственные представления. Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Игра:

2.

Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

3.

Счет до 10. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10. ( Используем кубики Никитина). Игра: « обведи правильную цифру»

4.

Первое занятие.   Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.  

1

Ноябрь

 Второе занятие.   Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.  

2.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление « Воздушные шары». ( Использовать мозаику  из пуговиц).

3.

 Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. ( Собери фигуру из  счетных палочек или верёвочки).

4.

Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

1.

Декабрь

Объём. 1 занятие. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел.Воспитывать умение работать малыми группами.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька »).

2.

Объём. 2 занятие. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8.

Развивать графические умения.

 Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).

3.

Счет. Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

4.

Задачи на смекалку. Занятие 1.Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

1.

Январь

Задачи на смекалку. Занятие 2. Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

2.

Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок».

3.

Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

1.

Февраль

 Способы измерения. Занятие 1. Цель: Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром.

Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно.

2.

Способы измерения. Занятие 2. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

3.

Игры – путешествие во времени. Цель:  служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: « Что сначала, что потом».

4.

Учимся определять время по часам. Занятие 1. Цель: Учить детей   ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: « части суток»

1.

Март

Учимся определять время по часам. Занятие 2. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», « Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала.

2.

Классификация. Занятие1. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего».

3.

Классификация. Занятие 2. Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

1.

Апрель

 Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 1. Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

2.

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 2. Цель:

Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного  из слагаемых до суммы.  Игра: « Бегущие цифры».

3.

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 3. Цель:

Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

4.

Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. 

1.

Май

Игры – путешествия во времени. Цель:  служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года,  названий месяцев.

 Игра: « Что сначала, что потом».

2.

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель:

- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

        Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.

3-4 года.

К концу  года обучения ребенок может:

- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;

- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;

- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;

- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.

 4-5 лет

К концу года обучения  ребенок может:

- различать части предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливать размерные отношения между 3 - 5 предметами;

- считать до 5, сравнивать количество предметов в группах на основе счета, приложения предметов друг к другу, поштучного соотнесения предметов;

- различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки;

- использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов;

- решать задачи на сообразительность, рассуждает при их решении;

- интересоваться окружающим миром, проявлять активность в его исследовании;

5-6 лет

К концу года обучения  ребенок может:

- выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и свойства, сравнивать части на основе счета предметов в пределах 10;

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр);

- проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам.

6-7 лет

К концу года обучения  ребенок может:

- самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 20 и дальше);

- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия;

- проявлять интерес к играм интеллектуального характера, решать задачи на сообразительность, рассуждать при их решении, доказывать полученный результат.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей 4-5 лет "Веселая ритмика"

В настоящее время существует много ритмопластических направлений,и одно наиболее доступных ,эффективных и эмоциональных -это танцевально -ритмическая гимнастика.Доступность-этого вида основывается на ...

Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет

Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.

Рабочая программа  по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая математика» для детей от 3 до 5 лет

Пояснительная запискаДополнительная  общеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности «Веселая математика» (далее Программа) для детей  от 3 до 5 лет...

Картотека дидактических игр по математическому представлению для детей 3-4 лет "Веселая математика"

Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально ко...