Авторская дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»
методическая разработка на тему
В настоящее время математическое развитие детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festivalsidorova_v.i._gbousoshots_s._chelno-vershiny_sp_detskiy_sad_romashka.docx | 53.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет
«Веселая математика»
В настоящее время математическое развитие детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе, но дошкольники ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять ее, усвоит понятия и закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.
Задача педагога - сделать занятия по развитию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Я думаю, что согласитесь со мной, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Познавательное развитие предполагает, прежде всего, развитие интеллектуальных эмоций, тех эмоций, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их протеканию. Творческое развитие умение ребёнка - придумывать логические задачи, создавать новые предметы, выдвигать гипотезу. У детей в процессе развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения, в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх.
Программа предназначена для работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Цель программы: развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей детей, совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций детей
задачи:
1.Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2.Формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3.Обогащать и активизировать словарь детей.
4.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других детей.
Система нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает основные виды детской деятельности.
Игровая - (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги);
Познавательная - (работа с занимательным материалом);
Продуктивная - (работа с электронными дидактическими пособиями, моделирование, опыты, эксперименты, рисунки, аппликация);
Двигательная - (праздники, игры подвижные и назидательные, прогулки, экскурсии);
Коммуникативная -(загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием, дидактические игры и упражнения);
Конструктивная - (ролевые и строительные игры)
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации, совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.
Загадки, стихи, считалки, пословицы и поговорки с математическим содержанием, дидактические игры и упражнения
Количество и счёт
Ножек четыре, Шляпка одна. Нужен, коль станет Обедать семья. (Стол) | Есть спина, А не лежит никогда. Есть четыре ноги, А не ходят и три. Сам всегда стоит, А всем сидеть велит. (Стул) |
Пять братцев – Всем одно имя. (Пальцы) | Пять мешочков шерстяных – Греются братишки в них. (Перчатки) |
На самом перекрёстке Висит колдун трёхглазый, Но никогда не смотрит Двумя глазами сразу. (Светофор) | Две новые кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги, И по большим снегам беги. (Лыжи) |
Проживают в трудной книжке Остроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры) | Гребешок на голове, Две ноги и шпоры две. Он в один и тот же час Рано утром будит нас. (Петух) |
А ну-ка, ребятки, Кто угадает: На десятерых братцев Двух шуб хватает? (Варежки) | У него четыре лапки, Лапки – цап - царапки. Пара чутких ушей. Он гроза для мышей. (Кот) |
Число 1. Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (Гриб) | Число 2. Одна дана нам голова, А глаза два, и уха два, И два виска, и две щеки, И две ноги, и две руки. |
Число 3. У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня.(Светофор) | Три цвета есть у светофора, Они понятны для шофёра: Красный свет – проезда нет. Жёлтый – будь готов к пути, А зелёный свет – кати! С. Маршак |
Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки? (Три медведя) Считалки Один, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. Один, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли, Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать, как нам быть? Надо заиньку ловить! Снова будем мы считать: Один, два, три, четыре, пять. | Число 4. Дали туфельку слону, Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!» Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки У мышки и у кошки. Число 5. Хороши у нас котята. Раз, два, три, четыре, пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Один! Два! Три! Четыре! Пять! Захотели поиграть! |
Величина | |
Что за зверь лесной – Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц) | Как столкнутся – стук да стук, Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьёт – Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздик) |
Белый столб стоит на крыше И растёт все выше, выше. Вот дорос он до небес И исчез. (Дым) | К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот откроет рот. (Экскаватор |
Не широка в ширину, Но зато длинна в длину. Где вода и глубина, Там деревянная она. (Дорога) | Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Нитка с иголкой) |
Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. (Горох) | Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшки) |
Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус! Что же это за… (Арбуз) | |
Геометрические фигуры, форма предметов | |
Три вершинки, Три угла, Три сторонки – Вот и я! (Треугольник) | Похож на прямоугольник, Но всем даю сигнал: Углов я не имею. Что это? (Овал) |
Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (Круг) | Он давно знакомый мой, Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его… (Квадрат) |
Четыре мне угла даны, И все стороны равны. Прямоугольнику я брат, А зовут меня… (Квадрат) | Мы треугольники – два друга. Кладите нас друг против друга, Получится наш третий друг. Кто это? (Прямоугольник) |
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня… (Квадрат) | От всех я отличаюсь – Всегда везде качаюсь. Я ваш знакомый, друг, Известен всем вокруг. (Круг) |
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри, У нас всего, у нас всего, у нас всего по три. Три стороны, и три угла, и столько же вершин. И трижды трудные дела мы трижды совершим | Что такое перед нами: Круглое, совсем без грани. В основаниях по кругу. Катим мы его друг другу, А назвать никак не можем. Может, кто–то нам поможет? (Цилиндр) |
Жили-были два брата Жили-были два брата: треугольник с квадратом. Старший- квадратный, добродушный, приятный. Младший- треугольный, вечно недовольный. Стал же спрашивать квадрат: - Почему ты злишься, брат? Тот кричит ему: - Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре! Но квадрат ответил: - Брат, Я ведь старше, я квадрат! И сказал ещё нежней: - Неизвестно, кто нужней. Вот настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столбы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы: «Приятных я желаю снов, Спать ложился – был квадратным, А проснёшься - без углов!» Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он, нет квадрата… Онемел, стоит без слов. Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов | |
Ориентировка в пространстве | |
Сели детки на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки) Крыльями не машет, А выше облаков летает. (Самолёт) В полотняной стране По реке-простыне Плывёт пароход – То взад, то вперёд. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг) Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже – Тем дождик ближе. (Туча) Вверх – вниз, вверх – вниз. Качать хочешь – на нас садись. (Качели) Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Дождевая туча) Два братца спереди бегут, Два сзади догоняют, А догнать не могут. (Лестница) Вдоль по речке, по водице Плывёт лодок вереница. Впереди корабль плывёт, За собою всех ведёт. Вёсел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперёд Всю ватагу поведёт. (Утка с утятами) | Пароход Ванная – море. Я – пароход. Полный назад! Полный вперёд! Право руля! Лево руля! Мчусь я по морю, Ногами бурля. Я бы доплыть. До Австралии мог, Но у Петровых Потёк потолок. Близок локоть, да не укусишь. Велик телом, да мал делом. Видит око далеко, а ум ещё дальше. В чужих руках и ломоть велик. Высок каблучок, да подломился на бочок. Выше себя не прыгнешь. Длинная нитка – ленивая швея. Долго спать – с долгом вставать. И у самого длинного дня есть конец. Пчела мала, да и та работает. Чем дальше лес, тем больше дров. Яблоко от яблони недалеко откатывается |
Ориентировка во времени | |
Мы день не спим, Мы ночь не спим. И день, и ночь Стучим, стучим. (Часы) | Двенадцать братьев Друг за другом ходят, Друг друга находят. (Месяцы) |
Семь братьев: Ростом одинаковые, Именами разные. (Дни недели) | Без ног оно, И без крыльев оно, Не видно его, И не слышно его. Быстро лети - Не догонишь его. (Время) |
Двенадцать братьев: Разно называются, Разными делами занимаются. (12 месяцев) | Две сестры: Одна светлая, Другая тёмная. (День и ночь) |
Братьев этих ровно семь. Вам они известны все. Каждую неделю ходят Братья друг за другом. А прощается последний – Появляется передний. (Дни недели) | Что за птицы пролетают По семёрке в каждой стае? Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели) |
В году у дедушки Четыре имени. Какие? (Весна, лето, осень, зима) | Сам дней не знает, А другим называет. (Календарь) |
Когда это бывает? (части суток) Доброе утро – птицы запели, Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встаёт и идёт по делам! (утром) Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Солнцу, речке, ветерку. И летит на всю округу: «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!» (днём) Говорит Зайчиха-мать: - Ну-ка, дети, все в кровать! Спать пора давным-давно, На дворе уже темно! (вечером) Спят медведи и слоны, И лиса, и ёжик. Все в округе спать должны, Наши дети тоже. (ночью) Звёзды на небе зажглись, Спать ребята улеглись. Вечер, день умчались прочь. Им пришла на смену… (ночь) Когда петушок раньше всех встаёт, Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт? (утром) Солнце в небе ярко светит, На прогулку вышли дети. Когда это бывает? (днём) Стало за окном темнеть, Птицы стали тише петь. Убирать игрушки нужно, Мама всех зовёт на ужин. Когда это бывает? (вечером) | Век долог, да час короток. Век живи, век учись. Говорил день до вечера, а слушать нечего. День да ночь – сутки прочь. Готовь сани летом, а зимой телегу. Делу - время, потехе – час. Долг день до вечера, коли делать нечего. Кто рано встаёт, того удача ждёт. Не суйся, середа, прежде четверга |
Мы спросили у Емели… Мы спросили у Емели: «Назови нам дни недели».Стал Емеля вспоминать, Стал Емеля называть: Дядька крикнул мне: «Бездельник!» Это было в понедельник. На забор я лез и дворник. Гнал меня метлой во вторник. В среду я ловил жука. И свалился с чердака. Воевал в четверг с котами. И застрял под воротами. В пятницу дразнил собаку -Изорвал себе рубаху. А в субботу - вот потеха!- На свинье верхом проехал. В воскресенье отдыхал - На мосту сидел, дремал, Да с моста свалился в реку. Не везёт же человеку! Так у нашего Емели. Дни недели пролетели!... |
Дидактические игры и игровые упражнения (3-4 года)
Дидактические игры и игровые упражнения
(5-6 лет)
Дидактические игры и игровые упражнения
(6-7 лет)
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.
3-4 года.
К концу года обучения ребенок может:
- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;
- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;
- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.
4-5 лет
К концу года обучения ребенок может:
- различать части предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливать размерные отношения между 3 - 5 предметами;
- считать до 5, сравнивать количество предметов в группах на основе счета, приложения предметов друг к другу, поштучного соотнесения предметов;
- различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки;
- использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов;
- решать задачи на сообразительность, рассуждает при их решении;
- интересоваться окружающим миром, проявлять активность в его исследовании;
5-6 лет
К концу года обучения ребенок может:
- выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и свойства, сравнивать части на основе счета предметов в пределах 10;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр);
- проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам.
6-7 лет
К концу года обучения ребенок может:
- самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 20 и дальше);
- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;
- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия;
- проявлять интерес к играм интеллектуального характера, решать задачи на сообразительность, рассуждать при их решении, доказывать полученный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей 4-5 лет "Веселая ритмика"
В настоящее время существует много ритмопластических направлений,и одно наиболее доступных ,эффективных и эмоциональных -это танцевально -ритмическая гимнастика.Доступность-этого вида основывается на ...
Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет
Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая математика» для детей от 3 до 5 лет
Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика» (далее Программа) для детей от 3 до 5 лет...
Картотека дидактических игр по математическому представлению для детей 3-4 лет "Веселая математика"
Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально ко...