Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ
статья на тему
Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskaya_doklad.docx | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста
в разновозрастной группе ДОУ
(МБДОУ "Ашкаульский детский сад" Пультякова Н.В.)
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Важным этапом социализации ребенка с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение. Дошкольное учреждение является значимым этапом в социализации личности ребенка. Интегрированный в образовательную среду ребенок с ОВЗ, получающий коррекционную помощь, может воспитываться в группе вместе с нормально развивающимися детьми.
На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников. Необходимо создание открытой развивающей системы «детский сад – родители – социум» как условия успешной социализации детей, в рамках которой функционирует служба ранней помощи детям раннего возраста и детям, имеющим особенности в развитии. Служба ранней помощи, работающая с детьми с ОВЗ, оказывает систематическую психолого-педагогическую и социальную помощь детям в возрасте от трех до семи лет, а их родителям (законным представителям) – консультативно–методическую поддержку по вопросам воспитания и обучения.
Мы глубоко убеждены, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Именно поэтому в нашем детском саду мы постарались наладить работу по социальной адаптации детей. В этом направлении мы работаем вместе со службой сопровождения МБОУ "Браженская СОШ"- дефектологом, логопедом и психологом. В результате такой работы мы выявляем детей, которых необходимо отправить на ПМПК. Как правило, для многих образовательных учреждений в этом заключается основная сложность и проблема, поскольку необходимо согласие родителей, которые зачастую вовсе не согласны с таким мнением педагогов, и всеми силами стараются убедить в обратном. В нашем учреждении такая проблема не стоит, так как наши родители- это полноправные участники образовательного процесса, а также постоянные гости на всех мероприятиях детского сада. Они также присутствуют во время скринингового обследования специалистами МБОУ "Браженская СОШ", с ними проводится индивидуальная беседа о результатах скрингового исследования, даются рекомендации. Особое внимание мы уделяем родителям детей с ОВЗ, поскольку они нуждаются в нашей поддержке. Мы убеждены, что ранняя диагностика детей ОВЗ в ДОУ помогает избежать трудностей на дальнейшем этапе социализации ребенка. За последних три года 3-е ребят нашего детского сада прошли ПМПК, и в данный момент обучаются в коррекционной школе.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности в том числе и детей с ОВЗ. Для того, чтобы правильно организовать образовательную деятельность и в целом работу с такими детьми, мы постоянно пополняем свои знания, участвуя в различных семинарах, курсах повышения квалификации, методических площадках на базе МБОУ "Браженская СОШ" и др., посвященных работе с детьми ОВЗ. Нам бы хотелось поделиться опытом и рассказать о том, как мы организовали модель инклюзивного образования в нашем детском саду.
В нашем детском саду появился особенный ребенок - мальчик Ваня. На момент поступления ребенку было 3 года. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих.
Наполняемость группы на тот момент составляла 21 ребенок. Наш сад имеет общеразвивающее направление. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у воспитателей не было. Ребенок в дальнейшем некоторое время посещал специализированный детский сад в г.Канске, но потом в силу семейных обстоятельств и сопутствующих заболеваний у Вани, вновь вернулся в наш детский сад.
Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Мальчик активный, любил находиться в обществе детей, любил тактильный контакт, сам часто поглаживал кого-то из детей. Ребенок хорошо слышал, но не реагировал на обращенную к нему речь. Наблюдался отменный аппетит, ребенок мог не только держать ложку, но и хорошо ею владел. Культурно-гигиенические навыки присутствовали. Навык посещения туалета тоже привит. Одеваться ребенок умел, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно.
Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Для данного ребенка была разработана Адаптированная образовательная программа, при составлении которой учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Мы наметили несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы нам было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком мы проводили в индивидуальной форме, и ребенок позже сам стал по своему желанию садится на занятия с детьми подготовительной группы. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы обучали ребенка способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали Ване способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, надевать штаны , снимать одежду.
Для развития общей моторики мы привлекали Ивана к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении ребенка Учили мальчика брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомили его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития.
Использовали в своей работе техники нетрадиционного рисования и художественного творчества. Ване очень нравилось рисовать.(рисование мыльными пузырями, декупаж, работа с мокрой бумагой, рисование солью, манкой, работа с крупами и так далее).
У Вани развито чувство такта, любит танцевать, это самое любимое его занятие. На всех праздниках ребенок активный и всегда вместе с ребятами танцует.
Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.
Ребенок стал адекватно реагировать на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность. В течение дня пребывания в детском саду преобладал положительный эмоциональный фон.
Благодаря слаженной работе педагогов детского сада и специалистов МБОУ "Браженская СОШ" нам удалось подготовить ребенка к дальнейшей социализации. На выпускном Ваня вместе с другими детьми и наравне с ними принимал участие в празднике, танцевал, играл, принимал поздравления. Родители и дети также не испытывали трудностей в общении с Ваней В данный момент Иван готовится к поступлению в специализированную школу в г. Иланске для детей с особыми образовательными потребностями.
В конце прошлого учебного года в нашем детском саду появился еще один ребенок, но успешно адаптироваться не смог. Родителям было предложено посещать детский сад на неполный день.
Кириллу 6 лет, совместно со специалистами МБОУ "Браженская СОШ" мы попытались провести скрининговое обследование, на котором присутствовала мама ребенка. Результат получился отрицательным, ребенок не имеет никаких навыков. После беседы с мамой было предложено пройти ПМПК, с чем она согласилась. Ребенок прошел ПМПК, ему установлен диагноз- легкая умственная отсталость. В летний период воспитатели пытались найти контат с ребенком, приглашали посмотреть детский сад и пообщаться с детьми. Постепенно ребенок стал идти на контакт. В этом учебном году он уже будет посещать наш детский сад.
Для него была разработана Адаптированная программа с учетом Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальных особенностей ребенка.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
·Познавательное развитие
·Социально-коммуникативное развитие
·Речевое развитие
·Художественно-эстетическое
·Физическое развитие.
К сожалению, с Кириллом мы только начинаем работать, поэтому результатов совместной деятельности пока нет. Но будем стараться создавать все необходимые условия для того, чтобы социальная адаптация мальчика прошла намного легче и успешней.
На нашей территории есть еще один ребенок-инвалид- девочка 3,5 лет, которая имеет особенности психического развития и также нуждается в создании условий для получения, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Кроме этого, у ребенка сопутствующее редкое заболевание- фенилкетонурия, она нуждается в строгой диете. В связи с заболеванием мамой было принято решение о семейной форме воспитания. Семье была оказана методическая помощь, даны рекомендации. В виду сложившейся ситуации ребенок в январе 2018 г. был отправлен на реабилитацию в г.Сосновоборск, где находился течении 8 месяцев. В данный момент ребенок находится дома, изменились обстоятельства семьи (умер папа девочки), и возникла необходимость в посещении детского сада. Учитывая особенности ребенка маме было предложено кратковременное пребывание ребенка в детском саду. Нами разрабатывается Адаптированная программа для девочки, учитывая ее особенности и рекомендации ИПР. На следующей неделе запланировано посещение семьи совместно с представителями Опеки и Социальной защиты Канского района.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, наши совместные усилия, позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребёнка,наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"
Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познаватель...
Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста разновозрастной группы "Ищем сундучок со сказками домовенка Кузи".
Лето – удивительное время года, когда природа цветёт и благоухает, радуетсясолнцу и освежается дождями! Именно летом для ребятни наступает настоящее раздолье, ведь наступают каникулы! Наступает ...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»
Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...
Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"
Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам духовно - нравственного воспитания....
План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста разновозрастной группы посредством русских народных сказок»
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.Задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских наро...
Инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»
Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых....