Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сутупова Оксана Игоревна

Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познавательных интересов ребёнка, формирует умение решать  конкретные социальные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sutupovoy_seminar.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста

Сутупова Оксана Игоревна - воспитатель.

ОГБОУ Детский дом  «Гармония»  г. Черемхово.

Аннотация статьи: Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познавательных интересов ребёнка, формирует умение решать  конкретные социальные проблемы.

Ключевые слова: социализация, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

В связи с введением  Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в 2011 – 2012 учебном году в учреждении была разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования     «Это – мой мир». Образовательная программа предназначена для реализации образовательного процесса с воспитанниками дошкольного возраста, воспитывающимися в условиях детского дома. В октябре 2012 года данная программа получила рецензию   кафедры коррекционно – развивающего обучения ИИПКРО. В образовательной программе учтены не только особые образовательные потребности  детей - сирот, но и основные положения и принципы ФГТ в  области дошкольного образования.  Цель программы: создание условий для всестороннего физического, психического и социального развития каждого ребенка.

Задачи:

1.Учитывать в образовательном процессе  особенности  психофизического развития и возможностей детей-сирот.

2.Создавать благоприятные условия для полноценного  развития и проживания ребенка дошкольного возраста в условиях детского дома

3.Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

4.Осуществлять необходимую  квалифицированную коррекцию  недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.  

5.Формировать   основы базовой культуры личности ребенка, готовить   его к жизни в современном обществе.

Развитие детей, находящихся в детском доме, по ряду существенных психических параметров отличается от развития детей, воспитывающихся в семье. Воспитатели детского дома не могут в полной мере заменить семейное воспитание, но правильная организация педагогического процесса способствует предотвращению негативных последствий психической депривации. Одной из основных задач воспитания в детском доме является повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов, необходимых для формирования личности воспитанника. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не имеют возможности удовлетворить основные жизненные потребности: необходимость в достаточном количестве разнообразных стимулов, в определенных условиях для действенного учения, в первичных общественных связях (особенно с матерью), в общественной самореализации, в овладении различными общественными ролями. Неудовлетворение указанных жизненных потребностей приводит к различным формам психической депривации. В силу психической депривации дети - сироты обладают рядом особенностей психического и речевого развития. У них по иному формируются познавательные процессы, эмоции, общение и речь. Эти особенности проявляются не столько в темповых задержках психомоторного и речевого развития, а в качественно ином, дисгармоническом развитии ребенка, которое обнаруживается на всех ступенях детства. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, я организую воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Мною было замечено, что ребенок в ходе занятий проблемного обучения  получает свободу, он способен отходить от  усвоенных стандартов. Ребенок не просто передает в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинает целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для   будущего  наших воспитанников.  Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Выдвинутые причины обусловили выбор  методической темы моей работы по самообразованию «Использование проектной деятельности в социализации детей - сирот старшего дошкольного возраста».  

При организации проектной деятельности  вначале  стала использовать  на занятиях  принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий об осени была объединена основной лексической темой. Например - проект: «Уж, небо осенью дышало» состоял из пяти подпроектов:  Подпроект: Осень. Овощи.   Подпроект: Осень. Фрукты. Сад. Подпроект: Осень. Ягоды. Грибы.    Подпроект: Золотая осень. Деревья. Подпроект: Осень. Перелётные птицы. Подпроект: Поздняя осень.

Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. Знакомство детей с овощами, фруктами, ягодами, грибами,  с природой осенью проходило на занятиях познавательного цикла,  во время экскурсий в городской ДЭБЦ, в парковую зону,  где дети могли увидеть происходящие в природе характерные изменения, называть признаки осени; продолжали закреплять знания о дарах природы, о бережном отношении к ней, о труде взрослых в это время года, воспитывали умение уважительно относиться к людям любой профессии.    Знакомство проводилось не только в непосредственно  образовательной деятельности, но и во время прогулок, в вечерний отрезок времени рассматривали презентации об ягодах, грибах, овощах, фруктах.    Оформили уголок природы в игровой комнате, сделали выставку книг о данном времени года.  Во время творческой деятельности ребята рисовали осень в разные периоды, находили отличия и умело называли, какому периоду осени относится данный рисунок. В исследовательской деятельности  закрепляли  и обобщали  знания о воде, воздухе, знакомились  со свойствами мокрого песка, выясняли, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций и  в экспериментальной деятельности,  долго вспоминая и делясь впечатлениями,  не только друг с другом, но и со всеми окружающими. На занятиях ознакомление с художественной литературой и развития речи читали рассказы, составляли рассказы по сюжетным картинкам про осень, разучивали стихотворения -  через произведения писателей, поэтов  знакомились  с красотой родной природы. Совместная  деятельность позволяет установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, помогает лучше понять друг друга. При совместной деятельности воспитателя с детьми были организованы творческий конкурс «Мы юннаты» и выставка поделок из овощей и фруктов, драматизация стихотворения «Спор овощей», где проявились такие качества как артистичность, ребята нашли  ответ на вопрос.  Какой овощ полезнее? Был организован праздник  «Осенние топотушки в гостях у Петрушки». Совместно с детьми я приготовила презентацию «Уж небо осенью дышало».  Своеобразным звеном познавательной активности  детей стал исследовательский проект «Волшебница вода».  Пробуждение интереса к деятельности взрослых, формирование положительного отношения и уважения к труду, расширение и представление о разных видах деятельности  учит  проект «У меня растут года». Работая по внедрению проектного метода, отобрала эффективные методы и приемы: наглядный; словесный; практический; проблемно-поисковый; исследовательский; сюрпризный момент; элемент загадочности; создание воображаемой ситуации; использование музыки.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Он обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Расширились знания детей об окружающем мире. Произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к их личностному росту.  

Литература

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.

   Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе, природоохранного сознания необходимо вос...

Психологические особенности детей - сирот старшего дошкольного возраста.

Дети, нахо­дящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии. Они испытывают зна­чительные трудности в выполнении проб на статическую, динами­ческую корр...

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...

Проектная деятельность "Книга - мой друг" для старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность "Книга - мой друг" для старшего дошкольного возраста...