Конспект НОД в старшей группе "Озимые"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Использование устного народного творчества в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста при воспитании любви к родной природе через малые формы фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ozimye.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
на тему: «Озимые»
«Использование устного народного творчества
в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста»
образовательная область «Познавательное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Воспитание любви к родной природе через малые формы фольклора
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить с потешками, закличками, считалками, пословицами и поговорками;
- познакомить с понятием «озимые»;
Развивающие:
- развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие коммуникативных умений,
- развитие ловкости, координацию движений, действовать по правилам, - развитие интереса к чувашским народным играм.
Воспитательные:
- воспитывать любви и бережное отношение к культуре своего народа.
- формировать доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога
Возраст: 5 – 6 лет
Форма проведения: игра путешествие.
Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей.
Материалы и оборудование: компьютер, отрывок мультфильма «Золотой колосок», презентация «Озимые», грибы, корзина, видеоролик «Родник и речка», ткань синего цвета, мешочек с зерном, демонстрационный материал «Тучка с дождем», анимация солнца, иллюстрация, где сеют хлеб, видео со снегом, кленовый лист, елка,
Словарная работа:
потешка, сказки, считалочка, загадка, бурачки, кузовки, бочонок, сеять, сажать, озимые
Предшествующая работа:
-Чтение детям рассказов об осени,
.-разучивание стихотворений, потешек, закличек,
-разгадывание загадок
-наблюдения в природе за осенними явлениями
-разучивание народных игр
- составление презентации для занятия
-рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов
-разучивание песни «Нива золотая»
Методические приемы:
1.Сюрпризный момент. Получение детьми приглашения в конверте.
2.Отправление в путешествие искать зерна хлеба. 3.Остановка в лесу, приметы погоды. 4.Пальчиковая гимнастика.Гриб. 5. Встреча с родником, чувашская народная игра «Родник». 6.Встреча с полем, сеют пшеницу 7.Заклички дождя и солнца. 8.Песня «Нива золотая». 9 .Пословицы о хлебе. 10.Приход петушка с угощением. 11.Рефлексия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие». «Физическое развитие». «Речевое развитие».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1.Сюрпризный момент.
1. Воспитатель: Посмотрите, здесь листик на окошке? Ой, ребята, а на нем что-то написано (читает):
«Детский сад №75. Детям группы «Светофорик»
Обратный адрес: Петушок из мультфильма «Золотые колосья»
В:- Ребята, помогите, пожалуйста, ветер унес три зернышка, которые я отобрал у Мельника. Нужно их успеть посеять, чтобы выросли из них золотые колосья. (Просмотр отрывка мультфильма «Золотые колосья»
В: Ребята, поможем петуху отыскать эти зерна?
В.: Поможем.
В.: Я предлагаю отправиться в путь.
2.Путешествие
Отправляемся в лес искать зерна хлеба.
1 остановка.
Куда это мы доехали? Лес (Слайд леса)
Загадки: 1. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес)
2. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
3. Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
4. Сидит – зеленеет, лежит пожелтеет, падает – почернеет.(Древесный лист)
В.: 1.В народе говорят, если осенью листья берез начинают желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Нинче много грибов в лесу.(Слайд с грибами)
Наверное и вы с родителями ходили собирать. А какие грибы вы знаете.
Д.: Названия грибов.
В.: Ребята, давайте мы соберем с вами грибы. А чтобы было у нас много грибов, закличем их.
Закличка
Гриб, гриб, грибовой,
Мы возьмем тебя с собой:
Волнушки - в кадушки,
Сморчки - в бурачки,
Опенки - в боченки,
Грузди – в кузовки.
Игра «Собери грибы» (пазл или подвижная игра)
2. В народе есть такая примета, если много грибов, осень долгая, а зима теплая.
В.: Наших зерен мы не нашли, пойдемте дальше.
Дошли до родника.
В.: Загадка. Бьет из под земли, ключевая вода.
Д.: Родник. (Слайд родника)
В.: Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.
Где начинается родник?
Д.: Река.
В.: Долго можно смотреть на журчащую воду. Но мы можем и поиграть.
Подвижная игра «Родник».
На земле чертят параллельно друг другу две линии на расстоянии 30-50 см - это родник. Игроки встают друг за другом на одну сторону родника и говорят:
Родник живой,
С ключевой водой. С колдовской, студеной, Снеговой, холодной.
Игроки боком перепрыгивают через родник на другую сторону.
(В помещении используем длинную синюю ткань шириной 30 – 50см, место речки).
Правила игры. Игроки стоят у родника, обхватив друг друга за пояс. Игроки, перепрыгнув через родник не должны касаться воды. Коснувшейся воды, выбывает из игры.
В.: И тут не нашли зерен. Пойдемте дальше.
Ходьба
В.: Вот и поле (ящик с почвой) или Слайд поля .
Пословица
Долг зерном возьмет, караваем вернет (поле), ( рядом зерна в мешочке.)
В.: Вот и зернушки нашли , о чем просил нам петушок, ветер прям рядом с полем и оставил нам эти зернушки.
В.: Прежде чем посеять, какая должна быть почва, земля?
Д.: Мягкая, рыхлая, вспаханная, и т.д.
В.: А для чего это нужно? Правильно, прежде чем посеять урожай, в начале землю нужно вспахать, бороновать, засеять, нужно много работать.
В.: Поиграем «В поле». Один из игроков выбирается ведущим, остальные встают в круг; ведущий, выходит в середину круга и закличет (дает команды):
Видел в поле я крестьян, Они пашут вот так,
Они пашут вот так.
Видел в поле я крестьян,
Они сеют вот так,
Они сеют вот так.
Видел в поле я крестьян,
Они полют вот так,
Они полют вот так.
(Дети выполняют физические упражнения )
В.:Молодцы. Вспахали, просеяли, пропололи. Чего не хватает?
Д.: Дождя.
В.: Правильно, дождя. Ребята, давайте закличем дождичка.
Д.: Тучка, тучка,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик лей,
Дождик лей,
Бочком масла угощу,
Бочком меда напою!
( Слайд тучки с дождем), (можно из пульверизатора.)
В.: Вот вы закликнули дождичка, дождик орошал и поле, даже вас успел чуточку намочить, но чего-то не хватает? Послушайте загадку:
«Светит, светит, всех согревает».
Д.: Солнышко.
В.: Чтобы прорастали зерна, нам нужно солнышко.
В.: Закличем солнышко, а за - одно и поиграем.
Д.: Считалочка.
Игра «Солнышко».
Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берут за руки и водят хоровод:
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима – теплее,
А весна - милее.
Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.
Слайд солнца
В.: Вот и солнышко появилось, как оно засияло, обрадовалось вашей закличке и игре.
В.: Дождя закликнули, солнышко пригласили.
Споем нашим зернам песню и пусть из них прорастут здоровые золотые колосья и порадуют нас душистым хлебом.
Нива золотая,
Добрая, медовая,
Принеси нам хлеба,
Колосок до неба,
Чтобы колос, как бревно,
А зерно, как ведро.
В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?
Д.: Тепло.
В.: Сейчас какое время года? Какая погода на улице?
В народе говорят, что в октябре (осенью) семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет, с низу метет.
В.: Мы уже знаем, что весной сеют, сажают, а осенью убирают урожай. А мы сеем с вами осенью. Может мы с вами что то не правильно делаем?
Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом.
В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?
Д.: Тепло.
В.: Откуда тепло на улице, скоро наступит зима, холода. Как же с нашими
зернами?
В.: А тепло дает ему снег. Чем больше снега, тем теплее. В народе говорят – больше снега, больше хлеба.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо.
Падает, ложится.
Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних.
В.: Вот задание петушка мы выполнили, нашли зерно, посеяли. Остается ждать, когда вырастут из них золотые колосья. А мы можем с вами ему написать о нашем путешествии. Кому что сегодня понравилось.
Д.: Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...