Конспект НОД в старшей группе "Озимые"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Использование устного народного творчества в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста при воспитании любви к родной природе через малые формы фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ozimye.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

       в старшей группе

на тему:                                                                                                               «Озимые»

                           «Использование устного народного творчества

в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста»

        

              образовательная область «Познавательное развитие, Физическое развитие,                          Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие»                                

Цель: Воспитание любви к родной природе через малые формы фольклора

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить с потешками, закличками, считалками, пословицами и           поговорками;                                                                                                

- познакомить с понятием «озимые»;

Развивающие:

- развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения;

- развитие коммуникативных умений,

- развитие ловкости, координацию движений, действовать по правилам,                        - развитие интереса к чувашским народным играм.        

Воспитательные:

- воспитывать  любви и бережное отношение к культуре своего народа.

- формировать доброжелательного отношения к окружающим;

- воспитывать умение внимательно слушать педагога

 

 Возраст: 5 – 6 лет

Форма проведения: игра путешествие.

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей.

Материалы и оборудование: компьютер, отрывок мультфильма «Золотой колосок», презентация «Озимые», грибы, корзина, видеоролик «Родник и речка», ткань синего цвета, мешочек с зерном, демонстрационный материал «Тучка с дождем», анимация солнца, иллюстрация, где сеют хлеб, видео со снегом, кленовый лист, елка,  

Словарная работа:

     потешка, сказки, считалочка, загадка, бурачки, кузовки, бочонок, сеять, сажать, озимые

Предшествующая работа:

-Чтение детям рассказов об осени,

.-разучивание стихотворений, потешек, закличек,

-разгадывание загадок

-наблюдения в природе за осенними явлениями

-разучивание народных игр

- составление презентации для занятия

-рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов

-разучивание песни «Нива золотая»

     Методические приемы:

1.Сюрпризный момент. Получение детьми приглашения в конверте.

2.Отправление в путешествие искать зерна хлеба.                                                    3.Остановка в лесу, приметы погоды.                                                   4.Пальчиковая гимнастика.Гриб.                                                                                                 5. Встреча с родником, чувашская народная игра «Родник».                                      6.Встреча с полем, сеют пшеницу                                                                                            7.Заклички дождя и солнца.                                                                                                8.Песня «Нива золотая».                                                                                                                  9 .Пословицы о хлебе.                                                                                                        10.Приход петушка с угощением.                                                                                     11.Рефлексия.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие». «Физическое развитие». «Речевое развитие».

Ход  непосредственно-образовательной деятельности

1.Сюрпризный момент.

1. Воспитатель: Посмотрите, здесь листик на окошке? Ой, ребята, а на нем что-то написано (читает):

«Детский сад №75. Детям группы «Светофорик»

Обратный адрес: Петушок из мультфильма «Золотые колосья»

В:- Ребята, помогите, пожалуйста, ветер унес три зернышка, которые я отобрал у Мельника. Нужно их успеть посеять, чтобы выросли из них золотые колосья.  (Просмотр отрывка мультфильма «Золотые колосья»

В: Ребята, поможем петуху отыскать эти зерна?

В.: Поможем.

В.:  Я предлагаю отправиться в путь.

2.Путешествие

Отправляемся в лес искать зерна хлеба.

1 остановка.

Куда это мы доехали? Лес (Слайд леса)

Загадки:  1. Весной веселит, летом холодит,

                  Осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес)

              2. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

             3.  Его весной и летом мы видели одетым,

                     А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

                  4. Сидит – зеленеет, лежит пожелтеет, падает – почернеет.(Древесный лист)

        В.:  1.В народе говорят, если осенью листья берез начинают желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

       Нинче много грибов в лесу.(Слайд с грибами)

        Наверное и вы с родителями ходили собирать. А какие грибы вы знаете.

Д.: Названия грибов.

В.: Ребята, давайте мы соберем с вами грибы. А чтобы было у нас много грибов, закличем их.

 Закличка        

        Гриб, гриб, грибовой,

        Мы возьмем тебя с собой:

        Волнушки -  в кадушки,

        Сморчки -  в бурачки,

        Опенки -  в боченки,

        Грузди – в кузовки.

Игра «Собери грибы» (пазл или подвижная игра)

        2. В народе есть такая примета, если много грибов, осень долгая, а зима теплая.

В.: Наших зерен мы не нашли, пойдемте дальше.

  Дошли до родника.

В.: Загадка. Бьет из под земли, ключевая вода.

Д.: Родник.        (Слайд родника)

В.: Она не замерзает в суровые  зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.         

Где начинается родник?

Д.: Река.                

В.: Долго можно смотреть на журчащую воду. Но мы можем и поиграть.

        Подвижная игра         «Родник».

На земле чертят параллельно друг  другу две линии на расстоянии 30-50 см - это родник. Игроки встают друг за другом на одну сторону родника и говорят:                

Родник живой,

С ключевой водой.                                                                 С колдовской, студеной,                                                         Снеговой, холодной.

Игроки боком перепрыгивают через родник на другую сторону.

(В помещении используем длинную синюю ткань шириной 30 – 50см, место речки).

Правила игры. Игроки стоят у родника, обхватив друг друга за пояс.  Игроки, перепрыгнув через родник не должны касаться воды. Коснувшейся воды, выбывает из игры.

В.: И тут не нашли зерен. Пойдемте дальше.    

Ходьба      

В.: Вот и поле (ящик с почвой) или Слайд поля .

Пословица

Долг зерном возьмет, караваем вернет (поле), ( рядом зерна в мешочке.)

В.: Вот и зернушки нашли , о чем просил нам петушок, ветер прям рядом с полем и оставил нам эти зернушки.

В.: Прежде чем посеять,  какая должна быть почва, земля?

Д.: Мягкая, рыхлая, вспаханная, и т.д.

В.: А для чего это нужно? Правильно, прежде чем посеять урожай, в начале землю нужно вспахать, бороновать, засеять, нужно много работать.

В.: Поиграем «В поле». Один из игроков выбирается ведущим, остальные встают в круг; ведущий, выходит в середину круга и закличет (дает команды):

            Видел в поле я крестьян,                                                                        Они пашут вот так,

Они пашут вот так.

Видел в поле я крестьян,

Они сеют вот так,

Они сеют вот так.

Видел в поле я крестьян,

Они полют вот так,

Они полют вот так.

(Дети выполняют физические упражнения )

В.:Молодцы.  Вспахали, просеяли, пропололи. Чего не хватает?

 Д.: Дождя.

В.: Правильно, дождя. Ребята, давайте закличем  дождичка.

Д.:      Тучка, тучка,

        Дождь не прячь!

Лейся, дождик,

Дам калач!

Дождик лей,

Дождик лей,

Бочком масла угощу,

Бочком меда напою!

( Слайд тучки с дождем), (можно из пульверизатора.)

В.: Вот вы закликнули  дождичка, дождик орошал и поле,  даже вас успел чуточку намочить, но чего-то не хватает? Послушайте загадку:

          «Светит, светит, всех согревает».

Д.: Солнышко.

В.: Чтобы прорастали зерна, нам нужно солнышко.

В.: Закличем солнышко, а за - одно и поиграем.

Д.: Считалочка.

Игра «Солнышко».

Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берут за руки и водят хоровод:

        Гори,  солнце,  ярче-

        Лето будет жарче,

        А зима – теплее,

        А весна - милее.

Затем игроки подходят к солнцу.  Водящий говорит:  «Горячо!» - и догоняет их.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

        Слайд  солнца

В.: Вот и солнышко появилось, как оно засияло, обрадовалось вашей закличке  и игре.

В.: Дождя закликнули, солнышко пригласили.

      Споем нашим зернам песню и пусть из них прорастут здоровые золотые колосья и порадуют нас душистым хлебом.

                        Нива золотая,

                        Добрая, медовая,

                        Принеси нам хлеба,

                        Колосок до неба,

                        Чтобы колос, как бревно,

                        А зерно, как ведро.                                                                        

В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?

Д.: Тепло.

В.: Сейчас какое время года? Какая погода на улице?

      В народе говорят, что в октябре (осенью) семь погод на дворе  – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет, с низу метет.

В.: Мы уже знаем, что весной сеют, сажают, а осенью убирают урожай. А мы сеем с вами осенью. Может мы с вами что то не правильно делаем?

Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом.

В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?

Д.: Тепло.

В.: Откуда тепло на улице, скоро наступит зима, холода. Как же с нашими

зернами?

В.: А тепло дает ему снег. Чем больше снега, тем теплее. В народе говорят – больше снега, больше хлеба.

                                Белый снег пушистый,

        В воздухе кружится,

        И на землю тихо.

        Падает, ложится.

Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних.

 В.: Вот задание петушка мы выполнили, нашли зерно, посеяли. Остается ждать, когда вырастут из них золотые колосья.  А мы можем с вами ему написать о нашем путешествии. Кому что сегодня понравилось.

Д.: Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...