Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе №2
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа
Познакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю.
Дать детям возможность узнать при помощи взрослого о традиции воспитания детей в казачьих семьях, о труде, играх, песнях, плясках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_starshey_gruppe_kazaki.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №21 «Семицветик» ООО «Озон»
Конспект
бинарного занятия по проекту
«Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков»
в старшей группе №2
Подготовили: Болтенкова О. В.
Воспитатель,
Исламгулова Р. Х.
Муз. руководитель
г.Оренбург, 2018г
Тема: «Традиции Оренбургских казаков»
Цель: Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа
Задачи:
Воспитательные:
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.
Воспитывать чувства дружбы, товарищества.
Совершенствовать освоение правила взаимодействия и общения.
Воспитывать интерес к музыкальному фольклору.
Развивающие:
Продолжать развивать умение детей поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Развивать сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Упражнять детей в умении идентифицировать звучание различных музыкальных инструментов.
Формировать интерес к классическому и народному искусству.
Образовательные:
Познакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю.
Дать детям возможность узнать при помощи взрослого о традиции воспитания детей в казачьих семьях, о труде, играх, песнях, плясках.
Активизация и обогащение словаря: шашка, нагайка,
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассматривание мини музея о казаках. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: показ книг, альбомов предметов одежды и атрибутов казаков, комментирование.
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижная народная игра, музыкальное сопровождение, демонстрация результата создания презентации, чередование видов детской деятельности, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия: Мини-музей «Оренбургские казаки» -коллекция шашка, нагайка, ножны, фотоальбомы, книги, мультимедийная презентация «Воспитание казаков», народные костюмы, ноутбук, музыкальные народные инструменты, обручи, знак запрещающий перебивать товарища и взрослого.
Виды детской деятельности на занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
- Ребенок задает вопрос.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует.
- Соподчиняет мотивы.
- Проявляет волевое усилие.
- Аргументирует самооценку.
План занятия
1.Вводная часть: Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Вводная беседа Дид. игра «Угадай звук» Танец «Оренбургски казаки» 2. Основная часть: Беседа Рассказ ребенка (домашнее задание) Подвижная народная игра «Дружные казачата», «Ручеёк» Песня «Если хочешь быть военным» 3.Заключительная часть: Оценка деятельности Мотивация на последующую игровую деятельность Длительность занятия | 5 мин 22 мин 3 мин. 25 мин. |
Ход занятия:
Части занятия | Содержание |
1.Водная часть. Слайд№1,2 Слайд №3 Слайд№4 | Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед гостями. Кланяются. Дети: Мир вам гости дорогие! -Ребята, а как вы думаете почему вы сегодня так одеты? (ответы детей) Красивые, нарядные, но чего-то явно не хватает? (папахи, фуражки) Дети надевают головные уборы. Воспитатель обращает внимание детей на музей казаков. -А вы хотели бы быть похожими на казаков? А хотели бы вы узнать больше об истории Оренбургских казаков? Что может нам в этом помочь? Рассматривание экспонатов. Вот это нагайка, зачем она казаку? Она помогала казаку защитится о врагов и была необходимым атрибутом при управлении конём. - Посмотрите тут лежит книга, большая , с картинками, о чем она? (дети высказывают предположения) Как узнать, о чем она? (посмотреть, открыть) Проходите, садитесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья) -Кто такие казаки? Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Это вольные , храбрые воины, которые издавна селились на берегах рек в казачьих слободах (городках) и защищали границы РОССИИ от набегов. За доблестную службу казаки были отмечены наградами. Главное оружие казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие. Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки. –А вы внимательные, сможете различить звуки, сидя в засаде. Проводится дидактическая игра «Угадай звук». Римма Хаитовна будет извлекать звук из различных муз. инструментов , а вы попробуете угадать какой инструмент звучит. В процессе игры муз работник уточняет правильность ответов детей. – Скажите мне, пожалуйста, кто самый верный друг и помощник у казака? Правильно, конь. Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде. Это умение отражалось в быту - в песнях и танцах Оренбургских казаков. Ребята приготовили для нас сюрприз, они исполнят танец «Оренбургских казаков». -Ну что, понравился вам сюрприз? -А вы казачата, получили удовольствие от своего исполнения? |
2.Основная часть. Слайд№5 Слайд№6,7 Слайд№8 | Ребята, как вы думаете есть ли различие между воспитанием девочек и мальчиков в казачьих семьях. Может кто слышал или знает об этом? Рассказ Данияра о воспитании мальчиков в казачьей семье. У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. С 3 лет его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот, ходили на рыбалку. Казачат с детских лет учили быть ловкими, быстрыми, смелыми, приходить на помощь товарищу. -Интересно, а вы ребята можете прийти на помощь своим товарищам? (ответы детей) Докажите. Предлагаю вам поиграть в игру «Дружные казачата» Рассказ Есении. Мой дедушка рассказывал, что рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. При известии о ее рождении не грохотали выстрелы, это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Потому что семьи у казаков были большими. Детей было много. Уважение старших- самый главный обычай казаков. В присутствии старших нельзя сидеть, вступать в разговор без разрешения старших. Ну и конечно одна из важнейших традиций казаков-отмечать православные праздники. Какие православные праздники отмечаются в вашей семье? ( Рождество, пасха, троица, масленица) Казаки надевали свои лучшие наряды и всей семьей и стар и млад выходили на улицу , пели песни. А вы знаете казачьи песни? Ну что,споем! Песня «Если хочешь быть военным». Ребята, а кто знает какой праздник проходит на этой неделе? (Масленица) играли в народные игры. Молодые казаки выбирали себе пару, казачку которая им была люба и делали они это весело играя в «Ручеёк». Интересно, а жители нашего города хранят память о воинах-казаках? |
3.Заключительная часть. Слайд№9 | Ребята, а вы знаете что жители нашего города и сейчас хранят память о славных воинах –казаках. На улице Чкалова открыт памятник Оренбургскому казачеству скульптура Алексея Николаева, названа Остановка, в нашем поселке есть улица Казачья. Занятие наше подошло к концу. -Что запомнилось вам больше всего ? -Важно ли то что вы сегодня узнали? -О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родным? А по случаю масленицы угощу- ка я вас… блинами!!! |
Длительность: 25 минут.
Защитники Отечества
Чудесный праздник в феврале
Страна моя встречает.
Она защитников своих
Сердечно поздравляет!
На суше, в небе, на морях
И даже под водою
Солдаты мир наш берегут
Для нас, дружок, с тобою.
Когда я вырасту большим,
Где б ни служил, повсюду
Свою Отчизну защищать
И я надёжно буду.
(Н. Мигунова)
Все на посту
Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.
Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут.
Наши летчики-герои
Охраняют мирный труд.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции россиян» (в старшей группе)
Занятие по окружающему миру на тему "Традиции россиян" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятия является знакомство с традициями россиян....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....
Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию на тему: "Солнце дружбы" в старшей группе
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи: Обучающая - обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); конкретизир...
Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности на тему «В стране сказок» старшая группа.
Цель: Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах...