Социализация детей через использование социо-игровой технологии в изобразительной деятельности
консультация (старшая группа) на тему

Васюнина Ева Андреевна

"Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы помочь каждому ребёнку безболезненно и благополучно преодолеть "барьер" недоверия, обретая и естественную раскрепощённость поведения, и непроизвольную инициативность при общении - другими словами: внешнюю дружественность, столь необходимую для выполнения совместных дел".

В. Букарёв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Социализация детей через использование

               "Социо-игровой технологии" в изобразительной деятельности.

       

"Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы помочь каждому ребёнку безболезненно и благополучно преодолеть "барьер" недоверия, обретая и естественную раскрепощённость поведения, и непроизвольную инициативность при общении - другими словами: внешнюю дружественность, столь необходимую для выполнения совместных дел".

В. Букарёв.

      В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

      Позитивную социализацию наиболее эффективно обеспечивает социально-игровая технология, реализующаяся в образовательной деятельности. данная идея, предложенная Е.Е.Шулешко, способствует организации особой общности детей, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими работать в коллективе, а разные мнения по любым вопросам  не приводят к конфликтам.

Основные правила социо-игровой технологии это:

- "Работа малыми группами", когда дети вместе выполняют какое-то дело и умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно всё сделал;

-"Смена лидерства", потому что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер, причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться, поэтому каждый ребёнок может побывать в роли лидера;

 -Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения;

- Смена темпа и ритма, для того чтобы развить умение контролировать и корректировать свои действия и действия партнёров нужно учить детей действовать в определённом темпе и ритме;

- Интеграция различных видов деятельности;

- Использование принципа полифонии: "За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток". применение этого правила способствует развитию у ребёнка умению оценивать свои знания, т.е. осознанию того, что уже знает, и того, что ему бы интересно было узнать. Каждый ребёнок открывает для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

      Вначале своей работы по использованию социо-игровой технологии в изобразительной деятельности я стала делить детей на пары и предлагала им выполнить совместно одно задание, но дети очень часто спрашивали у меня, что им можно нарисовать, тем самым провоцируя меня на парную педагогику, т.е. получалось, что каждый ребёнок в группе был замкнут больше на мне - и общался с воспитателем, чем со сверстниками. Так что в группе из 10 человек, получается 10 пар "ребёнок-воспитатель", совершенно изолированных друг от друга.  В результате, на некоторых общих рисунках появились два солнышка. Это говорило о том, что дети не смогли договориться между собой, каждый старался изобразить свой сюжет, не обращая внимание на напарника.

Как же вести себя в данной ситуации?

Постепенно выход был найден.

Во время занятия я тоже занялась рисованием, а на возникающие вопросы отвечала так:

спроси соседей, как решите в команде, так и будет, сходите, друг к другу в гости. Интерес у детей ко мне, как подсказчику пропал. И дети на научились находить выход самостоятельно, научились общаться, прислушиваться к мнению напарника.

      В дальнейшем я предложила детям рисовать, лепить, заниматься аппликацией в тройках. Оказалось, что работа в тройках наиболее эффективна, так как дети быстрее договариваются, что они будут изображать, каким материалом воспользуются, какие способы рисования будут использовать. Я заметила, что третий здесь не лишний, он становится то наблюдателем, то референтом во всех возникающих спорах. Тогда вмешательство воспитателя не становится насущной необходимостью. Появилась возможность изобретать новые интересные методы и приёмы социо-игровой технологии в

изобразительной деятельности.

Приём  "Соедини несоединимое" помог обогатить сюжет рисунка детей, развить фантазию, воображение, умение использовать в изобразительной деятельности своёй предыдущий опыт. Я предлагала детям несколько картинок: яблоко, ёлка, дельфин и давала задание объединить их в общий сюжет. Вот тут дети проявили свои скрытые способности, творчество. Одни нарисовали книгу с этими персонажами; другие изобразили озеро с плавающим дельфином, на берегу которого стояла ёлка, а под ёлкой сидел ёж с яблоком на спине; третьи вспомнили литературные произведения и изобразили кота учёного, который ходит у ёлки, а дельфин выносит ему из моря яблоко. дети, фантазируя, придумывали такое множество разных  способов соединения картинок, что каждый чувствовал себя умелым, знающим,  способным решить любые задачи.

      Для развития у детей умения договариваться между собой, распределять обязанности в команде, придумала очень эффективный приём  "Соедини рисунок из 4 частей".

Я давала детям задание придумать сюжет картинки на любую заданную тему и договориться между собой, какую часть картинки будет выполнять каждый из них. Например: один рисует правую верхнюю часть, другой нижнюю и т.д. темы предлагала разнообразные: "Времена года", "Сюжет знакомых сказок", "Наш детский сад" и другие.

Сложнее детям было принять решение о величине изображаемых предметов на всех четырёх частях и соединить эти части в единое целое. В результате дети научились не только договариваться, но и работать в коллективе.

      Умению отстаивать своё мнение, аргументировать его и договариваться о том, кто и что будет изображать, способствует приём "Закончи рисунок".

Принцип этого приёма прост, дети рисуют в командах на произвольную тему, затем я предлагаю им поменяться своими работами и дополнить рисунок товарищей тем, что они считают необходимым. При рассматривании законченных рисунков мнения дете были разными. Кто - то восхищался результатами, кто-то находил недостатки или вносил свои предложения. дети обсуждали рисунок, дискутировали, но всё это было на дружеской основе. В итоге дети научились строить доброжелательный диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения.   

      Приём "Я начну, а ты продолжи" развивает инициативу детей, умение взаимодействовать друг с другом и брать на себя ответственность. Ребятам  предлагается обсудить в команде и нарисовать продолжение действия, сюжета, который они сами и задумали. Этот приём чем-то напоминает киноленту, где один сюжет продолжает другой. Так изображая сказку "Колобок", дети договаривались кто будет рисовать встречу колобка с зайцем, волком и другими героями, какой величины будут герои, где будет проходить линия горизонта и т.д. В результате дети научились сотрудничать в команде, решая поставленную задачу.

      Также я использовала ещё один интересный приём "Один на всех", Когда изобразительный материал должен быть предоставлен в одном экземпляре. Например:

1 набор красок, 1 набор фломастеров и т. д. Это нужно для того, чтобы поработав одним материалом, детям нужно было вернуть всё на место, в центр. Благодаря чему дети могут лишний раз прогуляться, появляется ещё одна возможность заглянуть в работы других и как говорится "слизать или намотать себе на ус". Такая "физкультминутка" благотворно действует на общение детей, укрепляет и развивает их дружественность, умение обмениваться своим мнением..

      В данной практике использование в изобразительной деятельности приёмов социо-игровой технологии наиболее эффективно реализуется принцип интеграции различных видов детской деятельности и образовательных областей, потому что детские работы мы продолжаем использовать: в развивающей среде - как оформление групп, коридоров, в виде выставок, как декорации к сюжетно-ролевым играм, детским спектаклям; в образовательной деятельности - как наглядный материал для составления индивидуальных и коллективных рассказов, как демонстрационный материал при чтении художественной литературы и т. д.  Моим ребятам нравится устраивать различные вернисажи, например "Солнечное утро", "Осенний денёк", "В гостях у сказки" и приглашать на них гостей, и, взяв на себя новую роль - экскурсоводов, рассказывать о своих картинах, что способствует развитию речевой активности детей, обогащению описательных рассказов. Использование детских рисунков в создании развивающей среды нашей группы благотворно действует на детскую социализацию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с детьми.

Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии....

Использование нетрадиционных современных технологий в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, по моему мнению, помогают ребенку с помощью разноцветной палитры красок рассказать...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

«Использование социо-игрового стиля в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками»

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами  детей (малыми социумами)...

«Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой»

Мастер-класс "Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой"...

Организация деятельностного подхода к развитию детей 4-7 лет, через использование сказки, как формы проведения изобразительной деятельности.

В наше время от нас требуют много нового, интересного и полезного,а творческие способности надо развивать с раннего дошкольного возраста.Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития тв...