Приемы привлечения внимания детей
консультация по теме
Уважаемые коллеги! Предгалаю вашему вниманию подбор приемов привлечения детей, которые могут полезны в вашей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_privlecheniya_vnimaniya_detey.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
№ | Название приема | Описание приема |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция. | Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. | Модуляция темпа речи. | Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки). | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. |
4. | «Провалы памяти». | Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных (словесно или баллами). |
5. | Жестикуляция. | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны |
6. | Риторические вопросы. | Повторение основных моментов рассказа в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог. |
7. | Контрольные вопросы. | Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных обучающихся. |
8. | Наводящие вопросы | В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9. | Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. | На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10. | Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. | Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. |
11. | Тренировка кратковременной слуховой памяти. | Педагог прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо». |
12. | Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). | Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ
Приемы | Влияние на процессы внимания |
Переключение - замена слуховой информации на зрительную (и наоборот); - изменение на короткое время темпа работы. | Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания. |
Фактор новизны - парадоксальный случай, спорное утверждение; - необычный предмет в поле зрения («помощник»). | Интригует; концентрирует внимание. |
Использование системы звуковых сигналов. | Концентрирует внимание. |
Неполное представление содержания. | Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес). |
Возможность (для обучающегося) личной интерпретации неопределенного содержания. | Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль. |
Эмоциональная насыщенность материала: - придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны; - создание зрительных образов (визуальный ряд). | Формируется произвольное внимание. |
Разнообразие материала и видов деятельности. | Привлечение внимания; устойчивость внимания. |
Систематизация материала, различного рода схемы. | Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний |
Установка на внимание перед изучением определенной части материала. | Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание. |
Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. | Активизация, привлечение внимания. |
Практическая ценность и личная (профессиональная) значимость изучаемого материала. | Активизация внимания и интереса. |
Факторы, способствующие возникновению интереса: - оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно; - определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер); - нестандартный вопрос, проблема, загадка; - прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления. | Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира
Консультация посвященна методическим подсказкам для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...
" Все профессии нужны, все профессии важны". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.
Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».Цель: расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважите...
"Домашние животные". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.
Цель занятия: Закрепить знания, представления детей о домашних животных.Задачи:Расширить кругозор детей по данной теме;Совершенствовать знания детей в важности домашних животных в жизни человека;Обога...
Презентация на тему "Фрукты".В презентация используются яркие картинки для привлечения внимания детей.
Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления; учить проявлять гостеприимство. Способствовать развитию связной речи....
Ненасильственные способы привлечения внимания детей
Статья пригодится начинающим воспитателям, которые хотят стать профессионалами...
Статья "Приемы привлечения внимания детей при организации НОД в детском саду"
Статья предназначена для воспитателей детских садов. В статье используются рекомендации по использованию приемов для привлечения, активизации и удержания внимания детей на занятии....
Игры на удержания и привлечения внимания детей 6-7 лет
Многие считают,что поскольку к 6-7 годам дети идут в школу,то всему,в том числе и вниманию их должны научить учителя.Однако сегодня дети очень рано взрослеют,поэтому отправляясь в первый класс,они уже...