Приемы привлечения внимания детей
консультация по теме

Устюгова Оксана Юрьевна

Уважаемые коллеги! Предгалаю вашему вниманию подбор приемов привлечения детей, которые могут полезны в вашей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_privlecheniya_vnimaniya_detey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Название приема

Описание приема

1.

Голосовая и эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

2.

Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3.

Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь.

4.

«Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных (словесно или баллами).

5.

Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны

6.

Риторические вопросы.

Повторение основных моментов рассказа в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7.

Контрольные вопросы.

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных обучающихся.

8.

Наводящие вопросы

В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9.

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10.

Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать  уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее.

11.

Тренировка кратковременной слуховой памяти.

Педагог прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо».

12.

Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения).

Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.


ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ

Приемы

Влияние на процессы внимания

Переключение

- замена слуховой информации на зрительную (и наоборот);

- изменение на короткое время темпа работы.

Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания.

Фактор новизны

- парадоксальный случай, спорное утверждение;

- необычный предмет в поле зрения («помощник»).

Интригует;

концентрирует внимание.

Использование системы звуковых сигналов.

Концентрирует внимание.

Неполное представление содержания.

Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес).

Возможность (для обучающегося) личной интерпретации неопределенного содержания.

Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.

Эмоциональная насыщенность материала:

- придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны;

- создание зрительных образов (визуальный ряд).

Формируется произвольное внимание.

Разнообразие материала и видов деятельности.

Привлечение внимания; устойчивость внимания.

Систематизация материала, различного рода схемы.

Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний

Установка на внимание перед изучением определенной части материала.

Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание.

Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др.

Активизация, привлечение внимания.

Практическая ценность и личная (профессиональная) значимость изучаемого материала.

Активизация внимания и интереса.

Факторы, способствующие возникновению интереса:

 - оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно;

- определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер);

- нестандартный вопрос, проблема, загадка;

- прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления.

Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

" Все профессии нужны, все профессии важны". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

          Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».Цель: расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважите...

"Домашние животные". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

Цель занятия: Закрепить знания, представления детей о домашних животных.Задачи:Расширить кругозор детей по данной теме;Совершенствовать знания детей в важности домашних животных в жизни человека;Обога...

Презентация на тему "Фрукты".В презентация используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления;  учить проявлять гостеприимство. Способствовать развитию связной речи....

Ненасильственные способы привлечения внимания детей

Статья пригодится начинающим воспитателям, которые хотят стать профессионалами...

Статья "Приемы привлечения внимания детей при организации НОД в детском саду"

Статья предназначена для воспитателей детских садов. В статье используются рекомендации по использованию приемов для привлечения, активизации и удержания внимания детей на занятии....

Игры на удержания и привлечения внимания детей 6-7 лет

Многие считают,что поскольку к 6-7 годам дети идут в школу,то всему,в том числе и вниманию их должны научить учителя.Однако сегодня дети очень рано взрослеют,поэтому отправляясь в первый класс,они уже...