Доклад "Программа "Детство"" для молодых специалистов от 0 до 3 лет
материал на тему
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы:
«Чувствовать — Познавать — Творить»,
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы состоит из четырех основных блоков.
1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
- средний (5-й год жизни)
- старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_molodyh_spetsialistov_ot_0_do_3_let.odt | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Программа «Детство»»
для молодых специалистов от 0 до 3 лет
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы:
«Чувствовать — Познавать — Творить»,
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы состоит из четырех основных блоков.
1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
- средний (5-й год жизни)
- старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
- особенности сферы деятельности;
- общие задачи воспитания; представления, практические умения;
- уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
заключение.
Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Структурно-содержательная характеристика
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.
1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.
В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления — познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.
В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).
Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».
Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.
Предметно-развивающая среда
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Комплексная программа «Детство» — серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.
При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, экологическое, бережное и гуманное.
К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы — как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные — на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.
Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» — это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса молодых специалистов "Молодым везде у нас дорога"
Сценарий конкурса молодых специалистов для итогового мероприятия "Школы молодых специалистов"...
"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...
Методическая разработка открытого мероприятия для молодых специалистов "Школа молодого бойца"
Конспект открытого занятия совместно с папами в средней группе для молодых специалистов "Школа молодого бойца"...
Конспект ООД во второй группе раннего возраста дошкольного учреждения для открытого показа на конкурсе молодых специалистов «Молодые специалисты – 2017». «Ёлочки для зайчонка».
Конспект ООД конкретного игрового занятия, с использование персонажей сказки....
Конспект открытого занятия по плаванию в подготовительной группе, в рамках «Межмуниципального форума молодых специалистов "Время молодых"» «На морских просторах»
Тема: Закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой ног способом кроль.Задачи:1.Закреплять умения лежать и скользить на воде, ориентироваться под водой, плавать с плавательной доской пр...
Мастер-класс «Совместная деятельность наставника и молодого педагога по проектированию повышения квалификации, как залог профессионального роста молодого специалиста»
Цель: содействовать повышению квалификации молодого педагога....
Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответс...