«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, поэтому педагог должен набраться большого терпения и понимания. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, мы чаще используем игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.Мы подготовили и применяем комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т.п.
Дети с удовольствием принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами, но самостоятельная игра у детей сначала не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий.
Поэтому, я стала использовать специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания) и т.п.
В основном, дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и нам приходилось заинтересовывать их.
Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).
В систематически проводимые игры я старалась включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно я задавала различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?» и т.п.Проводя игру «Умывание каждый день» мы задаем вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но дают правильные ответы.
Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимают участие в игре «Принимайся за обед».
Здесь уже активнее мальчики. Мальчики усаживаются за стол и делают вид, что едят, в то время как девочки занимаются, в основном, процессом сервировки кукольного стола.
В таблице я представляю наименование игр, игровых ситуаций, упражнений и наименование произведений, которыми можно сопровождать формирование определенного навыка.
Наименование навыка | Наименование игр, игровых ситуаций и упражнений | Художественное слово |
Навык одевания и раздевания
| Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Дидактические упражнения «Найди свой шкафчик», «Чья картинка» Игры: «Уложим куклу спать», «Такие разные носочки», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Поможем кукле раздеться»,«Хочу одеться правильно», «Застёжки шнурочки», «Волшебные пуговки», «Каждая ножка - в свой домик»,«Коля в гостях у детей», «Подберем куклам одежду», «Научим Катю одеваться» и др. |
Стихи: «Спать пора» П.Воронько, «Башмаки» А. Барто, «Где мой пальчик» н. Саконская, «Научу обуваться я братца» Е. Благинина, «Сам» с. Ильина
|
Навык культуры еды
| Педаг. Ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин, «как мишка учился ложку держать». Игры: «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом», «Семья» и др. | Стихи: «Приятного аппетита» В.Берестов, «Приятного аппетита» Ю.Кушак, «Про ложку» В.Берестов, «Федорино горе» К.Чуковский. |
Навык пользования носовым платком | Игра «Платочек для мишки» «Платочек для куклы оли», «Какой чудесный платочек», «Кукла Маша заболела» Упражнение «Носики-курносики», «Умывалочка» и др. | «Бедный нос» Л.Слуцкая, «Загадка про носовой платок» Ж.Синючкова и др. |
Навык мытья рук | Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки» Упражнения: «Мыльные перчатки» «Сделаем лодочки» Дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», «Умоем куклу Машу» упражнение «Умывалочка»; «Для чего нужен предмет», «Научим Незнайку правильно мыть руки», развлечения «В гостях у Мойдодыра», «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое» и др. | Потешки «Водичка-водичка», «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды…»,«Кран откройся…»,стихи Г.Ладонщикова, «Я под краном руки мыла…», «мойдодыр»,К Чуковский; Н.Найдёнова «Наши полотенца», Е.Благинина «Девочка чумазая», «Уши» Э. Мошковская., «Чистота-красота» А.Богдарин.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления:«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Занятие представляло собой постановку пьесы в одном действии, трёх картинах по мотивам русской народной сказки «Коло...
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.
Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....
Презентация на тему "Формирование к.г.н. у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Значение кгн в развитии ребёнка...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Выступление на МО...
Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии»
В статье представлены игровые технологии по КГН в младшем дошкольном возрасте....