Проект: "Летняя лаборатория"
методическая разработка (младшая группа) на тему
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ГРУППА «КРЕПЫШИ»
Проект: «ЛЕТНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Методический паспорт проекта:
Структура:
- Название проекта «Летняя лаборатория»
- Руководитель проекта: Чалая Анна Алексеевна, Бурковская Любовь Сергеевна.
- Консультант проекта: Смирнова Алевтина Анатольевна
- Учебный предмет, по которому проводится проект (область): Познавательная область, социально-коммуникативная, исследовательская, речевое развитие, игровая .
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (область): Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, исследовательское, речевое развитие, игровое.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект: младший 3-4 года
- Состав проектной группы: дети 2 младшей группы (15 детей), воспитатель, логопед, родители.
- Тип проекта по критериям: информационно-исследовательский.
9. Цель проекта:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (вода-переход в различные состояния;
- воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость);
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.
10. Актуальность.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Предполагаемый продукт проекта:
В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей опытами и экспериментами.
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности, обогатить представление малышей об объектах неживой природы.
- Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
- Развитие наблюдательности, любознательности.
- Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики.
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.
Продукт проектной деятельности:
- Консультация «Экспериментирование с водой».
- Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- Создание картотеки «Опыты и эксперименты».
- Выставка детских работ.
Итоговое мероприятие
- Занятие в эколаборатории.
11. График работы над проектом (краткосрочный проект):
Подготовительный этап: 04.06.2018-08.06.2018 г.
Основной этап: с 11.06.2018-19.06.2018 г.
Заключительный этап: 20.06.2018 г.
Дата | Содержание проекта | Участники проекта | Ответственный |
Подготовительный этап 04.06.18-08.06.18 |
| Дети и родители | Воспитатель |
Основной этап 02.04.2018-13.04.2018
|
| Дети
| Воспитатель
|
Заключительный этап : 20.06.2018 |
| Дети | Воспитатель |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_letnyaya_laboratoriya.docx | 369.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ГРУППА «КРЕПЫШИ»
Проект: «ЛЕТНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Методический паспорт проекта:
Структура:
- Название проекта «Летняя лаборатория»
- Руководитель проекта: Чалая Анна Алексеевна, Бурковская Любовь Сергеевна.
- Консультант проекта: Смирнова Алевтина Анатольевна
- Учебный предмет, по которому проводится проект (область): Познавательная область, социально-коммуникативная, исследовательская, речевое развитие, игровая .
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (область): Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, исследовательское, речевое развитие, игровое.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект: младший 3-4 года
- Состав проектной группы: дети 2 младшей группы (15 детей), воспитатель, логопед, родители.
- Тип проекта по критериям: информационно-исследовательский.
9. Цель проекта:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (вода-переход в различные состояния;
- воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость);
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.
10. Актуальность.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Предполагаемый продукт проекта:
В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей опытами и экспериментами.
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности, обогатить представление малышей об объектах неживой природы.
- Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
- Развитие наблюдательности, любознательности.
- Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики.
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.
Продукт проектной деятельности:
- Консультация «Экспериментирование с водой».
- Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- Создание картотеки «Опыты и эксперименты».
- Выставка детских работ.
Итоговое мероприятие
- Занятие в эколаборатории.
11. График работы над проектом (краткосрочный проект):
Подготовительный этап: 04.06.2018-08.06.2018 г.
Основной этап: с 11.06.2018-19.06.2018 г.
Заключительный этап: 20.06.2018 г.
Дата | Содержание проекта | Участники проекта | Ответственный |
Подготовительный этап 04.06.18-08.06.18 |
| Дети и родители | Воспитатель |
Основной этап 02.04.2018-13.04.2018 |
| Дети
| Воспитатель
|
Заключительный этап : 20.06.2018 |
| Дети | Воспитатель |
ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников»
Предлагаем Вашему вниманию эксперименты, которые легко можно провести совместно с ребенком дома:
- «Вода и ее свойства»
- «Почувствуй воздух».
- «Песочная страна».
1. «Вода и ее свойства», особо обращаем внимание на:
1.Выявление свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита). Опыты.
2. Что растворяется в воде? Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ Мука, сахарный песок, речной песок, краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, палочки, подносы, картинки с представленных веществ. Опыты..
3. Замерзшая вода. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит их воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинки с изображением айсберга. Опыты. Игра «играем с льдинками».
-Проведите эксперимент «водоплавающее яйцо»
ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ» ЯЙЦО. Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».
2. «Почувствуй воздух». Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Пустой стакан?
Оборудование: стакан, банка с водой
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Вытеснение воздуха водой
Оборудование: стакан, банка с водой
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Буря в стакане воды
Оборудование: стакан с водой, соломинка
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?
Два апельсина.
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Рассказать ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
3. «Песочная страна»
Игры с песком
Давайте познакомим наших детей с основными свойствами сухого и мокрого песка. Предлагаю вам множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. Предложив ребенку сыграть в эти игры, вы наверняка услышите восторженное согласие.
Изучаем свойства песка и «печем куличи»
Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным.
Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Рассказать, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.
Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.
Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)
подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)
это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)
это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
Конспект итогового занятия в эколаборатории.
Цель: Обладание элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
Задачи:
• Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что создала природа;
• Воспитывать бережное отношение к природе и окружающим предметам.
• Развивать мышление, речевое внимание.
Описание работы
Воспитатель называет дидактическую игру "Человек и природа".
Воспитатель проводит беседу:
- Мы с вами живём на планете Земля. И нас с вами окружает множество разных предметов. Это те предметы, которые сделали люди своими руками, например: дома, мосты, заводы, предметы домашнего обихода и другие. И предметы, которые существуют в природе, которые создала природа, например: лес, солнце, облака, животные, насекомые, птицы и другие.
Что создано природой? Дети называют: "Цветок", "гусеница", радуга".
Что создано человеком? Дети отвечают: "Машина", "Дом", "Телевизор".
В конце игры воспитатель проводит беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. Поэтому люди должны бережно относиться к природе: охранять птиц, животных, насекомых; не засорять реки, озёра, пруды; охранять леса от пожаров и т. д. Затем мы закрепляем знания детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный проект "Летний марафон"- воспитательно-оздоровительная программа "летней площадки" в ДОУ. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Проект "Летний Марафон" представляет комплексную летне-оздоровительную программу в форме "летней площадки". Перспективное планирование на три месяца летнего периода. Все виды детской деятельности. Те...
Проект "Летний марафон" (планирование работы в летний период для старшего дошкольного возраста)
планирование работы в летний период...
летне-оздоровительный проект: "Летние каникулы"
Данный проект реализуемый в летне-оздоровительный период способствует оздоровлению детей как в совместной деятельности с педагогами, так и в самостоятельной.Развивает у детей познавательный интерес, ф...
Проект летней оздоровительной работы "Летний марафон, 2016 г.
Проект летнего оздоровления и занятости в детском саду "Летний марафон, 2016 г....
Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ «Летняя радуга детства»
Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ«Летняя радуга детства»АктуальностьСегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую баз...
ПЛАН ЛЕТНЕЙ ОЗДАРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ) Проект летне-оздоровительной работы «Летняя радуга детства»
Проект летне- оздоровительной работы"Летняя радуга детства"...