Речевая среда и дети
статья на тему
Предварительный просмотр:
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Различают внешнюю и внутреннюю речь. В качестве общения люди используют внешнюю речь – устную и письменную. Постепенно из внешней развивается внутренняя речь, которая позволяет людям мыслить на базе языкового материала.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а слух, зрение, обоняние и осязание были достаточно развиты. Особенно это касается речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Эти факторы в значительной мере зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, его психическое и физическое развитие замедляются. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому так важна для ее формирования неторопливая, четкая и правильная в грамматическом и фонетическом плане речь окружающих его взрослых. Не следует, общаясь с ребенком, имитировать детскую речь. Очень важно в этот период накапливать пассивный словарь, который постепенно переходит в активный, который к 2-м годам достигает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. К 3-м годам в словаре ребенка насчитывается до 1000 слов, фразовая речь усложняется, и речь становится для него полноценным средством общения. К 5-и годам активный словарь увеличивается до 2,5 – 3 тысяч слов, удлиняется и усложняется фраза и спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. При нормальном развитии к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, имеет достаточный по объему словарный запас и практически овладевает грамматическим строем языка.
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах.
В настоящее время идет процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры, и речевых традиций. Дети вынуждены слышать не только не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Зачастую оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения. Поэтому остро встает проблема введения в общую систему воспитания элементов культуры речи, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.
В этом смысле большая роль в формировании правильной речи принадлежит воспитателям детских садов. Программа воспитания и обучения предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматики, связной речи и звукопроизношения. Главная задача логопеда дошкольного учреждения – организация взаимодействия различных специалистов и родителей с целью создания эффективных условий для правильного речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевая среда и дети"
Консультация Тема: «Речевая среда и дети»...
Развитие речевой среды у детей 3-4 лет во второй младшей группе №9
Дети четвертого года свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они ...
Развитие речевой среды у детей 3-4 лет во второй младшей группе №9
Дети четвертого года свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они ...
Создание речевой среды для детей разных возрастных категорий в ДОУ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.В такой среде возможно одновременное ...
Методические рекомендации для родителей и педагогов. Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...
«Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.»
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство ...