«Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.»
консультация

Александра Шиманская

Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Пространство, в котором ребенку с РАС предстоит быть приобретает особую, терапевтическую значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_24.noyabr.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.»

Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Пространство, в котором ребенку с РАС предстоит быть приобретает особую, терапевтическую значимость. Почему? Потому что дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки у них не формируются адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной социализации. Правильная организация окружающей среды способствует преодолению данных трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени.

Но обогащенная развивающая среда не только должна стимулировать интенсивное развитие ребенка, но должна быть гармоничной и естественной. Правильная развивающая среда — это такая среда, которая способствует всестороннему развитию ребенка в процессе ее освоения.

Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка практически без вашего участия.

Поговорим о том, как организовать дома развивающую речевую среду. Не секрет, что специально организованные занятия для развития речевых навыков ребенка часто требуют достаточно серьезной подготовки, необходимости покупать или самостоятельно изготавливать какие-то дидактические пособия, книги, материалы и не всегда у мамы находится время и желание, чтобы организовывать специальные занятия.

Тем не менее, все мы понимаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы способствовать развитию речи ребенка, потому что в последнее время намечается очень серьезная тенденция к тому, что дети начинают говорить очень поздно, говорить неправильно, и логопеды становятся очень популярными у мам. Одним из вариантов, как помочь ребенку в развитии его речевых навыков, не прибегая к каким-то специально организованным занятиям, является создание дома правильно организованной развивающей речевой среды, то есть такой среды развития ребенка, которая сама по себе способствует, активизирует развитие речевых навыков вашего малыша.

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

1. Комната ребенка – развивающий речевой центр

Понятно, что еще будучи беременными, вы рисовали перед собой детскую комнату с какими-нибудь розовыми окошечками на стенах или голубыми, если ждали мальчиков. Но на самом деле необходимо пресечь на корню такой подход и превратить комнату ребенка, может быть не спальню, а комнату, где он проводит больше всего времени, в такой развивающий центр для него. Это будет полезно и для ребенка, и для вас, потому что вы освободите себе какое-то время, которое вам в ином случае пришлось бы тратить на специальные занятия по развитию речи. Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре. Это могут быть:

фотографии

картинки

игрушки

фигурки

статуэтки

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

3. Как сделать занятия регулярными

Самый простой способ сделать занятия регулярными без каких-либо усилий для мамы – это привязать эти занятия к каким-то режимным моментам. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваш ребенок получает максимальную поддержку для развития своих речевых навыков, вы просто привязываете возможные варианты занятий для развития речи и для развития мелкой моторики, что также влияет на речь, к каким-то режимным моментам или к каким-то блокам в течение вашего дня.

Поясню. Например, вы можете решить для себя, что занятия для развития мелкой моторики вы будете проводить на кухне после завтрака, когда вы убираетесь на кухне или готовите обед, а ваш ребенок в это время под вашим присмотром занимается какими-то мелкими делами:

сортирует крупу

переливает водичку

чистит яичко и т.д.

Есть масса вариантов занятий для развития мелкой моторики и многие из них удобно проводить как раз на кухне, потому что они, как правило, заканчиваются полной разрухой, рассыпанием, проливанием всего на стол, на пол. На кухне это удобнее всего убрать без дополнительных затрат времени и сил.

Пальчиковую гимнастику вы можете привязать к моменту одевания или раздевания ребенка. Вот пришли вы с прогулки, переоделись, ребенок сидит у вас на коленях, и вот вы начинаете делать эту пальчиковую гимнастику. Удобно и прямо на улице ее делать, если это теплое время года.

Просмотр презентаций и работу с карточками вы также можете привязать к какому-то режимному моменту, например, после полдника вы этим занимаетесь или перед дневным сном. Смотрите на своего ребенка и выберите то время, которое больше всего подойдет для этого. Основная задача формирования речевой среды дома – это:

побудить ребенка часто им много говорить

побудить вас часто, много и грамотно говорить, для того чтобы ребенок постоянно слышал:

новые слова

новые фразы

воспринимал на слух различные грамматические конструкции

слышал различные примеры интонационного оформления речевых высказываний

Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи, потому что это, как вы понимаете, будет способствовать формированию его собственных речевых навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация развивающей речевой среды в группе"

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Консультация для родителей "Как создать дома развивающую речевую среду для ребенка"

консультация поможет родителям создать благоприятную развивающую среду дома  для развития речи детей...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Развивающая речевая среда детей раннего возраста

Развивающая речевая среда детей раннего возраста....

Рекомендации по созданию развивающей речевой среды дома.

Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал - воспроизводил мысли взрослых....

Методические рекомендации для родителей и педагогов. Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.

Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство ...