Консультация для родителей "Речевая среда и дети"
консультация (старшая группа) на тему
Консультация
Тема: «Речевая среда и дети»
МДОУ – детский сад Компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А.
Моздок 2012г. |
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Методологическую основу составляет положение И.М. Зимней о том, что «речевая деятельность представляет собой активный, целеустремлённый процесс, опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений».
Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Для развития речи нужны речевая среда, которая даёт образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.
Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребёнок окружён людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
По мнению Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Овладение культурой общения, неустанное её усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приёмами развития речи, мастерством их применения.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средство, по определению известного психолога Т.Н. Ушаковой – невербальные коммуникативные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:
· помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой), связанных с конкретным зрительным значением;
· помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый);
· способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
· помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
· выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.
Проблема речевой культуры дошкольных педагогов является очень современной. К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Важно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
Е. И. Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь воспитывающего лица должна быть абсолютно грамотна, литературна.
2. Особого внимания требует к себе этика речи.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи.
6. Необходимо регулировать темп своей речи.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько это требуют условия момента и содержание речи.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
9. Важно владеть методическим мастерством, знанием приёмов для оказания соответствующего влияния на речь детей.
10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
В последнее годы всё более актуальным встаёт вопрос более раннего ознакомления детей с художественной литературой и привитие им любви к чтению, с целью овладения родной речью. По словам В.А. Сухомлинского, чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости, обогащает и развивает речь. Перед нашим обществом стоит одна и важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии и жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Всё это обрушивается на незащищённое поле ребёнка.
Разрабатывая методику развития речи детей, К.Д. Ушинский делает вывод, что развитие речи ребёнка следует рассматривать как длительный процесс освоения родного языка. Он назвал родной язык «удивительным педагогом». Обосновав ведущую роль языка в духовном развитии ребёнка, К.Д.Ушинский подчёркивал необходимость активного целенаправленного педагогического руководства процессом его освоения. Ребёнка нужно научить пользоваться лучшими формами родного языка для выражения мысли. Он часто не может выразить свои чувства и мысли, не владея формой их выражения.
По мнению К.Д. Ушинского основным проводником ребёнка в дошкольные годы в мир речевой культуры является взрослый, говорящий красиво на уровне литературного языка. Ребёнок усваивает язык по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками раскрываются в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Т.А. Репиной, Л.М. Гурович. Все они утверждали, что при систематических занятиях с использованием художественной литературы во всех её проявлениях помогают детям быть более раскрепощёнными в общении, речь их грамматически правильна и красива, исчезают слова-паразиты и бытовые слова-штампы.
Уровень речевого общения, исходя из наблюдений последних лет, у детей имеющих проблемы в развитии, имеет тенденцию к снижению. Любовь к художественной литературе, книге, умение использовать полученные из произведений знания не приходят сами по себе. Здесь необходима помощь взрослого.
Становление речевого общения ребёнка с взрослым начинается с эмоционального общения. Ребёнок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении своей звуковой формой, интонацией, сопровождая действия взрослого.
В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают общие отношения друг к другу, своё удовольствие или неудовольствие, выражают чувства, а не мысли. Взрослея, слушая знакомую сказку или стихотворение, ребёнок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышам представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем.
Развитие каждого ребёнка происходит по-разному и часто зависит не только от возраста, но и от условий жизни, индивидуальных особенностей и тех впечатлений, которые он получает дома и вне дома.
В этом период интенсивного развития речи основным остаётся речевое общение ребёнка с взрослым. В то же время значительно возрастают и возможности речевого общения детей друг с другом. При восприятии несовершенной речи ребёнка взрослый исправляет недостатки произношения.
Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, памяти, начинает развиваться воображение.
Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог обязан читать выразительно.
Приёмы, используемые при ознакомлении с художественной литературой, нацелены на овладение родной речью, обогащение словаря, развития простейших форм диалога и овладение речью в целом.
Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным её результатом считаем – умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.
Содержание воспитательного процесса развития речевой среды детей посредством тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.
Во второй младшей группе тематический блок «Я и мои близкие», обеспечивает реализацию содержания воспитательного процесса в специально организованных видах деятельности посредством игровой формы организации деятельности взрослых и детей.
Тема 1: «Я и мои друзья». Цель: воспитание чувства ребёнка сопричастности с другими. Игровой сюжет: разыграй в образах то, что было с тобой и твоими друзьями на прогулке.
Тема 2: «Я доверяю другому». Цель: формирование способов коммуникаций в процессе проявления доверия к другому. Игровой сюжет: найди свой способ (образ) проявления доверия к другому.
Тема 3: «Мне нравиться слушать тебя». Цель: воспитание нравственного поведения в процессе монологов и диалогов с другим. Игровой сюжет: изобрази ситуацию, когда слушают друг друга люди (звери, цветы)
Тема 4: «Мне нравится это делать с тобой». Цель: воспитание опыта коммуникаций и принятие точек зрения другого. Игровой сюжет: оживите в диалоге предметы (карандаш, кубик и др.), взяв на себя их образ.
Тема 5: «Играю с тобой». Цель: формирование социальных способов самовыражения своего «Я» посредством ролевой позиции. Игровой сюжет: придумайте игру и поиграйте вдвоём (втроём).
Тема 6: «Я люблю эту книгу (картинку, мультфильм и т.п.), а ты?» Цель: воспитание основ терпеливого выслушивания другого. Игровой сюжет: расскажи посредством роли (упрямый бычок, капризная рёвушка, послушная Алёнушка, весёлый Колобок и др.) о своей любимой книге и т.п.
Тема 7: «Что это?» Цель: воспитание основ диалоговой культуры в процессе общения по поводу ценностей и антиценностей (прекрасное - безобразное, хорошо – плохо). Игровой сюжет: отгадай, кто это или что это, по описанию, представленному героем сказки.
В средней группе тематический блок «Я и образ другого» реализуется посредством традиционных сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другими.
Тема 1: «Другой, такой как я». Цель: идентификация себя с образом других, отражённых в произведениях искусства. Основной метод – имитация домашних традиций общения.
Тема 2: «Я и папа (мама) понимаем друг друга». Цель: формирование способности принятия другого как равного партнёра по общению. Основные методы – игра с зеркалом, диалог с фотографией, имитационный диалог в ситуации общения.
Тема 3: «Сочувствие другому». Цель: воспитание потребности проявить сочувствие к другому, попавшему в ситуацию ( на примере художественного образа). Основной метод – упражнение в способах проявления сочувствия вербальными и невербальными средствами.
Тема 4: «Сочувствую другому (папе, маме и др.)». Цель: воспитание опыта сочувственного поведения. Основной метод – имитация способов общения в семейных ситуациях.
Тема 5: «Ценность – антиценность». Цель: воспитание нравственных суждений относительно художественных образов, несущих эталонные образцы поведения. Основной метод – композиционные и колористические варианты художественного образа.
Тема 6: «Мы играли и обнаружили…» Цель: воспитание нравственной отзывчивости на ролевые позиции, реплики, ситуации и др. Основной метод – диалог и обмен вербальными и невербальными способами общения, демонстрирующими дружеское поведение и чувство сопереживания.
В старшей группе тематический блок «В моей семье и в культуре других», реализуется посредством сценариев, сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений, «оживлённых» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми их творчество и реально пережитых.
Тема 1: «Конфликт в семье». Цель: воспитание отрицательного отношения к ситуации и положительного и сочувственного - к родителям. Метод: анализ проблемной ситуации и дискуссия.
Тема 2: «Детская ссора». Цель: воспитание нравственного опыта разрешения детских конфликтов. Метод: анализ проблемной ситуации и дискуссия.
Тема 3: «Культурная традиция принятия гостей», Цель: воспитание нравственных суждений о культурных ценностях и традициях разных народов. Метод: импровизация сюжетов.
Тема 4: «Добрый – злой в сказках различных народов». Цель: воспитание умений идентифицировать ценности и образы различных культур. Метод: анализ и сопоставление образов.
Тема 5: «Пойми другого». Цель: воспитание положительной направленности на другого и формирование способов его принятия. Метод: игровые упражнения и рисунок.
Тема 6: «Образ человека в истории и культуре». Цель: воспитание интереса к образу человека другой национальности. Метод: анализ художественных произведений и диалог.
Тема 7: «Принимаю тебя… (куда, какого, как)». Цель: формирование нравственного опыта и способов демонстрации дружеского отношения и принятия самоценности другого. Метод: имитация ситуаций, дискуссия.
Таким образом, влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребёнок окружён людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период
«Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;2. развит...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Развитие здорового ребенка всегда являлось приоритетной задачей дошкольных учреждений. Наряду с этим общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. ...
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...
"Развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов...
«Мотивирующая среда» - трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Мотивирующая образовательная среда – это среда творческого типа, которая активизирует имеющиеся у детей мотивы учения, предоставляет им возможности для достижения учебной цели, эмоционально подк...