Презентация "Построение работы над звуковой культуры речи по возрастам"
презентация на тему

Арефьева Ирина Валентиновна

презентация о звуковой культуре речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 72» Энгельсского муниципального района Саратовской области Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам Подготовила: ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ АРЕФЬЕВА и.в.

Слайд 2

Воспитание звуковой речи у дошкольников Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому важно правильно подойти к построению работы над звуковой культурой речи по возрастам.

Слайд 3

РАННИЙ ВОЗРАСТ (третий год жизни) учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух; - упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных); - поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий; - учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», « му-му », «ку-ка-ре-ку»); - учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

Слайд 4

Дидактическая игра «Отзовись» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд . Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. Дидактическая игра «Узнай по голосу» Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал . Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить» Цель: Развивать интонационную выразительность. В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка» Елочка – белочка Оник – слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно. Дидактическая игра «Загадки» В: Наша лягушка любит отгадывать загадки. В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый… ) Далее загадки загадывают дети.

Слайд 5

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Четвертый год жизни. - учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова; - формировать умение вслушиваться в звучание слов; - учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию; - готовить к правильному произношению шипящих звуков; - побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.

Слайд 6

Дидактическая игра «Какой звук пропущен?» Задачи: 1. Развивать фонематический слух 2. Учить вслушиваться в звучание слов 3. Упражнять в выделении недостающего звука Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку. Игровые действия: Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен. Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки. Сюжет игры: Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти. Дидактическая игра «Звуковые часы» Задачи: 1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове 2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук 3. Развитие умения определять первый звук в слове Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук. Игровые атрибуты: Пособие «Звуковые часы», фишки. Сюжет игры: Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук .

Слайд 7

Дидактическая игра «Построим дом» Задачи: 1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове 2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках 3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ» Сюжет игры: Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ» Дидактическая игра « Назови слова» Задачи: 1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове 2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках 3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук) Игровые атрибуты: Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с- сь , к- кь , м- мь . Сюжет игры: Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.

Слайд 8

Пятый год жизни совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым; - совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук); - уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные); - совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний); - развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

Слайд 9

Игра на развитие речи «Поймай слог» Цель — развитие слухового внимания и его быстроты. Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д. Игровое упражнение «Раздели правильно» Цель — развитие умения делить слова на слоги. Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов. Упражнение "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова) . Это упражнение также имеет несколько вариантов задания. 1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши". Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д. 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза". Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией. Упражнение "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова). "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.". "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.". "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.". "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Слайд 10

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Шестой год жизни. - совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи; - учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [ Л ] и [ Р ]); - побуждать правильно произносить слова, шутки- чистоговорки , скороговорки, содержащие смешиваемые звуки (Шла Саша по шоссе и сосала сушку.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию); - тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

Слайд 11

Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию : с заданным звуком в начале , середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Например, взрослый говорит : «Дети, у меня волшебный сундучок. Но чтобы его открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [р] или [р'] .». И дети будут стараться придумывать нужное слово. Если кто-то из детей не может придумать слово, то нужно ненавязчиво помочь этому ребенку, а лучше, если это сделают дети с которыми проводите эту игру. Игра «Кузовок» Детям раздаются цветные фишки, или другие предметы, которые потом могут использоваться как «залог». Игра проводится в кругу. Первому ребёнку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова : Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок (- ик ). Обмолвишься — отдашь залог. Ребенок отвечает : «Я положу в кузовок.» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т. д.) Так игра продолжается, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги : корзинка накрывается платком, а кто-то из детей вынимает залоги по - одному, перед этим спрашивая : «Что делать тому, чей залог выну?» Дети под контролем взрослого придумывают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово на заданный звук , сказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.) Игра “Найди звук ” Цель: находить слова с одним и двумя слогами. — Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” -- из двух, “цыпленок” -- из трех.) — -- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. — (Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” -- со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” -- со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” -- со звука “Ц”.) — -- Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), “Л” (баклажан, яблоко, кизил), “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива). Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки» Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно: - Скучен день до вечера, коли делать нечего. — Аккуратность человека красит. — Маленькое дело лучше всякого безделья. — За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Слайд 12

Седьмой год жизни. совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи); - упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]); - устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию)); - развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Слайд 13

«Нужные знаки» Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – ни будь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н]. «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков) Игра «Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям: - Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….) Игра «Подружи картинки» Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление. Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. - Сегодня мы подружим картинки из верхней и из нижней части часов. Называйте картинку и подбирайте для неё пару, например, «Шиповник и шмель». Дети проговаривают словосочетания, выделяя звук Ш. Шиповник и шмель. Бабушка и дедушка. Лягушка и камыши. Клюшка и шайба. Мышка и кошка.

Слайд 14

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка. Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр "Формирование звуковой культуры речи - ранний возраст и старше"

Речь занимает выжное место в развитии ребёнка. Знание родного языка вводит его в жизнь окружающих, помогает в овладении программы детского сада, а в дальнейшем и школьной. Поэтому взрослым необходимо ...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Картотека игр по звуковой культуре речи по возрастам

Картотека игр по звуковой культуре речи...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...