Речевое развитие детей 2-3 лет.
консультация (младшая группа) на тему

Комарова Елена Валентиновна

Речь ребенка на протяжении всего третьего года жизни (особенно во второй половине года) при наличии всех необходимых условий стремительно приближается к  речи  взрослого .Малыш  уже выступает в качестве полноправного собеседника .Вместе с тем речь ребенка еще далека от совершенства и требует пристального внимания взрослых.
Специалисты считают, что возраст с двух до трех  лет является критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?» Важно обратить внимание на два момента:
- Точно следует обратиться к логопеду, если ребенок вообще не говорит к 2 годам.
- Точно следует обратится к логопеду, если вы слышите, что ребенок говорит звуки как-то не так:   «в нос», между зубов, надувая щеки, шепелявит и т.д.
- Точно следует обратится к логопеду, если у ребенка нет какого-то звука, который должен уже быть при нормальном речевом развитии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_2.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Речевое развитие детей 2-3 лет.

Речь ребенка на протяжении всего третьего года жизни (особенно во второй половине года) при наличии всех необходимых условий стремительно приближается к  речи  взрослого .Малыш  уже выступает в качестве полноправного собеседника .Вместе с тем речь ребенка еще далека от совершенства и требует пристального внимания взрослых.
Специалисты считают, что возраст с двух до трех  лет является критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?» Важно обратить внимание на два момента:
- Точно следует обратиться к логопеду, если ребенок вообще не говорит к 2 годам.
- Точно следует обратится к логопеду, если вы слышите, что ребенок говорит звуки как-то не так:   «в нос», между зубов, надувая щеки, шепелявит и т.д.
- Точно следует обратится к логопеду, если у ребенка нет какого-то звука, который должен уже быть при нормальном речевом развитии.
Звукопроизношение. В речи третьего года  жизни должны появится звуки (г), (х), (к), (м), (п), (б), (н), (в), (ф), (д), (т) (и их мягкие пары), все гласные. Произношение других звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения.
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам- до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На ьретьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных.  Например : МАМА, ПИ (мама я хочу пить). Главное- появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много  неверного употребления окончаний («у меня много мячов»), суффиксов («у меня есть куклочка»), согласований («это мой мама»), постепенно их становится меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
                                             
Развивающие игрушки.
Это так называемые «полезные» игры. Цель их- развивать у ребенка память, внимание, мышление. Чтобы эти игры стали еще и речевыми, нужно все действия игры взрослым проговаривать вслух, а затем, по возможности, самим  ребенком.
- Пазлы по темам (2-4 части) мягкие, деревянные, картонные.
-Игры- вкладыши по темам. Игры- сортеры.
-Игра «Кубики для всех»

-Игра «блоки Дьеныша»
-Кубики с картинками по темам (4-6 шт.)
-Деревянные и пластмассовые пирамидки.
                                           
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание- «животом», вдох делается носом, а выдох- ртом.
- Игра «Буря в стакане»
-Дуем в духовые инструменты( свистульки, дудки, гармошки)

-Дуем мыльные пузыри в ванной
-Сдуваем с ладошки ватку (снежок), перышки.
-Игра «Веселый язычок»
-На одном выдохе поем гласные звуки, давая ребенку какую- нибудь веселую ассоциацию со звуком.
                                           
Артикуляционная гимнастика.
 

Можно перед зеркалом, но не обязательно на этом этапе. Главная цель- дать ребенку почувствовать свой язык, пробовать управлять им. Важно помнить, что упражнения выполняются от более крупных движений языка, к более мелким.
- Игра с языком при помощи игрушки.

Рот-дом, зубы- забор, в доме живет язычок. Открой дверь в домик и ты увидишь. Что там спит язычок, давай его разбудим. Высовываем  язычок из домика- ротика и делаем гимнастику. Сначала шлепаем по нему «Бя-бя-бя, пя-пя-пя», затем зубами «та-та-та, да-да-да», затем поем песню «е-е-е-е». Язычок  вышел поздороваться с друзьями: носом, подбородком, ухом и еще одним ухом. зубами.
-Специальные книги с артикуляционной гимнастикой.
Не боимся помогать ребенку шевелить языком, облизываем тарелку со сметаной, облизываем губы с вареньем и т.д.
                                         

                                          Движения пальцев рук (мелкая моторика) вместе со взрослым.

-Массаж пальцев рук тренажерами.
-Пальчиковые игры со стихами.
-Игры с крупой (рис, гречка, кукурузная крупа): закапываем мелкие игрушки, пересыпаем из ладошки в ладошку, трем крупу между ладошками; прячем руки в крупе, откапываем по пальчику; отделяем от крупы фасоль или горох и т.д.
-Игры с пластилином (мягким): отрываем маленькие кусочки  и прижимаем к листу; раскрашиваем пластилином; делаем фигурки при помощи трафаретов; катаем колбаски и просто сжимаем пластилин.
-Рисуем на манной крупе фигуры, «каляки-маляки», рожицы.
-Играем с песком (простой или кинетический)
-Рисуем пальцами. Большой кисточкой. Крупными трехгранными карандашами.
-Книги- наклейки (многоразовые) по темам и просто клеем коллаж.
-Нанизываем бусы
-Играем в разные мозаики (от напольной к настольной)
-Играем с пуговицами, камнями, мелкими игрушками, раскладываем их по цветам, в разные баночки.
-Вязанные, резиновые игрушки на пальчики.
                                           
Чтение взрослым книг, сказок, детских стихотворений, считалок.
Ребенок договаривает за родителями коней фразы, а затем пробует рассказать  все сам.
Чтение – занятие, которое служит сплочению семьи, единению ребенка и взрослого, взаимопониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...