Рабочая программа педагога-психолога 2017-2018
рабочая программа на тему
Рабочая программа педагога-психолога дошкольного отделения общеразвивающей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2017-2018.docx | 101.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Многопрофильная школа № 1955»
Утверждаю
Методист здания 6
_________________Грачева О.И.
«_____»__________________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила педагог-психолог: Громова М.А.
г. Москва 2017г.
Содержание
1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ | ||
1.1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1.1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.2 | Цели и задачи образовательной деятельности педагога-психолога по реализации рабочей программы | 5 |
1.1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | 6 |
1.1.4 | Характеристика возрастных особенностей развития детей, новообразования каждого возраста | 8 |
Возрастные особенности развития детей 1-3 года | ||
Возрастные особенности развития детей 3-4 года | ||
Возрастные особенности развития детей 4-5года | ||
Возрастные особенности развития детей 5-6 года | ||
Возрастные особенности развития детей 6-7года | ||
1.1.5 | Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров | 14 |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ||
2.1 | ОБЯЗАТЕЛЬНАЯЧ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ | 16 |
2.1.1 | Образовательные области в работе педагога-психолога | 16 |
2.2 | Основные направления работы педагога-психолога | 16 |
2.2.1 | Психологическое просвещение | 17 |
2.2.2 | Психологическая профилактика | 17 |
2.2.3 | Психологическая диагностика | 18 |
2.2.4 | Развивающая и психокоррекционная работа | 21 |
2.2.5 | Психологическое консультирование | 23 |
2.3 | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 24 |
2.4 | Формы сотрудничества с педагогами | 25 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ||
3.1.1 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 26 |
3.1.2 | Оборудование и материалы | 27 |
3.1.3 | Организация занятий педагога-психолога | 27 |
3.1.4 | Перечень используемого диагностического инструментария | 28 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ Школа № 1955 здания 6 является нормативным документом, определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей от 2 до 7 лет, посещающих группы общеразвивающей направленности.
Программа разработана в соответствии с:
Законами Российской Федерации
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г.
- Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г.№89/34-16
- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в течение недели
- Письмом Минобразования РФ от 22.01.98 №20-58-07/20-4 « Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.04.1999г.№70/23-16 « О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г№ 27/901-6 « О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
с документами Федеральных служб
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 « Об утверждении СанПин 2.4.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с локальными документами
- -Устава Учреждения, утвержденного распоряжением Департамента образования г.Москвы от 17 ноября 2015 № 459 р
Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих образовательных программ:
- Основной образовательной программы дошкольного отделения ГБОУ « Многопрофильная школа» №1955
- Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- « Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой
- Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста Е.Е. Хомякова
- « Занятия психолога с детьми 2-4 в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С. Роньжина
- Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе С.И. Семенака
- Развитие эмоций дошкольников. В.М.Минаева
- «Удивляюсь, злюсь. Боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник
- « Как научить детей общаться» Д.И. Бойков, С.В. Бойкова
- «Солнечный лучик» Трясорукова Т.П.
- « Игротерапия общения» М.А. Панфилова
- « Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации » Д.И. Бойков, С.В. Бойкова
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям:
-просветительское
-психодиагностическое
-коррекционное и развивающее
-профилактическое
-консультативное
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ГБОУ Школа № 1955 по основным направлениям: познавательному, социально-личностному, речевому, художественно-эстетическому и физическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ-значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Рабочая программа реализуется:
- в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
- в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.
- во взаимодействии с семьями детей
Структура программы включает в себя:
- пояснительную записку
- задачи и методы работы с детьми от 2до 7лет
- инструментарий
Рабочая программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования и образовательными запросами законных представителей воспитанников.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе:
Охрана и укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия детей при создании психологических условий для достижения детьми личных результатов в процессе освоения дошкольных программа.
Задачи программы:
- создание для ребенка эмоционально благоприятный климат в группе при общении с сверстниками и педагогическим персоналом;
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- выявление нарушений в личностном, когнитивном развитии детей и сфере межличностного взаимодействия;
- осуществление систематической психодиагностической работы;
- проведение с детьми целенаправленной психокоррекционной и развивающей работы, цели и задачи которой определяются в процессе психодиагностики;
- в процессе психодиагностической и психокоррекционной работы выявляются и активизируются потенциальные, компенсаторные возможности детей;
- осуществление психологического консультирования по повышению
психолого-педагогической компетенции педагогов и законных представителей воспитанников;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;
- участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы.
Последовательность работы по психолого-педагогическому сопровождению. Алгоритм работы ППК комплекса ГБОУ Школа
№ 1955.
Принципы программы:
• принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ГБОУ Школа № 1955;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
• интеграция личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
• формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
• полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
• развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
• развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
В основу рабочей программы педагога-психолога по сопровождению дошкольников положены принципы:
1. ГУМАНИЗАЦИЯ- предполагающая вера в возможности ребенка
2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД- основанный на понимании человека как целостной системы
3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к сопровождению развития ребенка
4.УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
5. НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения
В программе учитываются следующие подходы:
1. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
2. В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через осознание их потребностей, возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельности.
При этом, решение поставленных задач осуществляется на доступном материале.
3. Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями), приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в ГБОУ Школа № 1955 действует следующим образом:
В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленный на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В комплексе организована работа ППк, на основании Приказа № 101/16-у от 31 августа 2015 « О создании психолого-педагогического консилиума разработано «Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме» .
При поступлении ребенка в ГБОУ Школа № 1955 здание 6 проводится комплексная оценка здоровья. анкетирование родителей, анализируются результаты адаптации. Если ребенок испытывает сложности в освоении образовательной программе, или ребенок поступил со справкой ЦПМПК, то с письменного согласия законных представителей ребенок направляется на внутренний ППк комплекса. Данное заседание необходимо для того, чтобы определить и согласовать действие специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблему, заручиться их поддержкой и активным участием в комплексе мероприятий в домашних условиях, разработанный на рекомендациях специалистов.
Алгоритм работы ППК по составлению заключения и рекомендаций; психолого-педагогическое сопровождение специалистов.
1. Анализ полученной информации
2. Разработка плана комплексной помощи
- определение последовательности действий
- распределение функций и обязанностей сторон
- определение сроков реализации
- консультирование всех участников сопровождения
Далее, на основании заключения и рекомендаций ППк специалисты составляют:
1. Адаптированную образовательную программу (АОП) для детей с ОВЗ
2. Тематическое планирование
3. Индивидуальный маршрут
В течение года проводятся три контрольные диагностики, в которых отмечается наличие или отсутствие динамики. По окончанию учебного года составляется аналитический отчет.
1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, новообразования каждого возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и
и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее
структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и
деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Одновременно происходят дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне,
в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни
психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные
формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных
формах создает психологическую готовность к последующему школьному периоду развития.
Возрастные особенности развития детей 1-3 лет
Ранний дошкольный период-это период быстрого и интенсивного развития.
Основные характеристики этого периода:
- замедление темпов прибавки в весе и длины тела;
- значительное повышение двигательной активности;
- улучшение координации и дальнейшее развитие моторных функций;
- быстрое развитие экспрессивной и импрессивной речи, к концу второго года появляется фразовая речь;
- быстрое развитие психических функций;
- значительно повышается познавательный интерес к окружающему миру;
- расширяются контакты с окружающими людьми как со взрослыми, так и с детьми.
Моторная функция. Усложняется, ребенок выполняет более сложные и дифференцированные действия, совершенствуется координация движений, ходит более ритмично. К 2-му году меняет положение, поворачивается, приседает, пятится. К 3 годам ребенок приобретает навыки бега, с помощью взрослого он может построить простой домик из кубиков, выбрать соответствующую картинку из лото для малышей, подняться самостоятельно по ступенькам, может начать правильно надевать одежду.
Психоэмоциональная функция. Психоэмоциональные реакции этого периода характеризуются появлением настойчивого желания нравиться окружающим, особенно родителям. Если они показывают свое недовольство или неодобрение, малыш начинает проявлять беспокойство, подчас очень бурное. К этому времени устанавливается поведение, свидетельствующее об эмоциональной привязанности к близким. У детей этого возраста наблюдаются резкие вспышки раздражения, особенно когда кто-либо препятствует реализации исследовательских побуждений
Ребенка. Эти вспышки смягчаются, а потом становятся редкими, если родители не фиксируют такую форму поведения и переключают внимание на положительную деятельность.
Ярко выражена любознательность к окружающему миру. Выражено наглядно-действенное мышление, происходит формирование нового отношения к окружающему миру предметов: они становятся для ребенка не только объектами для манипулирования, но и предметами, имеющими определенное назначение и требующими установленных способов их использования. Овладения этими действиями создает условия для усвоения новых видов действия: рисование, лепка, аппликация, конструирование и пр.
На 3-м году у ребенка уже существуют представления о свойствах предметов. Связей между ними, появляются постоянные образцы для сравнения. Это хорошо известные предметы, имеющие четко выраженные признаки: цвет, форму, консистенцию.
Формируется самосознание и его проявления в этом возрасте.
В 2.5-3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол.
Речевая функция. Речь характеризуется началом бурного развития: увеличивается словарный запас, как пассивный, так и активный. В начале появляется простая фраза из 2-3 слов, а к 2-м годам нередко и усложненная, состоящая из 5-6 слов, связанных грамматически, то есть используются предлоги и падежные окончании, а так же появляются придаточные предложения.
Функция зрение и слух. Развитие зрения. В 1г3м пытается подражать увиденным действиям взрослого. С1г4мес.узнает себя на фотографиях, узнает и называет знакомые предметы на картинках. С 1г6мес. На несколько дней запоминает, где лежат игрушки или интересующие предметы.
К 2годам узнает свои вещи, находит парные картинки. После 2,5 лет находит настоящий предмет по рисунку. К 3 годам знает 2-3 цвета, находит предмет по изображению характерной части предмета. К 3-годам большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, кроме оттенков.
Развитие слуха. К 1г2мес.пытается танцевать под музыку. Переводит взгляд на знакомый предмет, который назвали. С1г4мес.выполняет речевые просьбы, пытается повторить слова, однократно услышанные в разговоре. С 2-х лет называет объекты, которые находятся вне поля зрения. Но издают звук. К 3-м годам может повторить за взрослым предложения из 6-7 слов.
С начала раннего возраста ребенок начинает приобретать стремление к самостоятельности и относительной независимости от взрослого. При этом остается связанным с ним объективно, т.к. ему необходима практическая помощь, и субъективно, поскольку нуждается в заботе, оценки и внимании взрослого.
Таким образом, в ранний дошкольный период изменяется ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Возникает совместная деятельность взрослого и ребенка.
Происходит интенсивное психологическое и речевое развития, где главными являются:
Речь
Наглядно-действенное мышление
Начало символической игры
Формирование самосознания
Возрастные особенности развития детей 3-4 года
Ведущая потребность в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации
образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу дошкольного возраста они способны
запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек.
Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Новообразования:
Усвоение первичных нравственных норм.
Самооценка.
Появление элементов партнерского общения.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция — наглядно-образное мышление
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится
внеситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинаются выделяться лидеры.
Появляются конкурентность и соревновательность.
Новообразования:
Контролирующая функция речи.
Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
Появление элементов произвольности.
Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых.
При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных
признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются:
- распределением ролей в игровой деятельности;
- структурированием игрового пространства;
- дальнейшим развитием изобразительной отличающейся высокой продуктивностью;
- применением в конструировании обобщённого способа обследования образца;
- усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов.
развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления ,
представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное
мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Новообразования:
Предвосхищение результата деятельности.
Активная планирующая функция речи.
Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей.
Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных
анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Новообразования:
Внутренний план действий.
Произвольность всех психических процессов.
Возникновение соподчинения мотивов.
Самосознание. Обобщенное и вне ситуативного отношения к себе.
Возникновение первой целостной картины мира.
Появление учебно-познавательного мотива.
1.1.5 Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров.
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы следующие требования:
• система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и
промежуточных результатов освоения программы
• мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
• наблюдение за ребенком
• беседы
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа) и высоко формализованных (тесты, пробы, диагностики ) обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов представляет собой систему получения точных данных через сбор, обработку, хранения и распространение информации.
Мониторинг проводится в целях:
-выявления степени соответствия результатов деятельности педагога-психолога по ФГОС ДО;
-определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
-качественной оценки условий. Созданных педагогом-психологом для осуществления полноценной коррекции детей;
-развитие психолого-педагогического сопровождения, помощи. Своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций
В течении года проводятся следующие обследования:
Первичное обследование. Обследуются дети, вновь поступившие в ГБОУ Школа № 1955 здание 6 по окончании адаптационного периода.
Обследование по заявкам . Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса( родители, воспитатели)
Обследование детей 6-7 лет. Обследование проводится совместно с воспитателем группы, в рамках выявления уровня сформированности интегративных качеств. Все результаты обследования фиксируются в диагностической карте воспитанника.
Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Принят следующий регламент по педагогическому обследованию:
- Группы нового набора, проходящие период адаптации проходят мониторинг в ноябре ,итоговый в мае
- Группы воспитанников с 3 до 6, первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний в декабре, итоговую в мае.
В результате освоения программы воспитанники:
• научатся осознавать себя и свои возможности
• научатся открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами
• научатся распознавать эмоциональные состояния других детей и взрослых по мимике, жестам
• научатся пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, внимательно относиться как к себе и к окружающим
• научатся проявлять эмпатию: понимание, сочувствие
• будут проявлять познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, обладать развитым воображением;
• закрепят знание цветов, геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы;
• расширят словарный запас, закрепят умение выражать свои мысли и желания;
• научатся конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта, уметь найти компромисс;
У воспитанников подготовительной к школе группы будут сформированы: положительное отношение к школьному обучению, самоконтроль, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
2.1.1. Образовательные области в работе педагога-психолога
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает реализацию пяти образовательных областей:
познавательной, речевой, социально-личностной, художественно-эстетической и физической.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
• Социально-личностная область – где ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других, осознает свои возможности, учится проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами, учится адекватному поведению в конфликтных ситуациях. В игре ребенок проигрывает жизненные ситуации, отношения между людьми, в ней развивается, познает мир, общается.
• Познавательная область – где ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует, накапливает опыт и хочет
хочет исследовать дальше. Благодаря этому у детей развиваются высшие психические функции и познавательные процессы:
- внимание
- восприятие
- мышление
- память,
- коммуникативные способности.
• Речевая область – где ребенок учится диалоговому общению. Учится отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности.
• Художественно-эстетическая область – где через художественное и музыкальное творчество дети учатся выражать себя, свои эмоции. Благодаря использованию методов арт-терапии дети могут снять накопившуюся усталость, напряжение. Через использование разнохарактерной музыки дети развивают координацию движений, пластику. Через этюдные инсценировки дети отыгрывают конфликтные ситуации.
• Физическая область – где ребенок активно двигается (прыгает, бегает, лазает). Благодаря подвижным, дыхательным, самомассажным, психогимнастическим упражнениям мобилизуется психофизическая работоспособность детей, отмечается положительное воздействие на психоэмоциональный комфорт ребенка, нормализуется мышечный тонус, стабилизируется работу нервной системы, а так же дети учатся снимать напряжение, расслабляться.
2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога являются:
1) психологическое просвещение
2) психологическая профилактика
3) психологическая диагностика
4) развивающая и психокоррекционная работа
5) психологическое консультирование.
2.2.1. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий ,для повышения компетентности педагогов, родителей (актуализация, систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности).
Психологическое просвещение в условиях ГБОУ Школа № 1955 носит профилактический ,образовательный и практический характер.
Существует в формах родительских собраний ,педагогических советов, круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов ,а также в создании информационных уголков и папок с регулярно обновляемым наполнением (тексты, игры, упражнения, мини-тесты, анкеты, ознакомительные брошюры)
2.2.2. Психологическая профилактика.
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно- образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
• разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического
формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
• обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
• своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
Психопрофилактические мероприятия:
1. Адаптация субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
• анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
• групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;
• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
3. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в образовательном учреждении.
4. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Перспективное планирование психопрофилактической и просветительской деятельности.
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ПЕДАГОГИ | |||
Педагоги всех групп | 1. Педсовет: совместное выступление с учителем-логопедом « Работа с особенными детьми» | Групповая | Сентябрь |
2. Круглый стол « Организация совместной работы специалистов и педагогов с особенными детьми» | Групповая | Ноябрь | |
3. Мастер-класс и презентации на актуальные темы, обмен опытом. | Групповая | В течение года, по запросам педагогов | |
РОДИТЕЛИ | |||
Родители ГКП и младших групп | 1. Оформление стенда « Психолог советует...» по темам: -Рекомендации для успешной адаптации ребенка в ДОУ | Ознакомительные брошюры | В течение года |
Родители старших и подготовительных групп | -Психологическая готовность к школе | ||
Родители всех групп | -Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольника от 3 до 7 лет | Оформление стенда | В течение года |
Родители всех групп | 2. Игровые тренинги для родителей с детьми | Групповая | Февраль, март |
3. Выступление на родительских собраниях | Групповая | В течение года и по запросу родителей и воспитателей |
2.2.3. Психологическая диагностика.
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Согласно ФГОС ДО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого- педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста.
Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с письменного согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Периодичность педагогической диагностики (мониторинга): в течение года по запросу или по необходимости).
Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ГБОУ Школа № 1955, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса, разработка рекомендаций образовательного и воспитательного процесса,
разработка рекомендаций педагогам и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально- возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:
1. Подготовительный этап:
• составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе
анкетирования родителей;
• составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с педагогами,
взаимодействующих с ребенком;
• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2. Адаптационный этап:
• знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3. Основной этап:
• диагностика.
4. Индивидуальный этап:
• составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап:
• констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
• рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллектива с целью выявления и конкретизации
проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Перспективное планирование психодиагностической деятельности
С кем проводится | Вид работы | Форма поведения | Время проведения |
ДЕТИ | |||
ГКП, младшие группы | Наблюдение за адаптационным периодом детей | Групповая | Сентябрь-октябрь. По мере поступления |
Все группы | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении | Групповая | Сентябрь, октябрь |
Подготовительные к школе группы | Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Подведение итогов диагностики | Подгрупповая, индивидуальная | Сентябрь-октябрь, апрель |
Средние, старшие и подготовительные группы | Диагностика эмоционального состояния детей в ДУ (по Панфиловой М.А.), психологического комфорта в группе | Индивидуальная, групповая | Ноябрь, декабрь |
Все группы | Социально-личностная диагностика по методикам: « День рождение», « Кактус», «Лесенка»-Панфилова М.А., « Страхи»-Захаров А.Л., «Тест тревожности»-М.Дорки, В. Амен, « Восьмицветовой тест»- Люшер М., рисуночные тесты «ДДЧ», «Несуществующее животное» |
Индивидуальная, по запросу педагогов и родителей | В течение года |
Старшие, подготовительные группы | Определение межличностных взаимоотношений в группе ( Социометрия) | Индивидуальная | Октябрь, май |
Подготовительная группа | Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (Экспресс-диагностика в детском саду Павлова, Руденко, « Методика исследования готовности к школьному обучению» Екжанова Е.А.) | Индивидуальная , подгрупповая | Январь, май |
Средняя, старшая, подготовительная группы | Диагностика одаренности детей (Краткий тест творческого мышления Торенса. Фигурная форма.) Проведение итогов диагностики. | Групповая, индивидуальная | Октябрь, январь |
ПЕДАГОГИ | |||
Все педагоги | Проведение психолого-педагогического анализа непосредственной образовательной деятельности во всех группах | Наблюдение по группам | В течение года |
Все педагоги | Проведение психолого-педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада | Наблюдение по группам | Январь, май |
Все педагоги | Проведение психолого-педагогического анализа прогулок в группах детского сада | Наблюдение по группам | Февраль |
Педагоги старших и подготовительных групп | Анкетирование воспитателей с целью определения дошкольников в « Группы риска» | Индивидуальная | Октябрь |
РОДИТЕЛИ | |||
ГКП и младшие группы | Анкетирование « Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение» | Индивидуальная | Сентябрь-октябрь ( по мере поступления) |
Все группы | Тестирование « Ваш стиль общения и воспитания» | Индивидуальная | По запросам в течении года |
Все группы | Психодиагностика личности родителей | Индивидуальная | По запросам в течении года |
2.2.4. Развивающая и психокоррекционная работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений коррекция отклонений психического развития и поведения.
Форма: Индивидуальные и подгрупповые занятия, мини-тренинги, игры.
Принципы проведения занятий:
• Системность подачи материала
• Наглядность обучения
• Доступность
• Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Этапы занятия:
Организационный этап
• создание эмоционального настроя в группе;
• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Мотивационный этап
• сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
• выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
Практический этап
• подача новой информации на основе имеющихся данных;
• задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей;
• отработка полученных навыков на практике.
Рефлексивный этап
• обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия.
Перспективно-календарный план развивающей психокоррекционной работы
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ДЕТИ | |||
Младшие группы | Психологическое сопровождение процесса адаптации | Групповая | В течение года |
Все группы | Игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы | Групповая | Октябрь-май |
Подготовительные группы | Коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных возможностей | Групповая | 1-2 раза в неделю , с 1 октября по 31 мая |
Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности к школьному обучению | |||
Группы риска | Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сфере | Групповая, индивидуальная | 1 раз в неделю, октября - май |
Дети с ОВЗ | Коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, коммуникативных и эмоциональных компетенций, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности | Индивидуальная, групповая | 1-3 раза в неделю; 1 октября по 31 мая |
ПЕДАГОГИ | |||
Все педагоги | Коррекционно-развивающие тренинги и семинары, направленные на улучшение психологического самочувствия педагогов | Групповая | В течение года |
Все педагоги | Семинар-практикум « Пути успешного взаимодействия педагога с особенными детьми и их семьями» . Мастер-классы по обмену опытом между педагогами. | Групповая | В течение года |
РОДИТЕЛИ | |||
Все группы | Игровые тренинги для родителей; родителей с детьми | Групповая | В течение года |
Все группы | Семинары, круглые столы, организованные совместно с коллегами психологической службы комплекса ГБОУ Школа № 1955 | Групповая | В течение года |
2.2.5 Психологическое консультирование.
Цель: психологического консультирования родителей (законных представителей) ребенка и педагогов ДОУ – способствовать становлению культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Культурно-продуктивная личность обладает стремлением к личностному росту и установлению позитивных взаимоотношений с окружающими ее людьми.
Позиция психолога по отношению к педагогу(законному представителю ребенка)-это помощь в осознании и решении проблемы( но не решение проблем за него!)
Стратегия психологического консультирования в данный момент направлена на:
- на ориентацию педагога(законного представителя ребенка) на принятие собственной ответственности за происходящее;
-на понимание, анализ и принятие собственных чувств как единственной возможности понимания себя и собственного поведения;
-на подготовку более глубокого контакта с лицом, отношения с которым не складывается у педагога(законного представителя ребенка) с помощью чувств переживаний , обратившемуся лицу как основы восстановления более доверительных взаимоотношений;
-на планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Перспективное планирование психологического консультирования.
С кем проводится работа | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ПЕДАГОГИ | |||
Педколлектив | Консультация « Правила работы с детьми ОВЗ и особенными детьми» | Групповая | Октябрь, март |
Все педагоги | Консультация по результатам диагностики эмоциональной сфере | Индивидуальная по запросам | В течение года |
Педагоги старших и подготовительных групп | Консультация по результатам диагностики познавательных процессов | Индивидуальная по запросам | В течение года |
Консультация по результатам диагностики психологической готовности к школе | Групповая | Ноябрь, май | |
Педагоги ГКП и младших групп | Консультация по результатам диагностики адаптационного периода | Групповая | Ноябрь. май |
Педколлектив | Консультация по возникшим вопросам | Индивидуальная, по запросам | В течение года |
РОДИТЕЛИ | |||
Все группы | Консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы | Индивидуальная по запросам | В течение года |
ГКП, младшие группы | Консультация по результатам диагностики адаптационного периода | Индивидуальная по запросам | Ноябрь, май |
Старшие и подготовительные группы | Консультация по результатам диагностики познавательных процессов | Индивидуальная по запросам | Ноябрь |
Консультация по результатам диагностики психологической готовности к школе | Индивидуальная по запросам | Май | |
Подготовительные группы | Консультация « Как подготовить ребенка к школе» | Групповая | Январь |
Все группы | Консультация по личным вопросам воспитания и обучения | Индивидуальная по запросам | В течение года |
2.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
При анализе контингента семей выявлено, что дети ГБОУ Школа № 1955 здание 6 воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень
образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы, установление взаимопонимания создание условий для сотрудничества с родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников строятся на основе сотрудничества и на признании приоритета семейного воспитания.
В ФЗ Семейного кодекса РФ от 2 июля 2013 г. № 185 в пункте 1 ст.63 « Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» говорится: Родители(законные представители) имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Взаимодействие с родителями строится на принципах:
• открытости
• сотрудничества
• единства подходов для создания активной развивающей среды, обеспечивающей развитие личности ребенка в семье и детском коллективе
Формы сотрудничества педагога-психолога с родителями:
1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
2. Индивидуальное консультирование родителей.
3. Диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу, плану педагога-психолога).
4. Просветительская работа среди родителей.
5. Организация и проведение тренингов, семинаров-практикумов, круглых столов.
6. Участие в родительских собраниях групп.
В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей (законных представителей) о ходе коррекционно-развивающего процесса,
индивидуальные и групповые консультации. Рекомендации по актуальным вопросам
и запросам родителей и педагогов.
2.4. Формы сотрудничества педагога-психолога с педагогами.
1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий .
2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами .
3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года)
4. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам)
5. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В пункте 3.3. ФГОС перечислены требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а так же материалов. Оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечение возможности
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей,
а также возможности для уединения, учета национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы, в том числе с учётом гендерного аспекта.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мебели, мягких модулей, ширм и т.д.
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, в том числе и в зависимости от темы проекта.
5) Доступность среды предполагает:
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Оборудование и игровой материал для организации развивающей предметно-пространственной среды соответствует следующим критериям:
• соответствие оборудования, игрушек и материалов возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка;
• полифункциональность оборудования, игрушек и материалов (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с
игровым сюжетом и замыслом ребёнка);
• дидактическая ценность оборудования, игрушек и материалов (возможность использования в качестве средств обучения детей);
• эстетическая направленность оборудования, игрушек и материалов (для художественно- эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусства).
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.
В кабинете психолога имеются следующие технические средства обучения и воспитания: магнитофон, ноутбук.
3.1.2. Оборудование и материалы.
- Письменный стол, большие стулья для психолога и родителей. Столы и стулья для детей.
- Шкафы для документации, методических пособий и дидактического материала.
- Наборы геометрических фигур основных цветов, конструктор.
- Дидактические игрушки: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, коробка с формами.
- Игровые приспособления для шнуровки.
- Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.
- Дидактические и развивающие настольные игры для детей всех возрастных групп.
- Магнитофон, аудиокассеты и компакт – диски с записями релаксационной музыки.
- Приспособления для массажа рук: мячи для массажа кистей рук.
- Приспособления для рисования: краски, кисти, ватман, валики, трубочки, мелки, карандаши, ватные палочки и т.д.
- Доски с вкладышами, пазлы, счетные палочки, кирпичики Б.П. Никитина логические кубики Дьенеша.
- Пластилин, стеки, доски для лепки.
3.1.3. Организация занятий педагога-психолога.
Сентябрь, октябрь – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение диагностических карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми.
• Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май: основной период работы.
• Июнь – совместная игровая деятельность с детьми, наблюдение в различных режимных моментах.
Работа педагога-психолога с детьми проводится индивидуально или подгруппами. В зависимости от характера психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 3 до 10.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
• от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
• от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
• от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
• от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
3.1.4. Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп.
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста
| Экспресс-диагностика « Практикум по возрастной психологии» | СПб изд-во « Речь»под редакцией Л.А.Головей и Е.Ф. Рыбалко, 2001 |
«Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений» | 4-изд.-М.: Генезис. 2015г. Авторы: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г | |
« От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогческого изучения детей в дошкольных учреждений и начальных классах школы | Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под. Ред. Т.В. Лаврентьевой . М.: 1996 | |
Воображение, моторика | Дьяченко О.М. « Дорисовывание фигур» | Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под. Ред. Т.В. Лаврентьевой . М.: 1996 |
Венгер А.Л. « Лабиринт» | ||
Логическое мышление и развитие связной речи | Бернштейн А.М. « Последовательность событий» | Дубровина И.В. «Готовность к школе» М.:-2001 |
Белопольская Н.Л Исключение предметов « Четвертый лишний» | Ануфриева А.Ф..Костромина С.Н. « Как преодолеть трудности в обучении детей» | |
«Составь рассказ», « Последовательность» | Барташникова И.А.,Барташников А.А. « Учись играя» , Харьков. 1997 | |
Память | Истомина З.М. « 10 слов» | Барташникова И.А.,Барташников А.А. « Учись играя» Харьков,1997 |
Лурия А.Р. « 10 слов» | ||
« 10 картинок» | ||
Внимание | Эльконин Д.Б. « Графический диктант» | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:,1995 |
Тест Пьерона-Рузера | Психологический практикум. Лучшие психологические тесты для дошкольного психолога. Авт.-сост. Колесникова Г.И.,Ростов н/Дону: Феникс,2016 | |
Самооценка | Методика Щур В.Г. «Лесенка» | Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Панфилова М.А. Москва,изд-во Гном, 2016 |
Мотивация | Банкова С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П.,Король Л . Программа адаптации детей 6-7 к школьной жизни « Радость познания», Ростов н/Дону,2001г. |
Произвольность | Гудкина Н.И. « Домик» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.:, 1993 |
Эмоционально-волевая сфера | Велиева С.В. « Паровозик» | Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь,2005 |
Модификация теста детской тревожности ( Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) | Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Панфилова М.А. Москва,изд-во Гном, 2016 | |
Тест « Страхи в домиках» ( модификация Панфиловой М.А.) | ||
Графическая методика « Кактус» | ||
Проективная методика «Дом.Дерево.Человек» | Психологический практикум. Лучшие психологические тесты для дошкольного психолога. Авт.-сост. Колесникова Г.И.,Ростов н/Дону: Феникс,2016 | |
Проективная методика « Несуществующее животное» | ||
Восьмицветовой тест Люшера М. | Психологический инструментарий. Восьмицветовой тест Люшера.сост. ДубровскаяО.Ф. М.:, Когито-центр,2008 | |
Игра. Уровень развития предметной деятельности. | Диагностика развития игры | Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей. Методическое пособие для практических психологов, СПб.: Детство-пресс, 2005 |
Рабочая программа педагога-психолога разработана с использованием следующих образовательных и коррекционно-развивающих программ:
1. Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой
2. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник
3. « Солнечный лучик:коррекция и развитие ребенка в игре»/ Трясорукова Т.П.
4. « Учимся дружить. Развитие навыков общения у детей 5-7 лет»/ Бойков Д.И., Бойкова С.В.
5. « Цветик-семицветик» Психолого-педагогические занятия для дошкольников 4-5 лет/ под ред. Куражевой Н.Ю.
6. « Дружная семейка» Программа адаптации детей в ДОУ/ Севостьянова Е.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
план работы педагога психолога на 2017-2018 учебный год
планирование работы педагога психолога в ДОУ с родителями, педагогами и детьми...
Рабочая программа педагога-психолога на учебный 2017-2018 год
В данной программе представлены рабочие подпрограммы, используемые педагогом-психологом на занятии с детьми...
Паспорт кабинета педагога-психолога на 2017-2018 учебный год
Представлены Описание, характеристики, методические материалы кабинета педагога-психолога...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУРКОВОЙ Т.Н. НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министер...
Рабочая программа педагога-психолога на 2017-2018 уч.г.
Структура Рабочей программы 1. Целевой раздел программы41.1. Пояснительная записка41.1.1Цели и задачи реализации Рабочей программы81.1.2 Цели и задачи, стоящие перед педагогами ...
Рабочая программа педагога-психолога на 2017-2018 учебный год.
Основная рабочая программа педагога-психолога на 2017-2018 учебный год....