Культурные практики по направлению «Театрализация»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Голдовская Лия Геннадьевна

Культурные практики по направлению «Театрализация»

Средняя группа компенсирующей направленности«Улыбка»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ Детский сад №!106 Фрунзенского района Санкт - Петербурга Голдовская Лия Геннадьевна

                            

В начале учебного года был разработан и составлен план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год. Определены цели и задачи. Подбирая материал для творческой деятельности детей, старались учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, старались обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_po_napravleniyu.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные практики по направлению «Театрализация»

Средняя группа компенсирующей направленности«Улыбка»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ Детский сад №!106 Фрунзенского района Санкт - Петербурга

Голдовская Лия Геннадьевна

                             

В начале учебного года был разработан и составлен план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год. Определены цели и задачи. Подбирая материал для творческой деятельности детей, старались учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, старались обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в детском саду.

Задачи:

1. Пробуждать интерес детей к театрализованной деятельности, создавать условия для ее проведения

2. Знакомить детей с приемами вождения настольных, перчаточных, би-ба-бо кукол

3. Формировать умение сопровождать движения простой песенкой

4. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи

5. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности

6. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

7. Формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами

8. Проводить этюды для развития исполнительских навыков

9. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Развивающая среда

Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности    необходимо организовать  развивающую среду. Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности, были приобретены новый книжный и театральный уголки, театральная ширма с декорацией, множество новых игровых наборов.

В группе имеются следующие виды театров, созданные своими руками и приобретенные педагогами:

  • Настольные деревянные и резиновые кукольные театры по р.н. сказкам «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три порсенка», «Смоляной бычок», «Волк и семеро козлят» и др.
  • Перчаточный театр и театр би- ба –бо по десяти русским народным сказкам и другие герои детских историй и мультфильмов
  • Деревянный театр «Рукавичка», «Три поросенка», «Маша и Медведь»
  • Пальчиковый театр матрешек «Теремок»
  • Фигурки для фланелеграфа по р.н. сказкам «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три поросенка», «Смоляной бычок» и др.
  • Вязанный пальчиковый театр по сказкам «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Репка»; картонный пальчиковый театр по сказке «Репка».
  • Маски героев, овощей, фруктов, для обыгрывания сказок, потешек, стишков и хороводных игр.
  • Атрибуты для игровых позиций: ширмы напольная и настольная, декорация к ширме, картонный дом «Теремок», различные деревянные домики, дом - модель из мягких модулей «Русская изба», книги, костюмы в уголке «ряженных» и др.

в театральном  уголке имеется:

  • ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Любимые герой сказок»).
  • Детская художественная, познавательная и методическая литература.
  • Картотека театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.

Развивающая среда оформлена с учетом требований ФГОС:

-содержательно-насыщенная (соответствует возрастным возможностям)

-трансформируемая (имеем возможность изменить среду в зависимости от образовательной ситуации, возможностей детей, от меняющихся интересов)

-доступная (свободный доступ)

-безопасная (все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования)

Совместная с воспитателями и самостоятельная деятельность детей по направлению «Театрализация»

Театрализованная деятельность в группе была организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, физкультурные и др., а также запланирована в календарном плане. Все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формировались по-разному, в зависимости от содержания деятельности. Следует подчеркнуть, что театрализованные игры выполняли одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводились к подготовке выступлений. В совместной деятельности используются игры на развитие творческого воображения, внимания, игры на развитие слухового восприятия, упражнения на развитие гибкости и пластической выразительности, хороводные, музыкальные, жестовые игры. Детям предлагаются этюды на общение, направленные на развитие коммуникативных способностей. Дети с удовольствием выполняют задания на развитие игрового творчества, фантазии. Все материалы представлены в картотеках театрализованных, пальчиковых и других игр, а также в перспективном плане)

Содержание культурных практик по направлению «Театрализация»  включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей в детском саду (показанных артистами, воспитателями, детьми старших групп) и беседы по ним;
  • Чтение и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • речевые игры;
  • разыгрывание этюдов;
  • театральные игры;

  • использование различных видов театра;
  • инсценировка песен, хороводов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • декламирование стихотворений.

Каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли, для этого использовались разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Все виды театров были использованы в процессе как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех.

Проведение культурных практик в фотоотчете (см. Приложение- диск с фотографиями и комментариями)

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • Культурные практики по теме «Театр начинается…с детского сада».

С воспитателями ДОУ:

  • Презентацию на тему «Отчет по самообразованию группы «Культурные практики по направлению «Театрализация»
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Ширма для родителей «Дети и театр»;
  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Буклет «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, совместных с родителями тематических вечерах.

Практический выход:

Формы подведения итогов реализации работы по проекту

  • участие в праздниках и развлечениях
  • постановка спектакля «Теремок» с родителями;
  • создание картотек театрализованных игр, этюдов, пальчиковых игр, хороводных игр.
  • творческий отчет по театрализованной деятельности в форме презентации на педагогическом совете.

Опыт работы показал, что участие детей в данном виде деятельности позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, рискованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...

Презентация на тему:"Образовательные и культурные практики в направлении социально личностного развития"

Образовательные и культурные практики в направлении социально личностного развития...

Презентация на тему:"Образовательные и культурные практики в направлении социально личностного развития"

Презентация на тему:"Образовательные и культурные практики в направлении социально личностного развития"...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

«Гендерный подход в воспитании детей ДОО через культурные практики направленные на мир семьи» Воспитатель Белокурова Л.М. г. Ачинск

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация ...