План самообразования на тему «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»
Самообразование по теме:
«Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
Воспитатель:
Ахмедова Ф.В
Воспитатель: Ахмедова Фируза Вахидовна
Тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Задачи: Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости; Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Актуальность выбранной темы:
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Сроки работы: октябрь 2014 г. – сентябрь 2017г.
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выводы |
1 | Подготовительный этап. Аналитико-диагностический. | Октябрь 2014г –Февраль 2015г. | Диагностика дошкольников по заданной теме. Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | |
2 | Основной этап. | Март 2014 г. –Март 2017 г. | Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Изготовление дидактических игр для развития познавательной активности дошкольников. | Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. |
3 | Заключительный этап. | Апрель 2017 г. | Доклад и презентация на тему (на педсовете)«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Фото-выставка «Первые шаги в математике».
| Представление материалов на педсовете. |
План работы по самообразованию
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. |
|
| Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
|
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
|
| Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. |
|
Ноябрь | Изучение теории по теме:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. |
|
| Посещение занятий воспитателей . | Обмен опытом по проблеме. |
|
Декабрь | Работа над модернизацией группы. | Оформление уголка группы |
|
| Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. |
|
Январь | Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. |
|
| Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей | Знакомство с литературой. |
|
Февраль | Подготовка презентации по ФЭМП | Подбор материала
|
|
| Создание паспорта группы. | Проведение полной инвентаризации группы. |
|
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы |
|
| Разработка картотек игр по ФЭМП | Подбор материала |
|
Апрель | Защита методической разработки
| Выступление с презентацией на метод объединении. |
|
Май | Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
|
Направление работы по самообразованию
№ | Направление работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Работа с детьми в группе | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра») «Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша») «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару» и.т.д | 2016-2017г |
2. | Работа с родителями. | Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» - Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» - Индивидуальные беседы и консультации - Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | 2016-2017г |
3. | Работа с педагогами. | -Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете проделанной работе за учебный год. |
ноябрь
|
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...
План работы по самообразованию на год «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
математика...
План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками 3 -4 лет»
План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,...
«Использование занимательного математического материала с дошкольниками» на 2018 – 2019 учебный год.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это ...
план по самообразованию на тему: " Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников".
план работы с детьми дошкольного возраста по развитию порзнавательной активности через занимательный математический материал....
Самообразование "Использование занимательного математического материала с дошкольниками"
quot;Использование занимательного математического материала с дошкольниками"...
Беседа Тема: Использование занимательного математического материала в познавательном развитии старших дошкольников
БеседаТема: Использование занимательного математического материала в познавательном развитии старших дошкольниковЦель: Выявить опыт работы воспитателя по использованию занимательного математического м...