План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Перспективный план (на год)
СЕНТЯБРЬ
- Постановка цели и задачи с воспитаниками(сентябрь)
- Проведение первичной диагностики.(сентябрь)
- Анализ и оформление результатов диагностики. (сентябрь, май)
- Изучение психолога - педагогических и методической литературы по теме самообразования(сентябрь)
- Составление перспективного плана работы. (сентябрь)
- Привлечение к работе над темой родителей воспитанников (в течение учебного года)
- Изучения опыта других педагогов «интернет ресурсы» (В течение года)
-Оборудование в группе. Оформление уголка группы «Математическое царство»
Включает в себя:
-наборы плоскостных и объёмных фигур;
блоки Дьеныша и рабочие карточки к ним;
развивающие карточки : «Много, один, ни одного»
разрезанные картинки
матрешки
дидактические игры; «картотека»
яркие ленты разной длинны и ширины;
браслеты для определения правой руки;
геометрические мозаики;
счетные палочки;
палочки Кюизенера;
игра-конструктор «Геоконт» В.Воскобовича.
картотеки и конспектов занятий
ОКТЯБРЬ
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (в планне, картотека), анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек; блоками Дьеныша) (в планне)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений по математике «В стране сказок» (в плане)
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки( в плане)
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математическихпредставлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конспект «День рождение пчелки Жу- жи»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Воскобовича»
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» «Математика вокруг нас»
Консультация «Играем ,изучаем геометрические фигуры»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
Семина- практикум
Анкетирования
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Математические сказки для дошкольников.
В стране «Математике» в пластилиновом районе.
Сказка №1.
В пластилиновом районе сказочной страны «Математики» жили веселые гусепластики. Почему их так звали? Да потому, что все они были похожи на обыкновенных гусеничек, только из пластилина-гусепластики!
Гусепластиков было 10, и все они различались между собой только цветом. У 9 из них характер весёлый и задорный. Вечно что-то выдумывают, а потому вокруг всегда стоит шум и гам. Да забыла сказать, что все 9 весёлых гусепластиков – девочки и лишь один, десятый – мальчик. Его зовут - Фантик. Фантик редко принимает участие в играх девочек потому, что считает их глупыми. Вот и сейчас он висит на любимой ветке и просто наблюдает за девчонками или занимается своим любимым делом – считает листья на дереве.
Леся, Тася, Муся и Ася придумали новую игру. Игра называется «угадай-ка». Тома, Феня, Пуся, Лёля и Сима с радостью присоединились к ним.
Игра: « Леся и Тася соединились в кольцо. Остальные закричали хором: « Это – круг!» И тут Фантик сорвался с ветки и упал на Лесю и Тасю. Круг сразу как-то немного сплющился.
« Знаю, знаю, - закричала Тома – это – овал!»
Все весело засмеялись, а Фантик опять полез на дерево.
Теперь Муся с Асей присоединились к Лесе и Тасе.
«Ой, это же квадрат!» - закричала Феня. Но тут Фантик с грохотом опять свалился на девчонок и слегка примял квадрат.
«Ха-ха-ха! Это прямоугольник!» - давясь от смеха, пропыхтела Пуся.
«Нет, - сказал, задумавшись Фантик – это ромб! А прямоугольник - это если к Асе и Лесе добавить Тому и Симу». И с умным видом полез обратно, а девчонки покатились со смеху.
До самого вечера девчонки весело изображали круги, овалы, квадратики, ромбики, прямоугольники, а потом складывались в узоры и картинки.
Наступил вечер и все уставшие поползли спать.
^ Сказка №2.
На другой день первым проснулся Фантик. Настроение у него было очень плохое. Всю ночь дул ветер и он опять два раза упал с ветки.
«Вот сейчас лягу здесь посередине и буду спать» - громко сказал он. А потом растянулся посередине площадки и уснул.
Пуся проснулась и спустилась с дерева. Увидев спящего Фантика, она стала будить остальных девочек. Все очень расстроились. Они знали, что Фантик большой соня и если он спит, его ничем не разбудишь и не сдвинешь с места.
Вдруг Тома сказала: «Я знаю, во что мы сегодня будем играть! В игру «кто длиннее»».
И девочки по очереди стали вытягиваться рядом с фантиком.
Задача: «Кто самый маленький? Фантик, Тома или Ася?
Если Фантик самый большой, а Тома не меньше Аси?» (Ася.)
Сколько нужно девочек, чтобы они стали длиннее Фантика? (2)
«А теперь, мы будем играть в лесенку!» – сказала Муся. Они построили длинную лесенку и стали перешагивать через «перекладины». Они так весело ползали, но тут Тома спотыкнулась об Фантика и кубарем покатилась через все «перекладины». Поднялся визг, и Фантик проснулся. Он удивлённо посмотрел вокруг, проворчал, что опять девчонки играют в глупые игры и полез на дерево считать листья.
Девчонки продолжили игру.
А давайте сделаем солнце?! И они сложили солнце!
А теперь дом! А лодку? Ёлку, грибок, цветок, зонтик…
И они до самой ночи веселились, а Фантик фыркал и посматривал на них свысока.
^ Сказка №3.
Однажды утром, когда Фантик еще спал, девчонки решили его разыграть. Они свернулись в шарики и повисли на веточках так, чтобы проснувшись, Фантик подумал, что это яблоки.
Фантик проснулся от того, что вокруг было подозрительно тихо!
Он открыл глаза и посмотрел вокруг. Девчонок вокруг не было! Где же они? И тут он начал смеяться, он хохотал так, что свалился с дерева! Катался по траве и икал от смеха!
Девочек это очень удивило, и они спрыгнули вниз. Они окружили его и Лёля спросила: «Скажи, пожалуйста, Фантик, а над чем это ты так смеёшься?» Фантик вытер, выступившие слёзы и сказал: «Ну, Вы даёте! Я понимаю жёлтые яблоки, красные или зелёные, но где, же видано, чтобы яблоки были фиолетовые, оранжевые или синие?
Девочки надулись. « А, давайте играть, ну его, этого Фантика!» - предложила Тася. И все весело запрыгали. « А, во что мы будем играть?» - спросила Ася. « Будем играть в кто на, что похож! Пусть Фантик отгадывает, раз он такой умный!» - сказала Сима.
«Ну, давайте, я согласен!» - ответил Фантик.
« Слива! Потому, что синяя! Это помидор – красный! Морковка – оранжевая! Баклажан, он фиолетовый! Это репка – жёлтая, это – огурец, зелёный!» «А вот и нет! – закричала, обрадовано Тома – Я не огурец, я кабачок!» « Всё, равно, зелёный!» - Невозмутимо ответил Фантик. «Это малина – розовая! А, это чеснок – белый!» «Скажи, Фантик, а кем бы стал ты?» - спросила Феня. «Угадайте!» - сказал Фантик и стал похож на репу, только чёрного цвета.
Девочки задумались… « Я, думаю, что это редька!» - прошептала Муся. « Молодец, угадала!» - похвалил Фантик.
«Не, кажется вам, что уже поздно и пора отдыхать? – важно проговорила Пуся – Будет день, будут и игры!» Все, конечно с ней согласились и отправились отдыхать.
Сказка №4
Однажды Фантик поехал в гости к своей тете и привез от нее целую корзинку яблок.
Девочки с восторгом встретили Фантика. Во первых они очень соскучились, а во вторых кто же не любит подарков?
Фантик поставил корзинку посередине поляны и только отошел, как девчонки с визгом подбежали и расхватали все яблоки.
Фантик посмотрел на них и сказал: «У тебя Ася яблок больше, чем у Таси!» А Тася ответила: « У меня столько же, сколько и у Пуси.» «А у меня меньше, чем у Томы!» - закричала Пуся. Все шумели, спорили, а Фантик задумчиво сказал: «А я хотел, чтобы всем досталось поровну!»
Девочкам стало очень стыдно за свое поведение и еще потому, что они ругались друг с другом. «А давайте все яблоки поделим заново, поровну!» - предложила Феня. «Давайте, давайте, - весело запрыгала Леся – А как мы это сделаем?»
Фантик задумался, а девочки сидели тихо – тихо, чтобы не мешать ему думать! «Я придумал, - важно сказал Фантик – давайте сложим все яблоки в корзинку и будем брать по яблоку по очереди!»
Они так и сделали. Сложили все яблоки обратно в корзинку и стали брать по одному яблоку по очереди. Когда в корзинке не осталось ни одного яблока, Фантик посмотрел на свои и сказал: «У меня яблок столько же сколько и у Аси!» «А у меня столько же сколько и у Пуси!» - ответила Ася. «И у меня! И у меня!» - послышалось отовсюду. «Значит у нас яблок поровну!» - сказал довольный Фантик, а все радостно запрыгали. Так закончилась эта история.
Сказка №5
Как – то утром, проснувшись, раньше обычного Фантик подумал: «Пора познакомить девчонок с цифрами!» Он сорвал листок и слез с дерева. На полянке Фантик положил листок, а сам лег рядом в виде цифры 1.
Девочки проснулись и очень удивились, что Фантика нет на любимой ветке. Оглянувшись по сторонам, они увидели странную картину. Посередине поляны лежит листок, а рядом с ним Фантик, похожий на сучок дерева?! «Что это с ним?» - спросила Тома. «Не знаю, – ответила Феня – Давай спросим!» Леля подползла к Фантику и спросила: «Ты, кто сегодня?» «Цифра!»- ответил Фантик. «А какая?» - поинтересовалась Муся. «Подумайте, – ответил брат – сколько листьев вы видите рядом со мной?» «Я вижу всего один листок!» - ответила Ася. «Да, – задумалась Пуся – значит это цифра один?» «Молодец!» - подтвердил Фантик. «Ура! - закричала Леся – Я тоже буду цифрой один!» «И, я! И, я!» - закричали другие.
«Ну, вот, только станешь учить их чему – нибудь, как они тут же превратят все в игры» - проворчал Фантик и полез на дерево. А по полянке прыгали разноцветные единицы. Потом они окружили дерево, на котором сидел Фантик и запели:
У нас есть братик,
А зовут его все Фантик!
Он упрямый и серьезный,
Умный просто невозможно!
Фантик посмотрел вниз, улыбнулся и сказал: «А вот сейчас вы похожи на разноцветный заборчик вокруг дерева!»
«Давайте будем называть предметы, которые соответствуют цифре 1» - предложила Сима. «Давайте! Давайте!» - обрадовались остальные.
- У меня один язык!
- А у меня один хвост!
- У меня одна голова и один рот!
- Я вижу одно солнце!
- На дереве сидит один Фантик!
-А вон там одна черная туча!
« Пора всем на дерево под листики! Будет дождь!» - скомандовал Фантик. Все гусепластики поспешили на деревья.
Пошел дождь! «День прошел с пользой, - подумал Фантик – цифру 1 эти хохотушки точно запомнили!»
Конспект математического развлечения во второй младшей группе
Автор и тема Ход мероприятия
Русакова Н.Г
«Что за чудо — эти сказки!»
(проводится в музыка
льном зале) Перед детьми появляется Колобок, который сообщает ребятам, что заблудился и хочет вернуться в свою сказку. Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в путешествие, раздаёт им рули. Каждый ребёнок называет цвет своего руля.
Под музыку и слова педагога дети отправляются в путь:
У нас машины разные,
Синие и красные.
Жёлтые, зелёные
Для поездки в сказку готовые.
Мы сначала тихо едем,
(идут шагом)
А потом быстрей, быстрей.
(бегут в умеренном темпе)
Тихо, тихо не спешите,
И свои машины остановите.
Остановка в первой сказке. Ребят встречает Мишка и проказница мышка. Персонажи перемешали всю посуду (у Мишки она большая, а у мышки — маленькая), и теперь не знают, из чего им есть и пить. Дети сортируют предметы.
Проводится физкультминутка:
У медведя дом большой,
Ой-ой-ой (тянутся руками вверх).
А у мышки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой,
Ой-ой-ой (шагают на месте).
И мышка запрыгала.
Ай-ай-ай (прыгают).
Колобок говорит, что это не его сказка и дети «едут» дальше.
Остановка «Гуси-лебеди». Ребята видят изображение или муляж печки, которая напекла румяные пирожки. Малыши определяют их количество (много), форму (круглые, квадратные, треугольные), а затем берут себе по одному. Каждый ребёнок должен положить свой пирожок на тарелочку с соответствующей картинкой (геометрическая фигура).
Следующая остановка — сказка «Теремок». Используя её героев, воспитатель проводит дидактическую игру «Кто спрятался».
Наконец, дошкольники добираются до сказки «Колобок». Герой прибывает к себе домой и прощается с ребятами. Дети «едут» обратно в детский сад.
Воспитатель подводит итоги занятия: выясняет, что детям больше всего понравилось, они называют все увиденные сказки.
КАК НИНА УЧИЛА БРАТА
Цель: учить решать задачи, составлять условие задачи, закрепить знания о составных частях задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
Жила на свете девочка. Звали ее Нина. Училась она в 107 школе и очень хотела стать учительницей. Поэтому она часто играла с младшим братишкой в школу и читала ему книжки. Однажды она читала свою любимую книгу о том, как Мальвина учила Буратино: «У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул.
— Врете, ни одного...
— Я говорю, — терпеливо повторила девочка,—предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился,— так здорово подумал.
— Два...
— Почему?
— Я же не отдам же некту яблоко, хоть он дерись!» Вовка так рассмеялся, что остановить его было невозможно, пришлось отложить книгу в сторону. Когда брат успокоился, Нина спросила его:
— Ты догадался, почему Буратино не смог решить такую про¬стую задачу?
— Это была задача? — удивился братишка.
— Конечно, и Буратино не смог в ней как следует разобрать¬ся,— ответила сестра. — А как надо было разобраться?
— Сейчас я тебе покажу. Посмотри, что я сделаю, и про это составь задачу.— Нина подошла к игрушкам, выбрала две самые любимые Вовкины машинки и поставила на стол. Потом взяла из рук мальчика машинку и тоже поставила ее на стол.
— Что я сделала? Составь про это задачу.— Нина посмотрела на брата.
— Ты поставила на стол две машинки, а потом поставила еще одну. Теперь на столе стало три машинки,— мальчик задумался.
— Вот как раз задача у тебя и не получилась,— улыбнулась Нина. Она взяла в руки две машинки: —Давай вместе попробуем составить задачу. У тебя было две машинки, я дала тебе еще одну машинку. Это то, что известно в задаче. Это условие задачи. Подумай, что можно спросить про машины?
— Это все мне?—нерешительно и тихо прошептал мальчик.
— Это не математический вопрос. Ведь мы с тобой придумы¬ваем задачу,— напомнила девочка.
— Сколько всего машинок? — так же нерешительно произнес Вовка.
— Молодец,— похвалила Нина.— Только лучше поставить воп¬рос так: сколько стало у тебя машин? Вот и получилась задача.
Нина села на ковер и поставила рядом машинки, про которые они придумали задачу.
— Садись, сейчас я тебе объясню, как надо решать задачу. Самое главное в задаче — это научиться рассуждать. Когда я взяла еще одну машинку, то их стало больше или меньше?
— Конечно, больше! — воскликнул Вовка.
— Правильно, их число увеличилось. Чтобы узнать, сколько стало машин, надо к двум машинам прибавить одну машину и по¬лучится...— Нина вопросительно посмотрела на брата.
— Получится три машинки, — догадался он.
— Молодец! А сейчас одевайся, нам надо сходить за хлебом, скоро придут родители, и мы будем ужинать.
— Давай придумаем еще одну задачу, — попросил Вовка.
— Попробуй теперь сам.
— Бабушка связала мне две варежки,— сказал Вовка, надевая шапку.— И тебе тоже две. Это то, что известно. Надо узнать, сколько всего варежек связала нам бабушка.
— Ты делаешь успехи, — Нина застегнула пальто, взяла сумку, и дети вышли на улицу.
— Теперь реши свою задачу.
— — С рассуждением?
— Когда решаешь задачу, обязательно рассуждаешь. Можно рассуждать вслух, тогда мне легко проверить, правильно ли ты это делаешь. А можно и про себя. Но это ты будешь делать, когда научишься хорошо решать.
— Четыре варежки, — быстро сообразил Вовка.— Я рассуждал про себя.
Ребята, объясните, как рассуждал Вовка, когда решал за¬дачу.
На улице дети продолжали придумывать задачи. Вовка при¬думал сначала про самолеты, потом про самосвалы, а потом про конфеты. Все задачи он быстро и правильно решил, а потом рас¬сказал, как он рассуждал.
Ребята, вы тоже придумайте и решите задачи про самолеты, самосвалы и конфеты или про что хотите. Только рассуждайте вслух.
— Теперь послушай мою задачу,— Нина хитро улыбнулась.— В аквариуме плавали пять рыбок. К ним пустили еще несколько. Сколько рыбок стало в аквариуме?
Ребята, решите сначала вы эту задачу.
Вовка даже остановился, он очень хотел решить задачу, но у него ничего не получалось.
— Как же можно решить такую задачу? — наконец произнес он. — Ты ведь не сказала, сколько рыбок пустили в аквариум.
— Молодец, заметил! Такую задачу решить нельзя, потому что не названо второе число. Запомни, в любой задаче должно быть не меньше двух чисел, — заключила сестра и открыла дверь магазина.
Запахло вкусным свежим хлебом. Нина выбрала булочки с ма¬ком, а Вовка — свои любимые, с орехами.
— Еще надо купить два батона.— Нина была настоящей ма¬ленькой хозяйкой.
Дети подошли к кассе.
— Сколько у вас всего булочек? — спросила кассир.
— Про это тоже можно составить задачу,— обрадовался Вов¬ка.— У Нины четыре булки и у меня две булки. Сколько у нас всего булок?
— А решить эту задачу ты можешь? — кассир недоверчиво посмотрела на мальчика.
— Конечно, могу! К четырем Нининым булочкам я прибавлю одну и еще одну. Получится шесть булочек.
Нина похвалила брата:
— Если бы Буратино так рассуждал, и он бы смог решить задачу правильно.
— Давай я попробую решить его задачу,— вызвался Вовка, когда они вышли на улицу.
— Сначала повтори условие,— Нина специально об этом попро¬сила, потому что задача про яблоки была не на сложение, которое мальчик уже освоил, а на вычитание.
— У Буратино было два яблока, — начал Вовка,— одно яблоко он отдал. Сколько яблок у него осталось?
— Теперь рассуждай.
— Сначала у Буратино было больше яблок. Потом, когда он одно отдал, у него стало меньше. Число уменьшилось, значит, надо отнимать. — Мальчик ждал, что скажет сестра.
— Все правильно, только лучше сказать, не отнимать, а вы¬читать.
— Из двух яблок надо вычесть одно яблоко, получится одно яблоко. У Буратино осталось одно яблоко, — с облегчением вздох¬нул Вовка.
— Ты не только правильно решил задачу, но сказал ответ.
— Смотри, шарики! Воздушные шарики! — закричал Вовка и потянул сестру к продавцу шаров.
Мальчик выбрал себе пять красных шаров.
— Что же ты только красные взял? — спросила Нина и про¬тянула ему два синих.
— Сколько у вас шариков? — обратился к ребятам продавец.
— Семь,— бойко ответил Вовка и посмотрел на сестру: — Зна¬ешь, почему я так быстро догадался? Придумал задачу: у меня было пять красных шаров, ты дала мне еще два синих шара. Это условие задачи. Сколько стало всего шаров? Как интересно! Куда бы мы ни пошли, всюду надо уметь решать задачи. Хорошо, что я уже научился, — Вовка так развеселился, что не заметил, как один шарик оторвался и улетел.
— Вот еще одна задача,— сказала Нина, показывая на уле¬тающий шарик.
Ребята, попробуйте составить и решить эту задачу.
Дома детей уже ждала мама. Вовка сразу же побежал на кухню. Мама хлопотала у плиты.
— Мамочка, ты варишь кашу? Можно я тебе помогу?
— Ну, помоги.— Мама взяла банку с крупой и отсыпала шесть ложек манки.
Вовка внимательно наблюдал за ней.
— Что-то маловато крупы,— сказала мама и досыпала еще одну ложку.
— Опять! Опять! Опять! — закричал мальчик.
— Что случилось? — испугалась мама.— Что опять?
— Опять задача получилась,— успокоил Вовка маму.
Ребята, попробуйте составить задачу про крупу. Какое усло¬вие должно быть у этой задачи!
— Мама, наш Вовка научился решать задачи, — сказала Нина, входя на кухню.
— Для каши отсыпали сначала шесть ложек крупы, потом добавили еще одну ложку крупы. Сколько ложек крупы насыпали для каши? Вот какая задача получилась. И решить могу,— Вовка довольно улыбался.— С рассуждением. В задаче сказано, что было шесть ложек крупы, потом досыпали еще одну. Когда одну ложку добавили, крупы стало на одну ложку больше. Чтобы узнать, сколько стало крупы, надо к шести ложкам крупы прибавить еще одну ложку. Получится семь ложек крупы.
После ужина мама спросила:
— Вкусная была каша?
— Очень вкусная, но такой вопрос к задаче не подходит,— улыбнулся Вовка.
— Я вопрос задавала не к задаче, а к каше.— Мама погладила сына по голове.
— Вкусная каша, особенно когда про нее придумана задача,— засмеялась сестра.
— Задачи решать очень просто, — сказал Вовка.
— Просто, если внимательно слушаешь условие и вопрос за¬дачи и... умеет рассуждать. Послушай мою задачу.
Нина подвела брата к окну.
— Во дворе играли три девочки. К ним прибежала еще одна. Дружно ли играли девочки?
Брат удивленно посмотрел на сестру:
— Условие в задаче правильное, а вопрос какой-то странный.
— Хорошо, что ты сам обратил на это внимание. Не всякий вопрос подходит к задаче. Поставь вопрос правильно.
Вовка на минуту задумался, а потом ответил:
— Сколько девочек стали играть во дворе?
— Ну что ж, тебя не проведешь.— Нина была довольна, что Вовка оказался таким сообразительным.
Ребята, решите задачу про девочек.
— Послушай еще одну.— Нина решила до конца испытать своего ученика: — Четыре братца под одной крышей живут. Что это такое?
— Здесь хоть и есть числа, но это загадка, а не задача.— Вовка обрадовался, что не попал в ловушку.
Раздался телефонный звонок. Звонил Костя, самый верный Вовкин друг.
— Костик, я научился задачки решать! — поделился своей радостью Вовка.— Хочешь, и тебя научу?
А вы, ребята, научились решать задачи?
Конспект «День рождение пчелки Жу- жи»
Цель: Совершенствовать умение различать, называть знакомые геометрические фигуры. Закреплять счет до 3.
Способствовать развитию мелкой моторики рук, логического мышления, творческого воображения. Осваивать сложения фигур.
Развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей.
Развитие художественной речевой деятельности.
Развивать умение преобразовать геометрические фигуры в предметы, составлять из геометрических фигур различные предметы по замыслу.
Воспитывать любознательность готовности помочь. Способствовать развитию волевой сферы.
Задачи:
1. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям.
2. Образовательная: Учить узнавать и называть геометрические фигуры; определять количество предметов словами
3. Развивающая: Развивать мелкую моторику рук детей, учить различать и называть основные признаки предметов цвет, форму, величину. Развивать память, мышление, сообразительность.
Методы и приемы: Игровая ситуация, беседа - диалог, физминутка, продуктивная деятельность, совместные действия с детьми, художественное слово.
Оборудование: Игрушка пчёлка. Геометрические фигуры зеленого цвета для д/игры «Посади цветок» 3 цветочков разного цвета, красный, желтый, синий, белый, фиолетовый. Карточки с изображением пчёлок.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Посмотрите, кто к нам прилетел к нам в группу. (Ворона)
Правильно, ворона, но посмотрите, она что-то принесла (Приглашение)
Ворона прилетела к нам с приглашением на день рождение, а к кому на день рождение вы сейчас отгадаете:
Все жужжит, жужжит, жужжит.
Над цветком она кружит.
Целый день словно юла
А зовут ее … (Пчела)
Правильно, молодцы.
Но, как нам добраться до полянки, ведь она находится далеко (Предположение детей: автобус, поезд, самолет и т.д.)
2. Процесс НОД
А мы с вами отправимся на поезде, посмотрите нам и билетики уже приготовили.
Д/И «Геометрический паровозик» (Дети берут билетики. Рассаживают в вагончики из геометрических фигур животных с определённой геометрической формы, считают количество мест в вагоне (счет до 3). Ребята, внимательно поглядите на свои билеты и найдите в вагончиках поезда свои места
… Скажи мне, пожалуйста, почему ты посадил котенка в вагончик с треугольниками? (Потому что вагончик для треугольных билетов)
… Скажи, мне пожалуйста, а сколько мест в вагончике? (Три)
Молодцы, справились с заданием, а теперь нам пора отправляться в путь.
Вот мы добрались до полянки, посмотрите, кто нас встречает?
Пчелка здоровается с детьми и гостями, дает задания детям.
Игра «Волшебный квадрат».
Дети, вы знаете как называется эта игра? (Волшебный квадрат)
А как вы думаете, почему он волшебный? (Он превращается в разные фигуры)
Давайте посмотрим, какого он цвета? (Он разноцветный красный, синий, желтый, зеленый)
Что еще у квадрата есть? (Стороны, углы. Дети проводят пальчиком по сторонам, показывают углы.)
Ребята, а вы знаете где пчелки живут? (Пчелы живут в улее)
Давайте сделаем домики с желтой крышей, затем с синей. (Дети выполняют задания с квадратом Воскобовича)
Ребята, а что любит пчелка? (Мед)
Правильно, давайте для пчелки сделаем конфетки. (Делают конфеты)
Физминутка «Хомка, хомка, хомячок»
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
(показываем сильный).
Игра «Найди тень»
На столах лежат картинки с разбросанными по разным сторонам игрушки и их тень вы должны правильно найти тень игрушек. (Дети находят тень игрушки и прямыми линиями проводят к определенной тени.)
Молодцы, показали пчелке, как правильно нужно играть в нашу игру.
Ребята, посмотрите, а что-то у нас полянка пустая, чего-то на ней не хватает. (Цветов)
Давайте, пчелке устроим сюрприз, ведь у нее сегодня день рождение, а без подарков как-то не удобно приходить.
Скажите, а какие бывают цветочки? (Разные)
Давайте и мы с вами сделаем цветочки для пчелки. А из чего мы с вами будем делать цветочки вы сейчас узнаете:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная...
(Дети отгадывают загадку: Бумага)
Проходите к своим столам на столах у вас лежат заготовки для цветочков. Каких они цветов (Желтые, синие, белые, красные).
Но делать мы будем не просто так, а клеить. (Воспитатель объясняет детям как правильно клеить, дети внимательно слушают.)
Смотрите, какая красивая полянка у нас получилась, и к пчелке уже начали прилетать гости. (Дети радуются)
А нам пора отправляться в детский сад. (Дети садятся в паровозик и отправляются в детский сад)
3. Заключительная часть.
Вот мы и приехали в детский сад, вам понравилось наше занятие. (Да)
А, что вам понравилось больше всего. (Рассказывают, что им понравилось)
Ребята, смотрите, наши волшебные конфеты, превратились в настоящие. (Удивляются, радуются угощению)
4. Ожидаемый результат:
Воспроизводят: название знакомых геометрических фигур, счет до 3;
Понимает: как правильно преобразовать геометрические фигуры в предметы, составлять из геометрических фигур различные предметы по замыслу.
Применяет: отзывчивость, доброту. Желание помогать.
Конспект занятия по математике во 2 младшей группе
«Большой, маленький. Один, много»
Составил: воспитатель Русакова Н.Г.
Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.
Задачи:
Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «сколько»? словами один много, ни одного.
Закреплять умения сравнивать предметы по высоте (низкий, высокий)
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Форма занятия: игровая
Продолжительность: 15 мин.
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: 3-4 года
Материалы: мягкая игрушка Медведь. Большой грузовик с кубиками. Демонстрационные кубики: большой, маленький для воспитателя и по два кубика - большой маленький на каждого ребенка, Большая и маленькая коробка, тарелочки красные, синие, и жёлтые по одной штуке на ребёнка. Кружочки четырех цветов: красные, синие, желтые. Матрешки маленькие по количеству детей. Картинка с изображением медвежонка на фланелеграфе. Пять картинок с изображение елок разной величины на фланелеграфе, магнитофон запись « Колыбельная песенка для Умки».
Предварительная работа: Подготовка рабочих мест; подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Методы и приемы работы с детьми: Игровой, сюрпризный, словесный, работа с раздаточным материалом, вопросы, самостоятельная деятельность.
Структура занятия
Вводная часть (мотивация) – 3 мин
Основная часть (Игры, упражнения на закрепление и обобщение материала) – 10 мин
Заключительная часть - 2 мин
Место проведения: групповая
Ход занятия.
1. Водная часть.
Введения сказочного героя медвежонка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это?
Дети: Медвежонок
Воспитатель: Да, это медвежонок Миша. И он чем-то расстроен. Давайте спросим, почему он такой грустный?
Дети спрашивают.
Воспитатель: Миша рассказал, что гулял на улице, играл в кубики, а когда вернулся в группу, то вспомнил, что все игрушки остались на улице (кубики). «Они наверно потерялись», - говорит Мишка. Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики?
Дети: Поможем
Дети и воспитатель находят кубики, Мишка радуется и благодарит ребят.
2. Основная часть.
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).
Перед ребенком разложены кубики: большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовленные две коробки: большая и маленькая
Воспитатель: Медвежонок принес для каждого из вас кубик и просит разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Посмотрите это какая коробка?
Дети: Большая
Воспитатель: А эта коробка, какая?
Дети: Маленькая
Воспитатель: Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают).Покажите маленький (показывают).
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
Воспитатель: Посмотрите большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку
Дети выполняют задания после объяснения воспитателя.
Воспитатель: Вот мы и помогли Мишке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишка доволен он улыбается: Сколько кубиков в коробках? (много) А сколько кубиков у вас? (ни одного).
Игра задание «Разложи по цвету»
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета: синяя, красная, желтая. В центре стола коробка с разноцветными кружочками красными, желтыми, синими, зелеными. Дети должны положить в свою тарелочку кружочки такого же цвета, как и сама тарелочка.
Воспитатель: Ребята, Мишка спрашивает, умеете ли вы ходить как медведи, вперевалочку»?
Дети: Умеем
Воспитатель: Давайте в вперевалочку, будто мы тоже медведи, подойдем к столам и сядем за свои места.
Воспитатель: Посмотрите, какие разноцветные тарелочки принес для вас Мишутка. А еще Мишутка принес разноцветные кружочки и просит разложить их по тарелочкам. Какого цвета тарелочка, такого же цвета кружочки нужно в неё положить. В красную тарелочку положим красные кружочки, в синею тарелочку положим синие кружочки, а желтую тарелочку положим желтые кружочки.
Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполню задание самостоятельно).
На столе должен остаться кружочек зеленого цвета.
Воспитатель: Никита, у тебя в тарелочке кружочки какого цвета? (синего) Сколько их? (много). Посмотрите, на столе остался кружочек. Какого он цвета?
Дети: Зеленого
Воспитатель: Сколько зеленых кружочков осталось на столе?
Дети: Один.
Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
(Встать в позу медведя )
Головой своей крутили
Вот так, вот так.
( повороты головы)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
(наклоны вперёд)
Вот так ,вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
( наклониться к полу)
Вот так, вот так
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали.
Вот так, вот так. (показать)
Игра задание «Сколько матрешек»
На столе выставлены матрешки по количеству детей
Воспитатель: Дуйте в дудку бейте в ложки в гости к нам пришли матрешки (открываю матрешек) Кто это ребята?
Дети: Матрешки
Воспитатель: Мишутка спрашивает: сколько их?
Дети: Много
Воспитатель: Подойдите и возьмите по одной матрешке (дети подходят и берут матрешку)
Воспитатель: Сколько у тебя матрешек Саша? (Оля, Сережа) (одна)
По сколько матрешек вы взяли (по одной)
А теперь снова поставьте их на стол. Сколько у тебя матрешек Лена? (ни одной)
А сколько матрешек на столе (много).
Игра занятие «Покажи, где Мишкин дом».
На фланелеграфе елочки разных размеров (разной высоты 5-6 шт.).
Воспитатель: Очень интересно было Мишке, с вами « Какие вы молодцы»- говорит он. Но, к сожалению, пора ему домой возвращаться. А где живет Мишка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно все медведи живут в лесу и зимой они спят и нашему Мишке тоже нужно спать. Сил набираться. Посмотрите ребята это лес, в котором живет мишка. Он сказал, что его берлога находится под самой высокой елкой. Только сам он не знает, какая же из елок самая высокая. Вы ребята можете показать самую высокую елку.
Дети показывают.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ну что же Мишутка до свидания! Сладких тебе снов (прикрепить картинку с мишкой у самой высокой елки на фланелеграфе). Звучит «Колыбельная песенка для Умки»
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). Вы такие сегодня молодцы!
Список литературы
Т.И. Ерофеева Дошкольник изучает математику
Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова.
Конспект НОД с детьми второй младшей группы
по формированию элементарных математических представлений
" Занимательная математика".
Цель:непосредственно - образовательной деятельности: развитие элементарных математических представлений у детей.
Образовательные области: « Познание», « Коммуникация», « Социализация», « Здоровье»,
« Художественное творчество».
Задачи:
Обучающие:
закрепить знание частей суток;
закрепить знание цвета;
учить детей анализу, конструктивному мышлению;
Развивающие:
развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
развивать зрительное восприятие, память;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, волевые качества.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика: " Дружба".
Дружат в нашей группе (ритмично сжимать и разжимать пальцы на обеих руках),
Девочки и мальчики. (показать поочерёдно раскрытые ладошки)
Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики:(ритмично сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
Один, два, три, четыре, пять, (соединять поочерёдно пальцы обеих рук, начиная с большого)
Начинай считать опять:
Один, два, три, четыре, пять, (рассоединять пальцы на обеих руках)
Вот и кончили считать!
2.Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, у вас есть друзья?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, играть веселее с другом или одному?
Дети: С другом.
Воспитатель: Почему? (дети высказывают предположения).
Воспитатель: Хочу рассказать вам одну историю о маленьком щенке, которого зовут Рыжик. Посмотрите на экран.
3.Основная часть: совместная деятельность педагога и детей с использованием слайдовой презентацией.
1 слайд. Жил - был маленький рыжий щенок Рыжик. Однажды он гулял днём на улице. Играл в мяч. Но ему стало скучно. И он подумал, почему бы не поиграть с кем -нибудь ещё в мяч? Тогда он отправился искать себе друга.
2 слайд. Вот мяч покатился и попал в лужу. Подбежав к луже, Рыжик увидел под деревом щенка, чуть больше, чем он сам. Щенка звали Рекс.
3 слайд. И стали они вдвоём играть с мячом. Было очень весело!
4 слайд. Они так весело играли, что их услышал большой пёс Дружок.
5 слайд. Рыжик и Рекс позвали Дружка к себе играть. И они стали играть все втроём в мяч.
Воспитатель: Понравилась вам история? теперь давайте и мы отдохнём.
4.Физминутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
5.Работа за столами: конструктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какая была часть суток, когда рыжик гулял на улице?
Дети: День. (если дети не вспомнят, то педагог напоминает).
Воспитатель: Покажите картинку, обозначающую день. Как называется приём пищи днём?
Дети: Обед.
Воспитатель: Какая часть суток будет потом?
Дети: Вечер.
Воспитатель: Покажите картинку, обозначающую вечер. Как называется приём пищи вечером?
Дети: Ужин.
Воспитатель: Что мы ещё можем делать вечером? ( ответы детей).
Воспитатель: Какая часть суток наступит после вечера?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Покажите картинку. Что мы делаем ночью?
Дети: Спим.
Воспитатель: А после ночи, что наступит?
Дети: Утро.
Воспитатель: Покажите картинку, обозначающую утро. Что делаем утром?
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам сделать для всех трёх собак будки. Перед вами лежат геометрические фигуры, из которых будем делать будки. Назовите их.
Дети: Квадраты, треугольники.
Воспитатель: Но будки должны подходить щенкам по размеру, т.е. если Рыжик маленький, то и будка у него будет .........? (дети договаривают).
(дети работают с геометрическими фигурами, педагог контролирует деятельность детей).
Воспитатель: Самая большая будка для кого?
Дети: Для Дружка, потому что он большой.
Воспитатель: Маленькая для кого?
Дети: Для Рыжика, потому что он маленький.
Воспитатель: А для Рекса, каким размером будка?
Дети: Средним.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры остались на разносе?
Дети: Круги.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синий, красный, зелёный.
Воспитатель: Это будут мячи для щенков. У Рыжика мяч не синий и не жёлтый. Каким цветом мяч у Рыжика? Положите его рядом с ним. У Рекса мяч не красный и не синий. Каким цветом мяч у Рекса? Положите его рядом с ним. Синий мяч у какого щенка?
Дети: У Дружка.
Воспитатель: Положите его рядом с ним.
6.Вывод.
Что было вам сегодня трудно делать? Легко?
7. Рефлексия. Вы сегодня молодцы. Погладьте друг друга по голове и скажите
« Какой я молодец!».