план по самообразованию на тему: " Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников".
методическая разработка (старшая группа)

Степанова Марина Геннадиевна

план работы с детьми дошкольного возраста по развитию порзнавательной активности  через занимательный математический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad.docx32.22 КБ
Файл mbdou_detskiy_sad.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

           

МБДОУ Детский сад  №6 « Колокольчик»

«План по самообразованию»

                              

Степанова Марина Геннадиевна

Стаж работы – 25лет     1 кв. категория

Тема:

«Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников».

                       2019-2020 уч.год

                     Старшая  группа.

Дата начало работы над темой -  октябрь 2019г.

Дата окончания работы над темой – май – 2020г.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи на учебный год 2019-2020г. для дошкольников:

-  Развивать у детей интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

-Способствовать овладению навыкам речевого общения: умение высказывать и обосновывать свои суждения;

-Формировать и развивать математические способности детей дошкольного возраста.

Задачи на учебный год 2018-2019гг. для педагога:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём     изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опвта по данной теме.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Оформить в группе уголок по ФЭМП.
  5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов по  теме .

Содержание работы по самообразованию.

Октябрь:  

- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Ноябрь:

- планирование работы по самообразованию.

Декабрь:

-  изучение проблемы.

Январь – апрель:  

- практическая деятельность ( применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

- усовершенствовать предметно- развивающую среду.

- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом  процессе.

Май:

-  подведение итогов самообразования.

 Актуальность   выбранной темы:

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В этом возрасте интерес к математическим знаниям у детей становится более осознанным и устойчивым. Ребенок часто сам обращается с просьбой научить его считать дальше, решать задачи и примеры, узнавать цифры. Поэтому в этот период особо важное значение приобретает дальнейшее развитие у детей навыков и умений учебной деятельности, способностей воспринимать и понимать познавательную задачу. Одновременно с закреплением, уточнением и углублением уже имеющихся у детей знаний, на шестом году жизни у них должно быть сформировано представление о числах первого десятка, умения считать в пределах 10, сравнивать смежные числа, различать и называть числа от 0 до 9, понимать отношения между частью и целым, независимость числа от величины, цвета и расположения элементов, составляющих множество, сравнивать с помощью условной меры величину протяженных, объем жидких и сыпучих веществ. Различать и называть новые геометрические фигуры (ромб, пирамиду, овал). У детей должны быть сформированы понятия о четырехугольнике и его признаках, умение ориентироваться в пространстве, двигаясь в заданном направлении и определять место нахождения предметов по отношению к себе и друг другу. Дети старшего дошкольного возраста должны знать последовательность дней недели, уметь различать и называть время суток. Правильно пользоваться понятиями «сегодня», «завтра», «вчера». Существенные изменения происходят у детей в области мышления: развивается способность анализировать, обобщать, делать выводы. Обосновывать свой выбор действия. Для этого можно использовать мелкие предметы, природный материал (шишки, желуди). Широко используются картинки, иллюстрации, рисунки, силуэтные картинки животных, насекомых, птиц, фруктов и овощей. Одной из самых ответственных задач в этот период является углубление знаний детей о числах и совершенствование умений счетной деятельности. Нужно использовать каждую возможность, когда детям можно задать вопрос: «Сколько?». Например, «сколько деревьев растет около нашего дома?», «Сколько автомобилей на стоянке?», «Сколько девочек и мальчиков на детской площадке?», «Принеси четыре тарелки, четыре вилки и столько же ложек. Сколько вилок ты принес? Почему ты принес четыре вилки?» и др. Умение считать легко можно закрепить в играх, например, «Камешки», «Кто больше», «Рыболовы», «Положи столько же». Большое значение в развитии представлений о числе имеет ознакомление детей с цифрами. Вначале следует ознакомить их с первыми пятью цифрами (1,2,3,4,5). Для этого нужно предложить детям поставить на стол отдельные игрушки, дети их считают и говорят, что их по одной: одна кукла, один зайчик, одна рыбка, один мяч. Эти предметы можно записать знаком, он называется цифра. Повторить еще детям, что знак, который на письме обозначает количество предметов, звуков, движений, то есть какое-либо число, называется цифрой. Так число 1 на письме обозначается цифрой 1, затем предложить рассмотреть ее начертание, предложить детям написать ее в воздухе, выложить из палочек, обвести карандашом. На следующем занятии знакомим с цифрой 2. Так же, как и на первом занятии, дети сначала создают множества из двух элементов: две матрешки, два зайчика, а рядом с ними ставим цифру 2.  Аналогично ознакамливаем с цифрами 3,4,5.  Остальные цифры дети усваивают одновременно с образованием числа и счета в пределах данного числа. Чтобы закрепить материал, можно предложить детям следующие игры: «Назови соседей», «Какое число пропущено», «Считай дальше». Для закрепления порядкового счета можно предложить игры «Который по порядку»,и др. Детей шестого года жизни нужно ознакомить с арифметическими задачами. Прежде всего надо сформировать у него представление о том. Что такое арифметическая задача. Лучше это сделать на конкретном действии самого ребенка. Предложить поставить на полку 2 машины и 1 самолет. «А сейчас я кратко расскажу о том, что вы сделала Настя: Настя поставила на полку две машины и один самолет. А закончу свой рассказ вопросом: Сколько игрушек Настя поставила на полку? Вот такой маленький рассказ. В котором есть числа и который заканчивается вопросом, обязывающим нас узнать, сколько стало или сколько осталось, называется арифметической задачей. Итак, задача состоит из двух частей: 1-рассказ, в котором есть числа. Эта часть называется условием. Вторая часть задачи – вопрос, он всегда обязывает нас узнать количество. То есть ответить на вопрос «Сколько?».  После того как дети научатся составлять задачи по наблюдаемым действиям и зрительно воспринимаемым картинкам, можно предложить им составить задачу без картинок. Опираясь только на личный опыт, память, представление, воображение. Очень важно. Чтобы в этих упражнениях, задачах отражались реальные явления, жизнь ребенка, окружающих. В этом возрасте дети все чаще начинают сравнивать величины предметов по отдельным параметрам с помощью условной меры. Они способны оценивать величину предметов с точки зрения двух и трех измерений. Они сопоставляют предметы сначала по одному, потом по второму и третьему параметрах постепенно. («Какая полоска длиннее, а какая короче?», «Какая шире, а какая уже?», «Какой дом выше?», «Какай длиннее?», «Какой карандаш толще, какой тоньше?»). в этом возрасте надо сформировать у детей более точное понимание относительности величины. Оценка величины предмета зависит от того, с каким предметом его сравнивают. С этой целью можно провести интересные игры-загадки: «Угадай, кто выше ростом», «Чья коробочка», «Кто первый?» и др. Очень полезны упражнения, требующие от детей проявления смекалки, сообразительности. Например, предлагаем найти в ряду предметов место пропущенного или найти лишний предмет в упорядоченной группе. Игра «Чьи башмаки?». Ребенок рассматривает и на глаз оценивает величину предметов: рост детей и величину башмаков. После этого он подбирает обувь каждому ребенку по размеру. Нужно обращать внимание на правильность и точность употребления слов-терминов, характеризующих величину. Величина предмета все чаще оценивается числом, количеством условных мер. Это создает у детей благоприятные предпосылки для установления в дальнейшем связи между счетом и измерением. В этом возрасте продолжается работа по закреплению знаний о форме предметов и ознакомлению с некоторыми новыми геометрическими фигурами: овалом, ромбом. Постепенно подводим детей к обобщающему понятию – четырехугольник. Вся работа строится на основе сравнения, противопоставления геометрических фигур и нахождения сходства и отличия в различных моделях. Сначала сравниваем по две, а потом по три и даже четыре фигуры между собой: квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб. Большое внимание уделяется сравнению предметов разной формы. Используя при этом геометрическую фигуру в качестве образца – эталона. Именно в этом возрасте надо сформировать умение полно и расчлененно воспринимать особенности предметов, научить способам анализа их формы, понять сравнительно сложные связи и отношения между предметами. Дети этого возраста особенно положительно относятся к таким приемам обучения, как соревнование, составление и отгадывание загадок, поиск предметов и др. Надо способствовать развитию творческой активности детей. Которая наилучшим образом проявляется и развивается в играх такого типа: «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Фигурки из цветной мозаики». Дети должны уметь хорошо ориентироваться в окружающем пространстве от себя и от любого предмета. Важную роль в формировании знаний о пространстве играют экскурсии, прогулки, подвижные игры и различные упражнения в процессе бытовой деятельности. Особое значение следует уделять обучению детей ориентироваться на листе бумаги. При выполнении заданий нужно обращать внимание на употребление детьми специальных слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, направления, расстояния. Например: впереди, сзади. Слева, справа, между, сбоку, прямо, наверху, под скамейкой, между деревьями и др. В этом возрасте продолжается работа по углублению знаний детей о времени. Возрастные возможности ребенка дают основание в играх. Беседах, занятиях все чаще опираться на естественные природные признаки, позволяющие ему ориентироваться во времени. Таким образом, на протяжении шестого года жизни у детей можно сформировать достаточно глубокие, осознанные знания о числе, счете,  форме. Величине, пространстве и времени. В процессе формирования элементарных математических представлений большое внимание должно быть уделено развитию у детей внимания и памяти.  Особенно важно в этом возрасте развивать у детей мышление и речь. Учить детей не только рассказывать, что они делали, но и объяснять, как они это делали, доказывать, почему они думают. Что делать надо именно так, а не иначе.

 

Формы работы с детьми:

  1. Дидактические игры по ФЭМП.
  2. Настольные игры.
  3. Математические ребусы.
  4. Математические задачи.
  5. Прописи.
  6. Лэпбук.
  7. Кейс.
  8. Математические пазлы.
  9. Логопедические упражнения.
  10. Занимательный материал.

Этапы работы:

  1. Изучить методическую литературу по данной темы.
  2. Изучить журналы « Воспитатель в ДОУ».
  3. Изучить статьи в интернете.
  4. Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
  5. Составить перспективный план работы с детьми.
  6. Составить перспективный план работы с родителями.

Работа с родителями:

Цель:  1.Довести до родителей важность темы.

           2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

           3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Рекомендации для родителей:    «Математика – это интересно»  

Консультация для родителей: 

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

« Дома играем – математику изучаем».

« Развитие восприятия и ориентировки в пространстве».

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

« Прогулка с математикой».

« Занимательная математика. Старший дошкольный возраст».

« Математика – занимательная игра».

«Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».

Проведение родительского собрания по теме:  

«Занимательный математический материал для старших дошкольников» .

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы и консультации. 

 Оформление выставки для родителей:    

1.«Математические игры и упражнения».

2. « Занимательный материал для дошкольников по математике».

Проведена диагностика.  

Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме  имеют низкий уровень. Появилась мысль, а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя систематическую, целенаправленную работу по развитию познавательной активности через занимательный математический материал.

Поставила задачи:

  1. Изучить уровень развития детей  по данной темы.
  2. Развивать познавательную активность через занимательный материал по математике.
  3. Развивать память, мышление, фантазию, внимание.

Литература по теме:

 1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

 3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

 4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

 5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с. 9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

 Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

12.Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;

 13.И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;

14.З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

15.Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003

16.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005. - Коваленко В.Г.

17.«Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000. - Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике».

18. журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

Перспективный план работы с детьми на 2019-2020 уч.год по развитию познавательных способностей у детей через занимательный математический материал.

месяц

Направление работы

Способ достижения

октябрь

Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание». Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы .

Знакомство и анализ документации.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Мониторинг по теме.

Обогощение развивающей среды.

ноябрь

Разработка картотек игр по математическому развитию. Подбор  математического занимательного материала . Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Закрепить цифры и порядок счёта.

Картотека игр.

Провести родительское собрание по данной теме.

Математические пазлы.

декабрь

Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по занимательной математике. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме.

Консультации для родителей.  Картотека занимательного материала. Выступление перед воспитателями. (Обмен опытом по проблеме.)

январь

Освоить современные технологии в изучении математики и дидактических играх. Закрепление и развитие математических представлений через логические игры.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Подготовка выступления с лэпбуком перед воспитателями.

Создание Лэпбука по занимательной математике для старших дошкольников. Занятия индивидуальные и подгрупповые с лэпбуком. Выступление с лэпбуком перед воспитателями.

февраль

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Работа с методической литературой.

Закрепление счёта.

Непосредственно образовательная деятельность.

Использование дидактических игр математического содержания в совместной

деятельности с детьми.

 « Какой по счёту».

март

Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать, обнаруживать сходство и различие предметов. Подбор загадок, задач для работы с детьми.

Изучение новых дидактических игр на развитие логики, мышления и внимания у детей. Познакомить детей с такими играми, которые развивают внимание, мышление, логику и наблюдательность.

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

« Логические домики» - развитие логики и цветовосприятия.

апрель

Подбор материала для изготовления кейса по занимательной математике. Подготовить выступление перед воспитателями по данной теме( показ кейса). Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

Развитие зрительного внимания.

Изготовление кейса по занимательной математике.  Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

« Найди и покажи».

Май.

Закрепление знаний и умений в играх  по занимательной математике.

Итоговый мониторинг.

Анализ, оформление результатов мониторинга . Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Подбор для детей ребусов и головоломок







Мониторинг.

Консультации для родителей.

Итоговое собрание. ( показ лэтбука и кейса по занимательной математике).

Создание папки ребусов и головоломок.



Предварительный просмотр:

           

МБДОУ Детский сад  №6 « Колокольчик»

«План по самообразованию»

                              

Степанова Марина Геннадиевна

Стаж работы – 25лет     1 кв. категория

Тема:

«Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников».

                       2019-2020 уч.год

                     Старшая  группа.

Дата начало работы над темой -  октябрь 2019г.

Дата окончания работы над темой – май – 2020г.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи на учебный год 2019-2020г. для дошкольников:

-  Развивать у детей интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

-Способствовать овладению навыкам речевого общения: умение высказывать и обосновывать свои суждения;

-Формировать и развивать математические способности детей дошкольного возраста.

Задачи на учебный год 2018-2019гг. для педагога:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём     изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опвта по данной теме.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Оформить в группе уголок по ФЭМП.
  5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов по  теме .

Содержание работы по самообразованию.

Октябрь:  

- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Ноябрь:

- планирование работы по самообразованию.

Декабрь:

-  изучение проблемы.

Январь – апрель:  

- практическая деятельность ( применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

- усовершенствовать предметно- развивающую среду.

- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом  процессе.

Май:

-  подведение итогов самообразования.

 Актуальность   выбранной темы:

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В этом возрасте интерес к математическим знаниям у детей становится более осознанным и устойчивым. Ребенок часто сам обращается с просьбой научить его считать дальше, решать задачи и примеры, узнавать цифры. Поэтому в этот период особо важное значение приобретает дальнейшее развитие у детей навыков и умений учебной деятельности, способностей воспринимать и понимать познавательную задачу. Одновременно с закреплением, уточнением и углублением уже имеющихся у детей знаний, на шестом году жизни у них должно быть сформировано представление о числах первого десятка, умения считать в пределах 10, сравнивать смежные числа, различать и называть числа от 0 до 9, понимать отношения между частью и целым, независимость числа от величины, цвета и расположения элементов, составляющих множество, сравнивать с помощью условной меры величину протяженных, объем жидких и сыпучих веществ. Различать и называть новые геометрические фигуры (ромб, пирамиду, овал). У детей должны быть сформированы понятия о четырехугольнике и его признаках, умение ориентироваться в пространстве, двигаясь в заданном направлении и определять место нахождения предметов по отношению к себе и друг другу. Дети старшего дошкольного возраста должны знать последовательность дней недели, уметь различать и называть время суток. Правильно пользоваться понятиями «сегодня», «завтра», «вчера». Существенные изменения происходят у детей в области мышления: развивается способность анализировать, обобщать, делать выводы. Обосновывать свой выбор действия. Для этого можно использовать мелкие предметы, природный материал (шишки, желуди). Широко используются картинки, иллюстрации, рисунки, силуэтные картинки животных, насекомых, птиц, фруктов и овощей. Одной из самых ответственных задач в этот период является углубление знаний детей о числах и совершенствование умений счетной деятельности. Нужно использовать каждую возможность, когда детям можно задать вопрос: «Сколько?». Например, «сколько деревьев растет около нашего дома?», «Сколько автомобилей на стоянке?», «Сколько девочек и мальчиков на детской площадке?», «Принеси четыре тарелки, четыре вилки и столько же ложек. Сколько вилок ты принес? Почему ты принес четыре вилки?» и др. Умение считать легко можно закрепить в играх, например, «Камешки», «Кто больше», «Рыболовы», «Положи столько же». Большое значение в развитии представлений о числе имеет ознакомление детей с цифрами. Вначале следует ознакомить их с первыми пятью цифрами (1,2,3,4,5). Для этого нужно предложить детям поставить на стол отдельные игрушки, дети их считают и говорят, что их по одной: одна кукла, один зайчик, одна рыбка, один мяч. Эти предметы можно записать знаком, он называется цифра. Повторить еще детям, что знак, который на письме обозначает количество предметов, звуков, движений, то есть какое-либо число, называется цифрой. Так число 1 на письме обозначается цифрой 1, затем предложить рассмотреть ее начертание, предложить детям написать ее в воздухе, выложить из палочек, обвести карандашом. На следующем занятии знакомим с цифрой 2. Так же, как и на первом занятии, дети сначала создают множества из двух элементов: две матрешки, два зайчика, а рядом с ними ставим цифру 2.  Аналогично ознакамливаем с цифрами 3,4,5.  Остальные цифры дети усваивают одновременно с образованием числа и счета в пределах данного числа. Чтобы закрепить материал, можно предложить детям следующие игры: «Назови соседей», «Какое число пропущено», «Считай дальше». Для закрепления порядкового счета можно предложить игры «Который по порядку»,и др. Детей шестого года жизни нужно ознакомить с арифметическими задачами. Прежде всего надо сформировать у него представление о том. Что такое арифметическая задача. Лучше это сделать на конкретном действии самого ребенка. Предложить поставить на полку 2 машины и 1 самолет. «А сейчас я кратко расскажу о том, что вы сделала Настя: Настя поставила на полку две машины и один самолет. А закончу свой рассказ вопросом: Сколько игрушек Настя поставила на полку? Вот такой маленький рассказ. В котором есть числа и который заканчивается вопросом, обязывающим нас узнать, сколько стало или сколько осталось, называется арифметической задачей. Итак, задача состоит из двух частей: 1-рассказ, в котором есть числа. Эта часть называется условием. Вторая часть задачи – вопрос, он всегда обязывает нас узнать количество. То есть ответить на вопрос «Сколько?».  После того как дети научатся составлять задачи по наблюдаемым действиям и зрительно воспринимаемым картинкам, можно предложить им составить задачу без картинок. Опираясь только на личный опыт, память, представление, воображение. Очень важно. Чтобы в этих упражнениях, задачах отражались реальные явления, жизнь ребенка, окружающих. В этом возрасте дети все чаще начинают сравнивать величины предметов по отдельным параметрам с помощью условной меры. Они способны оценивать величину предметов с точки зрения двух и трех измерений. Они сопоставляют предметы сначала по одному, потом по второму и третьему параметрах постепенно. («Какая полоска длиннее, а какая короче?», «Какая шире, а какая уже?», «Какой дом выше?», «Какай длиннее?», «Какой карандаш толще, какой тоньше?»). в этом возрасте надо сформировать у детей более точное понимание относительности величины. Оценка величины предмета зависит от того, с каким предметом его сравнивают. С этой целью можно провести интересные игры-загадки: «Угадай, кто выше ростом», «Чья коробочка», «Кто первый?» и др. Очень полезны упражнения, требующие от детей проявления смекалки, сообразительности. Например, предлагаем найти в ряду предметов место пропущенного или найти лишний предмет в упорядоченной группе. Игра «Чьи башмаки?». Ребенок рассматривает и на глаз оценивает величину предметов: рост детей и величину башмаков. После этого он подбирает обувь каждому ребенку по размеру. Нужно обращать внимание на правильность и точность употребления слов-терминов, характеризующих величину. Величина предмета все чаще оценивается числом, количеством условных мер. Это создает у детей благоприятные предпосылки для установления в дальнейшем связи между счетом и измерением. В этом возрасте продолжается работа по закреплению знаний о форме предметов и ознакомлению с некоторыми новыми геометрическими фигурами: овалом, ромбом. Постепенно подводим детей к обобщающему понятию – четырехугольник. Вся работа строится на основе сравнения, противопоставления геометрических фигур и нахождения сходства и отличия в различных моделях. Сначала сравниваем по две, а потом по три и даже четыре фигуры между собой: квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб. Большое внимание уделяется сравнению предметов разной формы. Используя при этом геометрическую фигуру в качестве образца – эталона. Именно в этом возрасте надо сформировать умение полно и расчлененно воспринимать особенности предметов, научить способам анализа их формы, понять сравнительно сложные связи и отношения между предметами. Дети этого возраста особенно положительно относятся к таким приемам обучения, как соревнование, составление и отгадывание загадок, поиск предметов и др. Надо способствовать развитию творческой активности детей. Которая наилучшим образом проявляется и развивается в играх такого типа: «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Фигурки из цветной мозаики». Дети должны уметь хорошо ориентироваться в окружающем пространстве от себя и от любого предмета. Важную роль в формировании знаний о пространстве играют экскурсии, прогулки, подвижные игры и различные упражнения в процессе бытовой деятельности. Особое значение следует уделять обучению детей ориентироваться на листе бумаги. При выполнении заданий нужно обращать внимание на употребление детьми специальных слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, направления, расстояния. Например: впереди, сзади. Слева, справа, между, сбоку, прямо, наверху, под скамейкой, между деревьями и др. В этом возрасте продолжается работа по углублению знаний детей о времени. Возрастные возможности ребенка дают основание в играх. Беседах, занятиях все чаще опираться на естественные природные признаки, позволяющие ему ориентироваться во времени. Таким образом, на протяжении шестого года жизни у детей можно сформировать достаточно глубокие, осознанные знания о числе, счете,  форме. Величине, пространстве и времени. В процессе формирования элементарных математических представлений большое внимание должно быть уделено развитию у детей внимания и памяти.  Особенно важно в этом возрасте развивать у детей мышление и речь. Учить детей не только рассказывать, что они делали, но и объяснять, как они это делали, доказывать, почему они думают. Что делать надо именно так, а не иначе.

 

Формы работы с детьми:

  1. Дидактические игры по ФЭМП.
  2. Настольные игры.
  3. Математические ребусы.
  4. Математические задачи.
  5. Прописи.
  6. Лэпбук.
  7. Кейс.
  8. Математические пазлы.
  9. Логопедические упражнения.
  10. Занимательный материал.

Этапы работы:

  1. Изучить методическую литературу по данной темы.
  2. Изучить журналы « Воспитатель в ДОУ».
  3. Изучить статьи в интернете.
  4. Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
  5. Составить перспективный план работы с детьми.
  6. Составить перспективный план работы с родителями.

Работа с родителями:

Цель:  1.Довести до родителей важность темы.

           2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

           3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Рекомендации для родителей:    «Математика – это интересно»  

Консультация для родителей: 

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

« Дома играем – математику изучаем».

« Развитие восприятия и ориентировки в пространстве».

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

« Прогулка с математикой».

« Занимательная математика. Старший дошкольный возраст».

« Математика – занимательная игра».

«Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».

Проведение родительского собрания по теме:  

«Занимательный математический материал для старших дошкольников» .

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы и консультации. 

 Оформление выставки для родителей:    

1.«Математические игры и упражнения».

2. « Занимательный материал для дошкольников по математике».

Проведена диагностика.  

Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме  имеют низкий уровень. Появилась мысль, а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя систематическую, целенаправленную работу по развитию познавательной активности через занимательный математический материал.

Поставила задачи:

  1. Изучить уровень развития детей  по данной темы.
  2. Развивать познавательную активность через занимательный материал по математике.
  3. Развивать память, мышление, фантазию, внимание.

Литература по теме:

 1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

 3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

 4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

 5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с. 9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

 Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

12.Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;

 13.И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;

14.З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

15.Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003

16.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005. - Коваленко В.Г.

17.«Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000. - Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике».

18. журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

Перспективный план работы с детьми на 2019-2020 уч.год по развитию познавательных способностей у детей через занимательный математический материал.

месяц

Направление работы

Способ достижения

октябрь

Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание». Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы .

Знакомство и анализ документации.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Мониторинг по теме.

Обогощение развивающей среды.

ноябрь

Разработка картотек игр по математическому развитию. Подбор  математического занимательного материала . Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Закрепить цифры и порядок счёта.

Картотека игр.

Провести родительское собрание по данной теме.

Математические пазлы.

декабрь

Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по занимательной математике. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме.

Консультации для родителей.  Картотека занимательного материала. Выступление перед воспитателями. (Обмен опытом по проблеме.)

январь

Освоить современные технологии в изучении математики и дидактических играх. Закрепление и развитие математических представлений через логические игры.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Подготовка выступления с лэпбуком перед воспитателями.

Создание Лэпбука по занимательной математике для старших дошкольников. Занятия индивидуальные и подгрупповые с лэпбуком. Выступление с лэпбуком перед воспитателями.

февраль

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Работа с методической литературой.

Закрепление счёта.

Непосредственно образовательная деятельность.

Использование дидактических игр математического содержания в совместной

деятельности с детьми.

 « Какой по счёту».

март

Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать, обнаруживать сходство и различие предметов. Подбор загадок, задач для работы с детьми.

Изучение новых дидактических игр на развитие логики, мышления и внимания у детей. Познакомить детей с такими играми, которые развивают внимание, мышление, логику и наблюдательность.

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

« Логические домики» - развитие логики и цветовосприятия.

апрель

Подбор материала для изготовления кейса по занимательной математике. Подготовить выступление перед воспитателями по данной теме( показ кейса). Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

Развитие зрительного внимания.

Изготовление кейса по занимательной математике.  Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

« Найди и покажи».

Май.

Закрепление знаний и умений в играх  по занимательной математике.

Итоговый мониторинг.

Анализ, оформление результатов мониторинга . Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Подбор для детей ребусов и головоломок







Мониторинг.

Консультации для родителей.

Итоговое собрание. ( показ лэтбука и кейса по занимательной математике).

Создание папки ребусов и головоломок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

Самообразование «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста....

План по самообразованию на учебный год. ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

План по самообразованию на учебный год.ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»Подготовила воспитатель: Лету...

Отчет по самообразованию. Влияние занимательного математического материала на развитие познавательных способостей у детей старшего дошкольного возраста

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательных способостей у детей старшего дошкольного возраста...