Проблемы социального развития дошкольников.
консультация на тему
Проблемная ситуация №1.
Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.
Проблемы и причины ситуации №1:
Пути решения проблем и причин ситуации №2:
Прогноз: Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка. Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.
Проблемная ситуация №2
Лето. Дети на прогулке. Воспитатель сидит на скамейке, в руках у нее красивая кукла. К педагогу подходит Лена. С интересом смотрит на куклу, а потом переводит взгляд на воспитательницу и так продолжается несколько раз. Девочке очень хочется поиграть игрушкой, но она не решается обратиться к воспитательнице, которая смотрит куда-то вдаль. Наконец педагог заметила девочку: «Ну, ЧТО (называет ребенка по фамилии)? Ты мне хочешь что-то сказать? Ну, говори, я жду!» Леночка покраснела, опустила голову, смущенно перебирает подол юбки.
Воспитательница (резко): «Лена, скажи мне: «Дайте, пожалуйста, куклу». Пока ты мне этого не скажешь, я тебе игрушку не дам, и не надейся». Лена переступает с ноги на ногу, но куклу не просит, немного погодя совсем отходит. Потом снова возвращается (соблазн, очевидно, силен), робко посматривает на воспитательницу, но та намеренно не смотрит на девочку. Лена, грустная, идет в противоположный конец площадки и к воспитательнице больше не подходит.
Проблемы и причины ситуации №2
Как видим, эмоциональная черствость педагога вызывает отрицательные переживания ребенка, в данном случае, например, вовсе необязательные, угнетает его активность, гасит инициативу, желание действовать.
Отрицательные черты характера девочки: замкнутость, застенчивость, нерешительность, отсутствие умения вступить в контакт с взрослым. Всё это в дальнейшем наложит отпечаток на качество жизни
В контактах педагога с воспитанниками отсутствуют тепло, сердечность, доброта — компоненты, необходимые на первых этапах воспитания гуманных чувств ребенка. Не отдавая детям душевного, сердечного тепла, воспитательница и не получает его от детей, что, безусловно, отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, на развитии чувств воспитанников Наблюдения убеждают в том, что на эмоциональную жизнь дошкольников огромное влияние оказывают переживания самого педагога в процессе его общения с детьми.
Педагоги знают, что и хорошее, бодрое и, наоборот, плохое настроение сразу передается детям. Из-за плохого настроения воспитателя, которое проявляется в грубом тоне голоса, в выражении недовольства на лице, ироничной улыбке, резких движениях, возникает повышенная нервозность, раздражительность детей. Одни ведут себя в течение всего дня агрессивно по отношению к ровесникам и т. д., другие грубят, противоречат воспитателю, демонстрируют свое неуважительное отношение к его требованиям, третьи замыкаются в себе, сторонятся товарищей. Доброе настроение воспитателя (ласковый тон, одобрительный жест, улыбка, подбадривающие слова) способствует возникновению положительных эмоций. Дети активны, радостны, охотно вступают в контакты с ровесниками и взрослыми, с готовностью выполняют поручения и требования воспитателя.
Таким образом, эмоционально-положительное отношение воспитателя к детям, проявление любви и внимания к ним способствуют созданию такого стиля работы, который позволяет оказывать на них большое воспитательное воздействие. От того, как выглядит педагог в глазах своих подопечных, в значительной мере зависит результативность его деятельности. Ведь дети учатся быть доброжелательными, внимательными, чуткими на примере своих воспитателей.
Педагог нарушила следующие пункты основных положений кодекса профессиональной этики педагогических работников ЭКП( этический кодекс педагога) при взаимодействии с ребёнком:
Личность педагога
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
2. Взаимодействие с детьми
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.
- Будьте ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
- В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.
- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым
Проблемная ситуация №3
Воспитатель проводил занятие по рисованию. Тема занятия – «Солнышко». Детям предлагалось нарисовать гуашью солнышко. В конце занятия воспитатель провел оценку выполненных работ. Все работы детей были выполнены аккуратно. Дети постарались. А у мальчика Саши рисунок не получился. Воспитатель при всех ребятах сказал: «Ну, а у тебя, Саша, непонятно, что нарисовано». Мальчик опустил голову и заплакал.
Педагог не правильно действовал в данной ситуации. Унизив ребенка при всех детях, воспитатель не способствовал творческому и художественному развитию своего воспитанника. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. Воспитатель обидел и оттолкнул мальчика от себя.
Пути решения проблемы ситуации №3
При рассматривании и оценке работы детей необходимо:
Обсуждать с ребенком его рисунок, а не его самого, не его личность.
Оценивать нужно достижения ребенка относительно личных возможностей с учетом индивидуальных особенностей, а не в сравнении с другими детьми.
Выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение, свободу владения изобразительным языком.
Поддержать, поощрять самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображенному, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментальной изобразительности в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений.
Важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска, нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образ, калькирование с оригинала, закрашивание контурных картинок не способствует творческому и художественному развитию ребенка, а приводит к механическому воспроизведению чужих решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе
В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...
Проблемы социального развития воспитанников детского сада
В материале показаны результаты социологического исследования, проведенного в ДОУ. Показана тактика взаимодействия воспитателя с детьми, способствующая формированию социально-приемлемых форм поведения...
Родительское собрание во второй младшей группе "Проблемы речевого развития дошкольников"
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную де...
ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
В статье освещены проблемы современных дошкольников по речевому развитию...
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального разви...
Проблемы социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и перспективы их разрешения
Рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования, их позитивные и негативные последствия в контексте реализации современности...