Проблемы социального развития воспитанников детского сада
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Майорова Галина Ивановна

В материале показаны результаты социологического исследования, проведенного в ДОУ. Показана тактика взаимодействия воспитателя с детьми, способствующая формированию социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_sotsialnogo_razvitiya_v_dou.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проблемы социального развития воспитанников детского сада.

Результаты социологического исследования, проведенного в дошкольном учреждении

 в октябре 2014 года,

Педагог-психолог: Майорова Г.И.

Для изучения, анализа и оценки уровня социального развития дошкольников использовались следующие методики:

-анкета «Семья глазами ребенка»,

-игра – интервью,

-рисуночные анкеты «Человечки».

Анкета «Семья глазами ребенка» позволила ответить на вопрос:

  • К какому стилю воспитания присущи тенденции той или иной семьи?

Выделились три группы родителей с тенденциями

  • к авторитарному,
  • разрешительно – попустительскому стилями воспитания,
  •  а также стилю воспитания, построенному на авторитете родителей.

Родители, относящиеся к первой группе, как правило, ругают детей за сломанную игрушку. Они отправляют ребенка спать, не пожелав ему спокойной ночи.

Детям таких родителей не спокойно, страшно дома.

Достаточно большая группа родителей имеет тенденции к разрешительно - попустительскому стилю воспитания. Они по первому желанию детей покупают им игрушки, сладости, разрешают играть, когда уже давно пора спать.

Эти дети, в основном, предоставлены сами себе.

На вопрос: «Часто ли с тобой разговаривают родители?» – есть положительные и отрицательные ответы.

На вопрос, как  родители разговаривают, ласково или ругаются, ответы различные: ласково, ругаются, строго разговаривают.

Из опроса детей видно, что, в основном, в подарок дети получают игрушки, сладости. Реже книги, игры. Досуг детей в выходные дни – свободные игры, просмотр телевизора, прогулки. Совместные с родителями игры, занятия встречаются в ответах детей реже.

Игра – интервью позволила выяснить, в чем нуждаются наши дети в семье, детском саду. На вопросы отвечали дети старшей группы. Их пожелания сводятся к тому, чтобы были папы, мамы, бабушки, дедушки. Чтобы мама была рядом всегда. Чтобы много было сладостей, игрушек, карандашей, бумаги для рисования, мультиков, платьев. Многие дети хотят больше быть дома.

Есть ответы и более «взрослые»: чтобы взрослые не ругались между собой, чтобы папа и мама жили вместе.

Дети хотят помогать родителям, воспитателям, ходить с родителями гулять, ездить отдыхать.

Что касается «общества», то здесь звучат пожелания: «Чтобы газа не было в Москве. Он портит здоровье». «Чтобы были детские площадки, море, лес.» «Чтобы все были добрые, папа и мама хорошо работали и получали много денег.»

О детском саде были такие мысли: чтобы дети не дрались и не плакали. В детском саду должны быть папа и мама.

Рисуночные анкеты «Человечки» помогли выяснить жизненные ценности наших воспитанников /дети подготовительной группы/.

Это прогулки в солнечную, теплую погоду летом, сладости, покупка новых вещей, достаток.

«Человечек веселый, потому что у него все есть: дом, куры. Он грустный, потому что у него нет игрушек, ничего новенького».

Дети хотят, чтобы в доме был уют, чтобы у родителей были деньги. «Потолок надо покрасить, а некому, уехали на полгода, а ей наказали все покрасить, уроки сделать, а денег у нее нет».

Хотят, чтобы всем было хорошо и весело: «Человечек рад, что развеселил грустного».

Дети испытывают тревогу, страх перед наказанием со стороны взрослых, им не хватает родительского внимания: «Это девочка и это девочка. С ними никто не ходит, а мамы нет. Мама сказала: «Идите одни погуляйте». А мама работает дома.

Дети боятся обмана, сверстников, которые дразнят, ругают. Им не хватает общения с животными.

«Грустный, потому что у него нет кошки». «У него нет кур, сарая», «они хотят с собачкой погулять, а мама не разрешила».

Данное исследование, анализ полученных ответов помогли изучить детское общественное мнение, которое мы рекомендовали взрослым учитывать в построении воспитательного процесса.

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми, способствующая формированию социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

Очень внимательно и осторожно следует взаимодействовать с тем ребенком, у которого не все благополучно дома. Не рекомендуется говорить с ним слишком строго, необходимо ориентироваться в основном на положительное подкрепление, похвалы, улыбки, поощрения. /В основном это дети авторитарных родителей/.

Когда же в семье ребенку все разрешено (разрешительно попустительский тип воспитания), и он агрессивно добивается своего, возможны более строгие действия со стороны педагога. Нужно четко и ясно дать ребенку понять, что можно, а чего нельзя делать в группе.

Следует предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощью. Объяснять, каким образом в той или другой ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощрять их в проявлении этих качеств. Обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу. Нужно исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Им лучше рассказать ситуации из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей и животных. Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы разрешить проблемы силой.

Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения нравственного поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет.

Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т.п.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающих.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе. Помните, что улыбка, доброе слово также являются поощрением. Вовлекайте менее «популярных» детей в совместную деятельность в начале под вашим руководством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру.

Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, кивание или покачивание головой, контакт взглядом или мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.п.

Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре, как своего народа, так и других, знакомьте их с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

                                                         ГБОУ Гимназия № 1476


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида.

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих  детские сады общеразвивающего вида....

социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей

Социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей...

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Тема: «Нетрадиционное сенсорное оборудование для решения комплексных задач развития воспитанников детского сада»

Выступление на методическом объединении воспитателей.Информация для воспитателей и воспитанников детских садов....

Теоретические аспекты проблемы агрессивности у воспитанников детского сада.

Пора детства - счастливая пора, но в ней могут быть неудачи, мешающие досадные случайности, огорчения, плохое настроение. Снижение уровня агрессии в группах детского сада является актульной задачей пе...

Индивидуальная карта развития воспитанника детского сада

Индивидуальная карта развития воспитанника детского сада - это документ, разработанный мной и используемый для отслеживания результатов развития ребёнка....