Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников «Мы – друзья»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений и занимает высшее место в иерархии нравственных отношений. На развитие личности детей большое влияние оказывает группа сверстников, в которой ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Дружеские взаимоотношения дошкольников избирательны, они основанных на представлениях о дружбе, эмоциональной привязанности. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. Именно поэтому считаем актуальным работу по данному направлению и целенаправленно развивать умение дружить.Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников «Мы – друзья» направлена на воспитание умения старших дошкольников налаживать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников "Мы - друзья!" | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №60 г. Благовещенска»
Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников
«Мы – друзья»
г. Благовещенск, 2017
Содержание
№ п/п | наименование | страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Концептуальные основы программы | 5 |
3 | Нормативно-правовое обеспечение | 6 |
4 | Цель и задачи программы | 7 |
5 | Учебный план программы | 8 |
6 | Содержание программы | 8 |
7 | Планируемые результаты освоения программы | 11 |
8 | Критерии оценки программы | 12 |
9 | Используемая литература | 14 |
- Пояснительная записка
В рамках постпроектного сопровождения проекта «Комплексный подход к воспитательной и развивающей работе по преодолению трудностей детей социально-коммуникативного характера» мы отработали систему развития социально-коммуникативных способностей старших дошкольников, формирования навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, которая вошла в Программу «Мы – друзья!» основной линией. Программа направлена на морально-этическое воспитание детей: уважение к общественным нравственным ценностям, осознанное усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе и на развитие у дошкольников коммуникативных навыков и умений. Работа по программе предусматривает активное вовлечение родителей в процесс воспитания детей, включает инновационные технологии и направления для активизации совместной работы педагогов и родителей.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу: мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственной и эмоциональной сфер детей. Данная проблема объясняется тем, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры и дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Как следствие, у детей появляются трудности в общении со сверстниками, впоследствии они чувствуют себя уязвлёнными и отвергнутыми, что может привести к эмоциональному неблагополучию, к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или к агрессивности поведения. Дружеские взаимоотношения эмоционально обогащают жизнь детей, раскрашивают яркими красками палитру их общения.
Область «Социально-коммуникативное развитие» в примерной образовательной программе «От рождения до школы» включает задачи формирования дружеских взаимоотношений, они представлены следующим образом:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Таким образом, дошкольников необходимо учить дружить. Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений и занимает высшее место в иерархии нравственных отношений. На развитие личности детей большое влияние оказывает группа сверстников, в которой ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Дружеские взаимоотношения дошкольников избирательны, они основанных на представлениях о дружбе, эмоциональной привязанности. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. Именно поэтому считаем актуальным работу по данному направлению и целенаправленно развивать умение дружить.
Направления деятельности:
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Воспитание моральных и нравственных качеств дошкольников, усвоение ими норм и ценностей, принятых в обществе.
- Формирование навыков доброжелательного общения и умения конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в детском саду.
- Концептуальная основа программы
Исследования по проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников осуществляются в рамках социально-нравственного воспитания. Данной проблеме посвящены труды отечественных педагогов: В.Т. Нечаева, В. И. Логинова, С. А. Козлова и др.
Вопросам формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги: Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Т.А.Маркова, В.П.Залогина, И.А.Аржанова, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, А.В.Булатова, Р.И.Жуковская, Р.Пфютце, П.Сабади и др. Согласно мнению ведущих специалистов, в дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся популярными для большинства сверстников, другие - не пользуются авторитетом, либо становятся изгоями. Опыт первых контактов в группе сверстников становится фундаментом дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Конструктивные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом их благоприятной школьной адаптации, успешности в будущем.
Методологические принципы:
-поддержка и сохранение уникальности и самоценности детства;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- уважение личности ребенка;
-социально-коммуникативное развитие с использованием разнообразных видов детской деятельности: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;
-создание благоприятных условий для воспитания коммуникативных, доброжелательных детей;
-улучшение социально-психического микроклимата в группе воспитанников;
-учет образовательной программы, реализуемой в детском саду.
Условия эффективной реализации программы:
- Использовать программу «Мы – друзья!» по воспитанию общительной и коммуникативной личности дошкольника.
- Обеспечивать целостность учебно-воспитательного процесса согласно программы учреждения.
- Обязательно сохранять системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе по программе «Мы – друзья!», что повышает уровень нравственного и социального развития детей.
- Разнообразить формы и методы формирования у воспитанников толерантности, дружелюбия, нравственности.
- Активно использовать инновационные технологии.
- Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации, 2 декабря 1993 года.
- «Семейный кодекс Российской Федерации», от 29.12.1995N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
- Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
- Закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14.11.2013 года.
- Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 19.07.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.30.49-13».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Цель программы: создание оптимальных условий для развития социально-коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Задачи программы:
- Способствовать созданию в детской группе атмосферы доброжелательности, благоприятного социально-психологического климата
- Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности воспитанников к своей семье, сообществу детей и взрослых
- Обеспечить усвоение детьми моральных и нравственных ценностей общества
- Формировать умение конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Формировать позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества
- Пополнять словарный запас детей для обеспечения конструктивного вербального общения дошкольников
- Развивать коммуникативные навыки старших дошкольников
- Учить саморегуляции собственных действий, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников
- Воспитывать эмоционально отзывчивых членов общества, уважительно и доброжелательно относящихся к окружающим
6.Содержание программы:
Программа содержит 3 блока:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа с воспитателями.
Первый блок включает организацию работы с дошкольниками.
Особое внимание к формированию навыков общения, воспитанию дружелюбия дошкольников обусловлено тем, что данный период является сенситивным для развития социально-коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта. Следует создать необходимые условия для того, чтобы дети могли пройти и пережить важные ступени личностного развития:
- чтобы поведение дошкольника было корректным, обучать их эмоциональной чуткости при общении с другими людьми, пониманию психологического состояние партнера, адекватному реагированию на возникающие проблемы, демонстрировать важность коммуникативных взаимоотношений в социуме через проигрывание примерных ситуаций;
- намеренно создавать в детском коллективе проблемные ситуации и учить выражать свое дружелюбие, давать эмоциональную оценку происходящему, проиграть желаемое поведение, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционально-волевого развития дошкольников;
- организовывать для детей ролевые игры, в которых они проигрывают социальные роли взрослых, взаимоотношения детей и взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, вследствие чего развивается воображение, модулируется будущее ребенка;
- использовать интерактивные игры, которые способствуют снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. Эти игры базируются на принципах партнерства, раскрепощённости и открытости. Дети учатся делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников;
- развивать социально-коммуникативные способности детей, используя совместный общественно-полезный труд;
- проводить этические беседы;
- развивать речь детей посредством чтения художественной литературы;
- организовывать коллективные спортивные и подвижные игры;
- участвовать с детьми в музыкальных развлечениях;
- использовать сказкотерапию, музыкотерапия другие виды арт-терапии для развития социально-коммуникативных навыков детей и улучшение их внутреннего состояния;
- использовать совместные мероприятия с детьми и родителями для гармонизации межличностных взаимоотношений;
- организовывать взаимодействие с социумом.
Второй блок содержит работу с родителями. Данный блок направлен на формирование активной позиции родителей к процессу воспитания детей в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Важным фактором в воспитании и развитии дошкольников, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт. Взаимодействие родителей с детьми необходимо для накопления ими важного опыта познания, совместной продуктивной деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Отсюда одна из главных задач программы «Мы – друзья!»: создать условия для эффективного общения с семьями воспитанников. Необходимо обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми, поддерживающему, развивающему, продуктивному, важно создать полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог-дети-родители».
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. В рамках программы «Мы – друзья!» планируем использовать следующие формы работы с родителями:
- наглядная агитация, информационные листы на стенде «Для вас родители»;
- ситуативные индивидуальные консультации и беседы;
- групповые консультации «Тревожные дети», «Учите детей дружить»;
- памятки;
- «День открытых дверей»;
- родительское собрание по теме: «Дружба крепкая..»,
- конкурсы – выставки совместных работ детей и родителей;
- просмотр видеосъемок и слайд – шоу;
- фотоотчеты на сайте учреждения, инстаграме, на стенде «Информация для родителей»
- организация родителей для участия детей в городских, областных и всероссийских конкурсах
Третий блок – работа с педагогами.
Задача воспитателей заключается в организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, посредством сотрудничество и общения «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Социализация и коммуникативное развитие дошкольников представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции. Прежде всего, этот процесс связан с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели, которые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицирует ее в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. В рамках программы «Мы – друзья!» предусматриваются следующие формы работы педагогического коллектива:
- круглый стол «Тревожные дети».
- Практикумы «Учим детей дружить».
- Педагогические гостиные «Музыка в жизни дошкольника».
- Памятки для воспитателей по социально-коммуникативному развитию детей.
- Продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно — делового, личностно — ориентированного общения на основе общего дела.
- Тренинг «Эмоциональное выгорание – это опасно».
- Мастер – класс «День рождение воспитанника».
Дошкольный возраст - начальный период социализации ребенка, приобщение его к культурным и общечеловеческим ценностям, программа «Мы – друзья!» направлена на развитие личностных и межличностных отношений в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников.
7.Планируемые результаты освоения программы:
- сформирован дружный коллектив детей;
- дошкольник - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность;
- у детей сформированы представления о добре и любви, о хороших и добрых поступках;
- в группах доброжелательное отношения детей друг другу, они владеют первичными навыками сотрудничества в игре и труде;
- выстроены позитивные партнерские отношения между родителями, детьми и воспитателями;
- сложилась высокая удовлетворенность совместной деятельностью воспитанников, родителей и педагогов;
- формируется высоко нравственная личность дошкольника, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
- у детей вырабатывается готовность дошкольников к саморазвитию и совершенствованию;
- в сознании дошкольников происходит соединение разрозненных знаний в единую систему, повышение уровня психологического здоровья дошкольников;
- в результате постепенной и грамотной оптимизации личностного развития, дети проявляют интерес к познанию себя, окружающего мира и активно взаимодействуют с ним;
- дети чувствуют себя комфортно дома и в детском саду;
- совместная работа детского сада с семьей имеет комплексный характер;
- в детском саду активно используются инновационные технологии;
- проходит диссеминация инновационной деятельности педагогами, активное участие во всероссийских и международных конкурсах.
8.Критерии эффективности ожидаемых результатов:
Оценка эффективности реализации программы «Мы друзья!» занимает важное место в системе анализа, позволяет судить не только о результативности программы, но и о качестве достижений. Результаты оценки эффективности ожидаемых результатов включают в себя информацию относительно целесообразности реализации программы на промежуточном этапе и результатов на конечном. Осуществляется в целях обеспечения решения задач при реализации программы «Мы друзья!».
Для учета и проведения оценки эффективности программы применяется итоговый показатель в баллах, максимально – 35 баллов. Каждый параметр можно оценить от 1 (низкий показатель) до 5 баллов (отличный результат). Каждый критерий представляет собой признак, на основании которого формируется оценка эффективности реализации программы «Я родился!».
№ | показатели эффективности и результативности | Критерии оценки эффективности и результативности деятельности (единица измерения – баллы) | Форма отчетности, содержащая информацию о выполнении показателя | Периодичность представления отчетности | |
1. | Выполнение педагогами учебного плана | Полнота, качество, своевременность (1-5 баллов) | Отчет о результатах работы педагогов, информационно-аналитический отчет о реализации заместителя заведующего по ВМР | Один раз в полугодие | |
2. | Положительная динамика личностного развития дошкольников | по сравнению с предыдущими показателями (1-5 баллов) | Отчеты педагогов | Один раз в полугодие | |
3. | Наличие и качество реализации инновационных технологий | по сравнению с предыдущими показателями (1-5 баллов) | Отчеты педагогов | Один раз в полугодие | |
4. | Посещаемость дошкольниками ДОО | по сравнению с предыдущими показателями (1-5 баллов) | Отчеты педагогов, медицинской сестры | Один раз в полугодие | |
5. | Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий | Отсутствие инцидентов (1-5 баллов) | Отчеты о случаях травматизма | Один раз в полугодие | |
6. | Включенность родителей в мероприятия ДОО | Удовлетворенность получателей услуг (1-5 баллов) | Фотоотчеты, отчеты, сценарии | Один раз в полугодие | |
7. | Диссеминация инновационной деятельности педагогами ДОО | Конкурсы, выступления, размещение статей и пр. в интернете (1-5 баллов) | Грамоты, дипломы, другое подтверждение | Один раз в полугодие |
Формы представления результатов программы:
- аналитические отчеты о ходе реализации программы (один раз в полугодие);
- наличие методического пакета программы «Мы друзья!» из опыта педагогов: конспекты, разработки, сценарии, материалы консультаций, семинаров, мастер-класса;
- план работы по привлечению родителей к совместным мероприятиям;
- материалы по самообразованию педагогов, обобщение опыта;
- диссеминация инновационной деятельности педагогами в интернете, на методических объединениях.
9. Список использованной литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2003. - С.54
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 264
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2001. - 362с.
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994. №1. С. 122 - 126.
- Бодалев А. А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопр. психол. 1993. №2. С. 86 - 91.
- Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
- Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. - 150с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - С.87.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2002. - С.734
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 1988;
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 314 с.
- Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. - Иркутск, 1999. - 270 с.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
- Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.
- Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.,1986.
- Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7-14.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
- Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.
- Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
- Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
- Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995. - С.289
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 358 - 369
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С.156.
- Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000. - С.7
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.
- Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001.
- Морено Дж.. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 2005
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997. - С.117
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995.
- Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. - 96с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн. 2: Психология образования.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2000.
- Нравственное воспитание в детском саду // Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М., 1984.
- Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72-78.
- Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. - С.88.
- Психическое развитие дошкольников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1990. - С.44.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов псих. фак. - СПб., 1999
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
- Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - С.450.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2003.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.
- Тестируем детей /сост. Т.Г. Макеева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347, [1] с. – (Психологический практикум)
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287с.
- Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002. - С.11.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. - М., 2001. - 228с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С.19.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
Программа социально-коммуникативного развития для старших дошкольников
Программа социально-коммуникативного развития "Я - твой друг и ты - мой друг" для старших дошкольников...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
Методическая разработка по проектной деятельности социально-коммуникативной направленности для старших дошкольников "Мы помним, мы гордимся!"
Методическая разработка по проектной деятельности социально-коммуникативной направленности для старших дошкольников "Мы помним, мы гордимся!"...