Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников «Мы – друзья»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Полякова Оксана Владимировна

Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений и занимает высшее место в иерархии нравственных отношений. На развитие личности детей большое влияние оказывает группа сверстников, в которой ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Дружеские взаимоотношения дошкольников избирательны, они основанных на представлениях о дружбе, эмоциональной привязанности. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. Именно поэтому считаем актуальным работу по данному направлению и целенаправленно развивать умение дружить.Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников «Мы – друзья» направлена на воспитание умения старших дошкольников налаживать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №60 г. Благовещенска»

Программа социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников

 «Мы – друзья»

г. Благовещенск, 2017

Содержание

№ п/п

наименование

страница

1

Пояснительная записка

3

2

Концептуальные основы программы

5

3

Нормативно-правовое обеспечение

6

4

Цель и задачи программы

7

5

Учебный план программы

8

6

Содержание программы

8

7

Планируемые результаты освоения программы

11

8

Критерии оценки программы

12

9

Используемая литература

14

  1. Пояснительная записка

В рамках постпроектного сопровождения проекта «Комплексный подход к воспитательной и развивающей работе по преодолению трудностей детей социально-коммуникативного характера» мы отработали систему развития социально-коммуникативных способностей старших дошкольников, формирования навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, которая вошла в Программу «Мы – друзья!» основной линией. Программа направлена на морально-этическое воспитание детей: уважение к общественным нравственным ценностям, осознанное усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе и на развитие у дошкольников коммуникативных навыков и умений. Работа по программе предусматривает активное вовлечение родителей в процесс воспитания детей, включает инновационные технологии и направления для активизации совместной работы педагогов и родителей.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу: мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственной и эмоциональной сфер детей. Данная проблема объясняется тем, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры и дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Как следствие, у детей появляются трудности в общении со сверстниками, впоследствии они чувствуют себя уязвлёнными и отвергнутыми, что может привести к эмоциональному неблагополучию, к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или к агрессивности поведения. Дружеские взаимоотношения эмоционально обогащают жизнь детей, раскрашивают яркими красками палитру их общения.

Область «Социально-коммуникативное развитие» в примерной образовательной программе «От рождения до школы» включает задачи формирования дружеских взаимоотношений, они представлены следующим образом:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

  • формировать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Таким образом, дошкольников необходимо учить дружить. Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений и занимает высшее место в иерархии нравственных отношений. На развитие личности детей большое влияние оказывает группа сверстников, в которой ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Дружеские взаимоотношения дошкольников избирательны, они основанных на представлениях о дружбе, эмоциональной привязанности. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. Именно поэтому считаем актуальным работу по данному направлению и целенаправленно развивать умение дружить.

Направления деятельности:

  1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  2. Воспитание моральных и нравственных качеств дошкольников, усвоение ими норм и ценностей, принятых в обществе.
  3. Формирование навыков доброжелательного общения и умения конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в детском саду.

  1. Концептуальная основа программы 

Исследования по проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников осуществляются в рамках социально-нравственного воспитания. Данной проблеме посвящены труды отечественных педагогов: В.Т. Нечаева, В. И. Логинова, С. А. Козлова и др.

Вопросам формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги: Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Т.А.Маркова, В.П.Залогина, И.А.Аржанова, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, А.В.Булатова, Р.И.Жуковская, Р.Пфютце, П.Сабади и др. Согласно мнению ведущих специалистов, в дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся популярными для большинства сверстников, другие - не пользуются авторитетом, либо становятся изгоями. Опыт первых контактов в группе сверстников становится фундаментом дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Конструктивные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом их благоприятной школьной адаптации, успешности в будущем.

Методологические принципы:

-поддержка и сохранение уникальности и самоценности детства;

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия        взрослых и детей;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- уважение личности ребенка;

-социально-коммуникативное развитие с использованием разнообразных видов детской деятельности: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

-создание благоприятных условий для воспитания коммуникативных, доброжелательных детей;

-улучшение социально-психического микроклимата в группе воспитанников;

-учет образовательной программы, реализуемой в детском саду.

Условия эффективной реализации программы:

  • Использовать программу «Мы – друзья!» по воспитанию общительной и коммуникативной личности дошкольника.
  • Обеспечивать целостность учебно-воспитательного процесса согласно программы учреждения.
  • Обязательно сохранять системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе по программе «Мы – друзья!», что повышает уровень нравственного и социального развития детей.
  • Разнообразить формы и методы формирования у воспитанников толерантности, дружелюбия, нравственности.
  • Активно использовать инновационные технологии.
  1. Нормативно-правовое обеспечение программы:
  • Конституция Российской Федерации, 2 декабря 1993 года.
  • «Семейный кодекс Российской Федерации», от 29.12.1995N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
  • Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
  • Закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012 года.  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14.11.2013 года.
  • Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 19.07.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.30.49-13».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

  1. Цель программы: создание оптимальных условий для развития социально-коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Задачи программы:

  • Способствовать созданию в детской группе атмосферы доброжелательности, благоприятного социально-психологического климата
  • Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности воспитанников к своей семье, сообществу детей и взрослых
  • Обеспечить усвоение детьми моральных и нравственных ценностей общества
  • Формировать умение конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • Формировать позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества
  • Пополнять словарный запас детей для обеспечения конструктивного вербального общения дошкольников
  • Развивать коммуникативные навыки старших дошкольников
  • Учить саморегуляции собственных действий, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников
  • Воспитывать эмоционально отзывчивых членов общества, уважительно и доброжелательно относящихся к окружающим

6.Содержание программы:

Программа содержит 3 блока:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с воспитателями.

         Первый блок включает организацию работы с дошкольниками.

           Особое внимание к формированию навыков общения, воспитанию дружелюбия дошкольников обусловлено тем, что данный период является сенситивным для развития социально-коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта. Следует создать необходимые условия для того, чтобы дети могли пройти и пережить важные ступени личностного развития:

  • чтобы поведение дошкольника было корректным, обучать их эмоциональной чуткости при общении с другими людьми, пониманию психологического состояние партнера, адекватному реагированию на возникающие проблемы, демонстрировать важность коммуникативных взаимоотношений в социуме через проигрывание примерных ситуаций;
  • намеренно создавать в детском коллективе проблемные ситуации и учить выражать свое дружелюбие, давать эмоциональную оценку происходящему, проиграть желаемое поведение, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционально-волевого развития дошкольников;
  • организовывать для детей ролевые игры, в которых они проигрывают социальные роли взрослых, взаимоотношения детей и взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, вследствие чего развивается воображение, модулируется будущее ребенка;
  • использовать интерактивные игры, которые способствуют снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. Эти игры базируются на принципах партнерства, раскрепощённости и открытости. Дети учатся делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников;
  • развивать социально-коммуникативные способности детей, используя совместный общественно-полезный труд;
  • проводить этические беседы;
  • развивать речь детей посредством чтения художественной литературы;
  • организовывать коллективные спортивные и подвижные игры;
  • участвовать с детьми в музыкальных развлечениях;
  •  использовать сказкотерапию, музыкотерапия другие виды арт-терапии для развития социально-коммуникативных навыков детей и улучшение их внутреннего состояния;
  • использовать совместные мероприятия с детьми и родителями для гармонизации межличностных взаимоотношений;
  • организовывать взаимодействие с социумом.

 Второй блок содержит работу с родителями. Данный блок направлен на формирование активной позиции родителей к процессу воспитания детей в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Важным фактором в воспитании и развитии дошкольников, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт. Взаимодействие родителей с детьми необходимо для накопления ими важного опыта познания, совместной продуктивной деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Отсюда одна из главных задач программы «Мы – друзья!»: создать условия для эффективного общения с семьями воспитанников. Необходимо обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми, поддерживающему, развивающему, продуктивному, важно создать полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог-дети-родители».

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. В рамках программы «Мы – друзья!» планируем использовать следующие формы работы с родителями:

  • наглядная агитация, информационные листы на стенде «Для вас родители»;
  • ситуативные индивидуальные консультации и беседы;
  • групповые консультации «Тревожные дети», «Учите детей дружить»;
  • памятки;
  • «День открытых дверей»;
  • родительское собрание по теме: «Дружба крепкая..»,
  • конкурсы – выставки совместных работ детей и родителей;
  • просмотр видеосъемок и слайд – шоу;
  • фотоотчеты на сайте учреждения, инстаграме, на стенде «Информация для родителей»
  • организация родителей для участия детей в городских, областных и всероссийских конкурсах

Третий блок – работа с педагогами.

Задача воспитателей заключается в организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, посредством сотрудничество и общения «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  Социализация и коммуникативное развитие дошкольников представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции. Прежде всего, этот процесс связан с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели, которые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицирует ее в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. В рамках программы «Мы – друзья!» предусматриваются следующие формы работы педагогического коллектива:

  • круглый стол «Тревожные дети».
  • Практикумы «Учим детей дружить».
  • Педагогические гостиные «Музыка в жизни дошкольника».
  • Памятки для воспитателей по социально-коммуникативному развитию детей.
  • Продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно — делового, личностно — ориентированного общения на основе общего дела.
  • Тренинг «Эмоциональное выгорание – это опасно».
  • Мастер – класс «День рождение воспитанника».

 Дошкольный возраст - начальный период социализации ребенка, приобщение его к культурным и общечеловеческим ценностям, программа «Мы – друзья!» направлена на развитие личностных и межличностных отношений в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников.

7.Планируемые результаты освоения программы: 

  1. сформирован дружный коллектив детей;
  2. дошкольник - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность;
  3. у детей сформированы представления о добре и любви, о хороших и добрых поступках;
  4. в группах доброжелательное отношения детей друг другу, они владеют первичными навыками сотрудничества в игре и труде;
  5. выстроены позитивные партнерские отношения между родителями, детьми и воспитателями;
  6. сложилась высокая удовлетворенность совместной деятельностью воспитанников, родителей и педагогов;
  7. формируется высоко нравственная личность дошкольника, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  8. у детей вырабатывается готовность дошкольников к саморазвитию и совершенствованию;
  9. в сознании дошкольников происходит соединение разрозненных знаний в единую систему, повышение уровня психологического здоровья дошкольников;
  10. в результате постепенной и грамотной оптимизации личностного развития, дети проявляют интерес к познанию себя, окружающего мира и активно взаимодействуют с ним;
  11. дети чувствуют себя комфортно дома и в детском саду;
  12. совместная работа детского сада с семьей имеет комплексный характер;
  13. в детском саду активно используются инновационные технологии;
  14. проходит диссеминация инновационной деятельности педагогами, активное участие во всероссийских и международных конкурсах.

         8.Критерии эффективности ожидаемых результатов:

Оценка эффективности реализации программы «Мы друзья!» занимает важное место в системе анализа, позволяет судить не только о результативности программы, но и о качестве достижений. Результаты оценки эффективности ожидаемых результатов включают в себя информацию относительно целесообразности реализации программы на промежуточном этапе и результатов на конечном. Осуществляется в целях обеспечения решения задач при реализации программы «Мы друзья!».

Для учета и проведения оценки эффективности программы применяется итоговый показатель в баллах, максимально – 35 баллов. Каждый параметр можно оценить от 1 (низкий показатель) до 5 баллов (отличный результат).  Каждый критерий представляет собой признак, на основании которого формируется оценка эффективности реализации программы «Я родился!».

показатели эффективности и результативности

Критерии оценки эффективности и результативности деятельности

(единица измерения – баллы)

Форма отчетности, содержащая информацию о выполнении показателя

Периодичность представления отчетности

1.

Выполнение педагогами учебного плана  

Полнота, качество, своевременность

(1-5 баллов)

Отчет о результатах работы педагогов, информационно-аналитический отчет о реализации заместителя заведующего по ВМР

Один раз в полугодие

2.

Положительная динамика личностного развития дошкольников

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов

Один раз в полугодие

3.

Наличие и качество реализации инновационных технологий

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов

Один раз в полугодие

4.

Посещаемость дошкольниками ДОО

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов, медицинской сестры

Один раз в полугодие

5.

Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий

Отсутствие инцидентов

(1-5 баллов)

Отчеты о случаях травматизма

Один раз в полугодие

6.

Включенность родителей в мероприятия ДОО

Удовлетворенность получателей услуг

(1-5 баллов)

Фотоотчеты, отчеты, сценарии

Один раз в полугодие

7.

Диссеминация инновационной деятельности педагогами ДОО

Конкурсы, выступления, размещение статей и пр. в интернете

(1-5 баллов)

Грамоты, дипломы, другое подтверждение

Один раз в полугодие

Формы представления результатов программы:

  • аналитические отчеты о ходе реализации программы (один раз в полугодие);  
  • наличие методического пакета программы «Мы друзья!» из опыта педагогов: конспекты, разработки, сценарии, материалы консультаций, семинаров, мастер-класса;
  • план работы по привлечению родителей к совместным мероприятиям;
  • материалы по самообразованию педагогов, обобщение опыта;
  • диссеминация инновационной деятельности педагогами в интернете, на методических объединениях.

9. Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2003. - С.54
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 264
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2001. - 362с.
  5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994. №1. С. 122 - 126.
  6. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопр. психол. 1993. №2. С. 86 - 91.
  7. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
  8. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. - 150с.
  9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - С.87.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  11. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2002. - С.734
  12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.
  13. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 1988;
  14. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 314 с.
  15. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. - Иркутск, 1999. - 270 с.
  16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
  17. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  18. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.
  19. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.,1986.
  20. Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7-14.
  21.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  22. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
  23. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.
  24. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.
  25. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
  26. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  27. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995. - С.289
  29. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 358 - 369
  30. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.
  31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  32. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
  33. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С.156.
  34. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000. - С.7
  35. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.
  36. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.
  37. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001.
  38. Морено Дж.. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 2005
  39. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.
  40.  Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997. - С.117
  41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  42.  Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995.
  43. Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. - 96с.
  44. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн. 2: Психология образования.
  45. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2000.
  46. Нравственное воспитание в детском саду // Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М., 1984.
  47.  Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72-78.
  48.  Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. - С.88.
  49. Психическое развитие дошкольников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1990. - С.44.
  50.  Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.
  51. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов псих. фак. - СПб., 1999
  52. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  53. Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
  54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - С.450.
  55. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
  56. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
  57. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
  58. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2003.
  59.  Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
  60.  Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.
  61. Тестируем детей /сост. Т.Г. Макеева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347, [1] с. – (Психологический практикум)
  62.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287с.
  63.  Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002. - С.11.
  64. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М., 2001. - 228с.
  65. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С.19.
  66. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Программа социально-коммуникативного развития для старших дошкольников

Программа социально-коммуникативного развития "Я - твой друг и ты - мой друг" для старших дошкольников...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

Методическая разработка по проектной деятельности социально-коммуникативной направленности для старших дошкольников "Мы помним, мы гордимся!"

Методическая разработка по проектной деятельности социально-коммуникативной направленности для старших дошкольников "Мы помним, мы гордимся!"...