Словесные игры
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словесные игры для развития словаря
- Игра «Шаги» (4-5 лет)
Цель: расширение словарного запаса и развитие речи в общем.
Ход игры: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Оговаривают тему шагов. Например, «Игрушки». Ребенок может сделать шаг, назвав какую-нибудь игрушку. Дается минута на размышление, подается команда: «Старт!».
Подбор синонимов – антонимов.
- «Что за предмет?»(4-5 лет)
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
- «Угадай игрушку»(5-6 лет)
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
- Игра «Наоборот», «Скажи по-другому» (5-6 лет)
Цель: увеличение лексического запаса.
Пример: большой - огромный (синоним, большой – маленький (антоним).
Многие игры в слова знакомы всем с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игрокам. Игра «Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкон», второй – «ночь», третий «чеснок» и т. д. Эта игра способствует обогащению активного словарного запаса ребенка.
- Игра «Быстрей, еще быстрей!» (6-7 лет)
Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту, или за 5 минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-,ми-,ра-,ро-, и др). Другой вариант игры – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.
Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал (а? Что? Что делает?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель. Пример: Модель: «Какой? Кто? Где? Что делал?». Предложение составленное игрой: «Добрый мальчик в детской саду играл».
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
- «В гостях у звука [Ш]» (4 – 5 лет)
Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.
Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.
Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?).
Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.
Тише, мыши!
Кот на крыше!
***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
И т.д.
- «Гимнастика для язычка» ( 4-5 лет)
Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.
Ход игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т.д.
- «Речецветик» ( 5 - 7 лет)
Цели: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.
Ход игры: три варианта
I Вариант «День рождения»
В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].
II Вариант «В гостях»
В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.
III Вариант «Цепочка слов»
В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.
- “Составь слово по первым звукам” (6 - 7 лет)
Цель: - учить определять пeрвый звук в словах; учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово
Ход игры:
На синих и красных карточках приклеены различные картинки. Слова, которые нaчинаются с гласного звука – на красных квадратиках, слова, которые начинаются с сoгласного звука – на синих квадратиках. Ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов заданное слово.
Например, нужно составить слово рука. Ребёнок подбирает картинку, назвaние которой начинается со звукa [р], например, роза. Какой следующий звук в слове рука? Звук [у], ребёнок подбирает слово с этого звука, например утка, следующий звук в слове рука [к], ребёнок подбирает картинку с изображением предмета, название которого начинается со звука [к], например корова. Какой последний звук в слове рука? Звук [а], ребёнок подбирает, например, картинку с изображением аиста.
Затем все отобранные картинки ребёнок выкладывает в ряд и говорит:
У розы мы взяли первый звук [р], у утки мы взяли первый звук [у], у коровы мы взяли первый звук [к], у аиста мы взяли первый звук [а] и получилось слово рука.
- «Замени первый звук» (6 лет)
Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л’].
Ход игры:
Педагог говорит слова, а дети стараются заменить первый звук этого слова на звук [л’].
Мёд – лёд, рейка – лейка, пень – лень, вес – лес, зев – лев, пекарь – лекарь, репка – лепка, печенье - леченье. И т.д.
Словесные игры по формированию грамматического строя речи
Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
- «Скажи наоборот» (4-5 лет)
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы), стол...(столы), мяч... (мячи), сапог... (сапоги), петух... (петухи), паук...(пауки), пирог... (пироги), дом... (дома), глаз... (глаза), лес... (леса), окно... (окна), ведро... (ведра), корова... (коровы), роза... (розы), пила... (пилы), лимон... (лимоны) И т.д.
- «Чего много?» (5-6 лет)
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол; гриб — много грибов; карандаш — много карандашей; ручка — много ручек; стул — много стульев; дерево — много деревьев; перо — много перьев; колесо — много колес; тетрадь — много тетрадей.
- «Мой—моя—мое—мои» (5-7 лет)
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
- «Посчитай»(6-7 лет)
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
- «Скажи правильно»(6-7 лет)
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
Словесные игры для развития связной речи
- «Найди картинке место» (4-5 лет)
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания.
- «Отгадай-ка» (5-6 лет)
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. План описания предмета Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
- «Чего на свете не бывает» (5-6 лет)
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
- «Лучший друг»(6-7 лет)
Ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Взрослый прросит рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
- «А я бы…» (6-7 лет)
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем в словесные игры
Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-34290-1442582930.jpg)
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1176280-1571233232.jpg)
Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112302-1549298041.jpg)
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....