«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)
методическая разработка (младшая группа) по теме
В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_emocionalno.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»
(младшая, средняя группы)
Задачи воспитания в ходе развития эмпатических способностей:
- познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т.д.;
- учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
- дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- обогатить и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
№ | мероприятие | срок |
Подготовительный этап (сентябрь-декабрь) | ||
1 | Подбор методической литературы | Сентябрь-декабрь |
2 | Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов по данной теме | Сентябрь-декабрь |
3 | Подбор диагностического инструментария для изучения проявления эмпатии у детей младшего дошкольного возраста | Сентябрь-декабрь |
4 | Разработка перспективного планирования по развитию эмпатических способностей детей дошкольного возраста | Сентябрь-декабрь. |
5 | Подбор этюдов на выражение основных эмоций | Сентябрь-декабрь |
6 | Подбор игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей | Сентябрь-декабрь |
7 | Изготовление демонстрационного материала (книжки) для знакомства детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т.д. | Сентябрь-декабрь |
8 | Изготовление «Экрана настроений» | Октябрь |
9 | Проведение цикла консультаций для родителей по данной теме в виде сообщения на родительском собрании и папок-передвижек | Октябрь-декабрь |
Деятельностный этап (январь-март) | ||
1 | Познавательные занятия с детьми | В течение всего проекта |
2 | Чтение стихов, художественной литературы, рассказов | В течение всего проекта |
3 | Художественно-творческая деятельность: рисование «Радость», «Нарисуй эмоцию»; аппликация «Я радуюсь, когда…» | В течение всего проекта |
4 | Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей | В течение всего проекта |
5 | Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного | В течение всего проекта |
6 | Проигрывание психогимнастик, этюдов на выражение основных эмоций | В течение всего проекта |
7 | Разыгрывание сценок из знакомых сказок | В течение всего проекта |
Заключительный этап (апрель-май) | ||
1 | Оформление альбома детских работ «Радость» | Апрель |
2 | Подведение итогов реализации 1 этапа проекта «Формирование положительного микроклимата в группе дошкольников, через развитие эмпатических способностей» | Май |
Подробнее см. перспективное планирование «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»
Критерии отслеживания результативности:
1. сформированность представлений детей о различных эмоциональных состояниях;
2. умение открыто проявлять эмоции и чувства различными способами (словесными, физическими, творческими и т.д.);
3. проявление сочувствия, сопереживания к природе, людям, ко всему окружающему миру
Перспективный план
«Создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»
младшая группа
м-ц | занятие | беседа | проблемная ситуация | чтение художественной литературы | рисование | упражнения, этюды | игры | музыкальное сопровождение | пополнение развивающей среды |
Сентябрь | Знакомство с эмоцией -радость | «Я радуюсь, когда…» | Русская народная сказка «Репка» | «Веселая кукла» | «Новая кукла» | «Хоровод» В.М. Минаева стр.27 Подвижные игры по желанию | П.И.Чайковский «Новая кукла» | Внесение новой куклы | |
Октябрь | Знакомство с эмоцией –печаль, грусть ,горе | Беседа по сказке «Заюшкина избушка» | «Пропала собака». В.А.Минаева,стр.27 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | «Зайчишка загрустил» | «Грустный зайка» | «Угадай эмоцию» (радость, грусть) | П.И.Чайковский «Болезнь куклы» | В книжный уголок – рус.нар. сказку «Заюшкина избушка» |
Ноябрь | Учить распознавать эмоции по пантомиме и интонациям голоса | Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения | Можем ли мы узнать о настроении человека не видя его лицо? | «Радостные краски», «Краски опечалены» | «Изобрази эмоцию радости, печали на лице» | «»Кто позвал? (разные интонации) | Внесение пиктограмм | ||
Декабрь | Учить распознавать настроение по мимике: радость, печаль | «Что такое радость?» | «Пропал голос» | Схематично дорисовать мимику на картинке» | «Ходим кругом» С.И. Семенака стр.35 | «Облака», «Угадай эмоции» В.М. Минаева стр.34 | Оформление экрана настронений | ||
Январь | «День рождения друга» Воспитание доброго отношения детей друг к другу | «Мой лучший друг» | «Что можно подарить другу вдень рождения?» | «Портрет» друга» | «Чтобы ты пожелал товарищу в его день рождения?» | «Подарки друг другу», «Каравай» | Музыкальная игра «Поссорились- помирились» | ||
Февраль | Учимся понимать боль другого человека | Если вы увидели, что кто то обижен, плачет | «Твой товарищ упал и плачет» | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | «Про Таню» (горе, радость) | «Ходим кругом» С. И .Семенака стр.35 | Составление картотеки добрых дел(сл. вариант) | ||
Март | Самый дорогой человек на свете | «Для чего нужна мама?» | «Мама устала». «Что сделать, чтобы мама стала веселой» | .Е. Благинина «Посидим в тишине» | «Моя мама- самая красивая» | «Моя мама…» | «моя родословная». Рассматривание фотографий семей детей | ||
Апрель | Знакомство с новой эмоцией – страх. Учить распознавать ее, изображать. | «Что такое страх?» | «Потерялся ребенок» | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят, «Заюшкина избушка» | «Страшный волк»(цвет). «Волк стал добрым. веселым» (цвет) | «Один дома» | «Гуси-лебеди» » В.М. Минаева стр.29 | В книжный уголок сказки «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» | |
Май | Наши друзья – животные. Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. | Мое любимое животное .Как мы ухаживаем за животными | «Почему грустит котенок?», «Во дворе злая собака» | Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Айболит» | «Кошкин дом встречает гостей» | «Мы сегодня звери. Угадай, кто я?» | «Жук-жучище» С. И .Семенака стр.54 «Коршун и наседка» С. И .Семенака стр.48 | В книжный уголок сказку «В книжный уголок сказки Кошкин дом» |
Используемая методическая литература:
Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003
Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003
«Создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»
средняя группа
м-ц | занятие | беседа | проблемная ситуация | чтение художественной литературы | рисование | упражнения, этюды | игры | пополнение развивающей среды |
Сентябрь | Закрепление пройденных эмоций – радость, печаль | Когда мы радуемся? Когда мы грустим? | Как развеселить сестрицу Аленушку? Снегурочку? | К. Чуковский «Айболит» рус. нар. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» | «»Веселый дождик | «»Солнышко и дождик | «Эмпатии героев С. И .Семенака стр.33» | Внесение в книжный уголок иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Октябрь | Друг в беде не бросит | «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу» С. И .Семенака стр.26» | «Друг потерял любимую игрушку» С. И .Семенака стр.26 | Л. Толстой «Два товарища» С. И .Семенака стр.26 | «»Игрушка для друга | «Помоги другу» С. И .Семенака стр.27 | «Волшебный стул» С. И .Семенака стр.30 | Внесение «волшебного стула» |
Ноябрь | Закрепление эмоции – страх, умения распознавать изображать ее. | Когда нам бывает страшно? | «Потерялся ребенок» | К. Чуковский «Тараканище», С. Михалков «Три поросенка» | Кирпичный домик для поросят, чтобы им не было страшно | «Найди пиктограмму» В. М. Минаева стр.29 | «Гуси-лебеди» В. М. Минаева стр.28 | Внесение в книжный уголок пиктограмм |
Декабрь | Дать понятие о различии между эмоциями и поступками. | Беседа о разнице между тем, что мы переживаем и думаем и нашими поступками. | «У маши родился братик» С. И .Семенака стр.15 | «Подарки друг другу» С. И .Семенака стр.39 | «Лото настроений» «Догонялки» С. И .Семенака стр.15 | Картотека добрых дел | ||
Январь | Познакомить с эмоцией – гнев, злость | Когда мы злимся? | «Замок из песка» С. И .Семенака стр.40 | К.Чуковский «Мойдодыр», «»Три медведя» | «Зеркало» В. М. Минаева стр.28 | «Подбери персонажу соответствующую эмоцию» | ||
Февраль | Учимся понимать переживания родных и близких нам людей | Расскажи о своем брате, сестре, маме, папе | «Мальчик капризничает» С. И .Семенака стр.20 | Л.Н. Толстой «Косточка» | «Это моя семья – знакомьтесь»» | «Мальчик капризничает», «Мама огорчается», «Мама и сын радуются». | «Хорошо - плохо» С. И .Семенака стр.20 | Выставка семейных портретов |
Март | Умение передавать знакомые эмоции при помощи мимики, жестов, интонации голоса | Роль жестов и голоса в проявлении настроения | «Грустный мальчик» С. И .Семенака стр.40 | Изобрази эмоцию радости, печали, страха, злости | «Зеркало», «Угадай эмоцию» | Пиктограммы эмоций | ||
Апрель | Знакомство с эмоцией - удивление | «К нам пришел слон…» | Отрывки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | «Чем меня удивила Весна» | «зеркало», «Найди пиктограмму» | «Фантазия» В. М. Минаева стр.30 | ||
май | Закрепление пройденных эмоций, предлагая их сравнивать (радость-горе, радость – гнев, радость - страх) | Литературные загадки В. М. Минаева стр.31, 35 | «Во дворе» С. И .Семенака стр.40 | «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль» | «Хорошая и плохая погода» | «Хорошая погода», «Плохая погода», «Погода изменилась» В. М. Минаева стр.37 | «Сравни героев сказок», «Скажи наоборот», «Медведи и пчелы» В. М. Минаева стр.33 |
Используемая методическая литература:
Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003
Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.
Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....
Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...
Конспект непосредственно -образовательной деятельности по развитию сенсорных способностей детей в средней группе детского сада.
Конспект напосредственно - образовательной деятельности...
Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...
Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....