«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Каянен Светлана Владимировна

В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_emocionalno.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»

(младшая, средняя группы)

Задачи  воспитания  в ходе развития эмпатических способностей:

  1. познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т.д.;
  2. учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
  3. дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  4. обогатить и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  5. способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
  6. способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

   

мероприятие

срок

Подготовительный этап (сентябрь-декабрь)

1

Подбор методической литературы

Сентябрь-декабрь

2

Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов по данной теме

Сентябрь-декабрь

3

Подбор диагностического инструментария для изучения проявления эмпатии у детей младшего дошкольного возраста

Сентябрь-декабрь

4

Разработка перспективного планирования по развитию эмпатических способностей детей дошкольного возраста

Сентябрь-декабрь.

5

Подбор этюдов на выражение основных эмоций

Сентябрь-декабрь

6

Подбор игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей

Сентябрь-декабрь

7

Изготовление демонстрационного материала (книжки) для знакомства детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т.д.

Сентябрь-декабрь

8

Изготовление «Экрана настроений»

Октябрь

9

Проведение цикла консультаций для родителей по данной теме в виде сообщения на родительском собрании и папок-передвижек

Октябрь-декабрь

Деятельностный этап (январь-март)

1

Познавательные занятия с детьми

В течение всего проекта

2

Чтение стихов, художественной литературы, рассказов

В течение всего проекта

3

Художественно-творческая деятельность: рисование «Радость», «Нарисуй эмоцию»; аппликация «Я радуюсь, когда…»

В течение всего проекта

4

Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей

В течение всего проекта

5

Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного

В течение всего проекта

6

Проигрывание психогимнастик, этюдов на выражение основных эмоций

В течение всего проекта

7

Разыгрывание сценок из знакомых сказок

В течение всего проекта

Заключительный этап (апрель-май)

1

Оформление альбома детских работ «Радость»

Апрель

2

Подведение итогов реализации 1 этапа проекта  «Формирование положительного микроклимата в группе дошкольников, через развитие эмпатических способностей»

Май

Подробнее см. перспективное планирование «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»

Критерии отслеживания результативности:                                                                                                                                                  

1. сформированность представлений детей о различных эмоциональных состояниях;

2. умение открыто проявлять эмоции и чувства различными способами (словесными, физическими, творческими и т.д.);

3. проявление сочувствия, сопереживания к природе, людям, ко всему окружающему миру

Перспективный план

«Создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»

 младшая группа

м-ц

занятие

беседа

проблемная ситуация

чтение художественной литературы

рисование

упражнения, этюды

игры

музыкальное сопровождение

пополнение развивающей среды

Сентябрь

Знакомство с эмоцией -радость

«Я радуюсь, когда…»

Русская народная сказка «Репка»

«Веселая кукла»

«Новая кукла»

«Хоровод» В.М. Минаева стр.27 Подвижные игры по желанию

П.И.Чайковский «Новая кукла»

Внесение новой куклы

Октябрь

Знакомство с эмоцией –печаль, грусть ,горе

Беседа по сказке «Заюшкина   избушка»

«Пропала собака». В.А.Минаева,стр.27

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

«Зайчишка загрустил»

«Грустный зайка»

«Угадай эмоцию»

(радость, грусть)

П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

В книжный уголок – рус.нар. сказку «Заюшкина избушка»

Ноябрь

Учить распознавать эмоции по пантомиме и интонациям голоса

Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения

Можем ли мы узнать о настроении человека не видя его лицо?

«Радостные краски», «Краски опечалены»

«Изобрази эмоцию радости, печали на лице»

«»Кто позвал? (разные интонации)

Внесение пиктограмм

Декабрь

Учить распознавать настроение по мимике: радость, печаль

«Что такое радость?»

«Пропал голос»

Схематично дорисовать мимику на картинке»

«Ходим кругом» С.И. Семенака стр.35

«Облака», «Угадай эмоции» В.М. Минаева стр.34

Оформление экрана настронений

Январь

«День рождения друга» Воспитание доброго отношения детей друг к другу

«Мой лучший друг»

«Что можно подарить другу вдень рождения?»

«Портрет» друга»

«Чтобы ты пожелал товарищу в его день рождения?»

«Подарки друг другу», «Каравай»

Музыкальная игра «Поссорились- помирились»

Февраль

Учимся понимать боль другого человека

Если вы увидели, что кто то обижен, плачет

«Твой товарищ упал и плачет»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

«Про Таню»

(горе, радость)

«Ходим кругом» С. И .Семенака стр.35

Составление картотеки добрых дел(сл. вариант)

Март

Самый дорогой человек на свете

«Для чего нужна мама?»

«Мама устала». «Что сделать, чтобы мама стала веселой»

.Е. Благинина

«Посидим в тишине»

«Моя мама- самая красивая»

«Моя мама…»

«моя родословная». Рассматривание фотографий семей детей

Апрель

Знакомство с новой эмоцией – страх. Учить распознавать ее, изображать.

«Что такое страх?»

«Потерялся ребенок»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят, «Заюшкина избушка»

«Страшный волк»(цвет). «Волк стал добрым. веселым» (цвет)

«Один дома»

«Гуси-лебеди»

 » В.М. Минаева стр.29

В книжный уголок сказки «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»

Май

Наши друзья – животные. Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

Мое любимое животное .Как мы ухаживаем за животными

«Почему грустит котенок?», «Во дворе злая собака»

Отрывок из стихотворения К. Чуковского  «Айболит»

«Кошкин дом встречает гостей»

«Мы сегодня звери. Угадай, кто я?»

«Жук-жучище»

С. И .Семенака стр.54 «Коршун и наседка» С. И .Семенака стр.48

В книжный уголок сказку «В книжный уголок сказки Кошкин дом»

Используемая методическая литература:

Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003

 Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003

Перспективный план

«Создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей»

средняя группа

м-ц

занятие

беседа

проблемная ситуация

чтение художественной литературы

рисование

упражнения, этюды

игры

пополнение развивающей среды

Сентябрь

Закрепление пройденных эмоций – радость, печаль

Когда мы радуемся? Когда мы грустим?

Как развеселить сестрицу Аленушку? Снегурочку?

К. Чуковский «Айболит» рус. нар. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»

«»Веселый дождик

«»Солнышко и дождик

«Эмпатии героев С. И .Семенака стр.33»

Внесение в книжный уголок иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Октябрь

Друг в беде не бросит

«Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу» С. И .Семенака стр.26»

«Друг потерял любимую игрушку» С. И .Семенака стр.26

Л. Толстой «Два товарища» С. И .Семенака стр.26

«»Игрушка для друга

«Помоги другу» С. И .Семенака стр.27

«Волшебный стул» С. И .Семенака стр.30

Внесение «волшебного стула»

Ноябрь

Закрепление эмоции – страх, умения распознавать изображать ее.

Когда нам бывает страшно?

«Потерялся ребенок»

К. Чуковский «Тараканище», С. Михалков «Три поросенка»

Кирпичный домик для поросят, чтобы им не было страшно

«Найди пиктограмму» В. М. Минаева стр.29

«Гуси-лебеди» В. М. Минаева стр.28

Внесение в книжный уголок пиктограмм

Декабрь

Дать понятие о различии между эмоциями и поступками.

Беседа о разнице между тем, что мы переживаем и думаем и нашими поступками.

«У маши родился братик» С. И .Семенака стр.15

«Подарки друг другу» С. И .Семенака стр.39

«Лото настроений» «Догонялки» С. И .Семенака стр.15

Картотека добрых дел

Январь

Познакомить с эмоцией – гнев, злость

Когда мы злимся?

«Замок из песка» С. И .Семенака стр.40

К.Чуковский «Мойдодыр», «»Три медведя»

«Зеркало» В. М. Минаева стр.28

«Подбери персонажу соответствующую эмоцию»

Февраль

Учимся понимать переживания родных и близких нам людей

Расскажи о своем брате, сестре, маме, папе

«Мальчик капризничает» С. И .Семенака стр.20

Л.Н. Толстой «Косточка»

«Это моя семья – знакомьтесь»»

«Мальчик капризничает», «Мама огорчается», «Мама и сын радуются».

«Хорошо - плохо» С. И .Семенака стр.20

Выставка семейных портретов

Март

Умение передавать знакомые эмоции при помощи мимики, жестов, интонации голоса

Роль жестов и голоса в проявлении настроения

«Грустный мальчик» С. И .Семенака стр.40

Изобрази эмоцию радости, печали, страха, злости

«Зеркало», «Угадай эмоцию»

Пиктограммы эмоций

Апрель

Знакомство с эмоцией - удивление

«К нам пришел слон…»

Отрывки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

«Чем меня удивила Весна»

«зеркало», «Найди пиктограмму»

«Фантазия» В. М. Минаева стр.30

май

Закрепление пройденных эмоций, предлагая их сравнивать (радость-горе, радость – гнев, радость - страх)

Литературные загадки В. М. Минаева стр.31, 35

«Во дворе» С. И .Семенака стр.40

«Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль»

«Хорошая и плохая погода»

«Хорошая погода», «Плохая погода», «Погода изменилась» В. М. Минаева стр.37

«Сравни героев сказок», «Скажи наоборот», «Медведи и пчелы» В. М. Минаева стр.33

Используемая методическая литература:

Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003

 Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.

Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

1.   Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2.   Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....