Предлагать ли детям делиться?
статья на тему
Привычный педагогический штамп - детей нужно учить делиться всем и всегда. В этом нет ничего плохого: ребёнок живёт не один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности - отрицания права ребёнка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых "всё своё собственное", а у детей "всё общее"?
Детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания - воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться, что став старше и привыкнув подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии: либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
Как быть?
В раннем возрасте дети не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами - они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3 - 4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: "Я", "моё". В 4 - 5 лет одно из назначений игрушки или предмета - быть средством установления дружеских отношений с другими людьми. В 5 - 6 лет - это ещё и способ обозначить свои личностные особенности, достижения, достоинства.
Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные и традиции группы, с детьми можно договориться.
Как договариваться с детьми?
Например, с ребёнком раннего возраста: "Конечно, это твоя машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Димочка поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть с машинкой Коле". Проблема в том, что у ребёнка нет умения корректно заявить о своём желании. Нужен образец.
С детьми более старшими: "Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать вместе с ней". Каждому ребёнку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе - это и с вами тоже.
В средней и старших группах логика примерно та же: подчеркните, подтвердите право ребёнка на предмет - это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права - это придаст уважение "собственника" к вам и претендента к "собственнику", даст понимание причины сопротивления. "Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая". Не оставляйте детей сразу - побудьте вместе с ними - это даст импульс позитивному содействию сторон.
Длинно? Да. Но короче только путь войны, где пострадавшими будут все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предлагать ли детям делиться? | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Привычный педагогический штамп - детей нужно учить делиться всем и всегда. В этом нет ничего плохого: ребёнок живёт не один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности - отрицания права ребёнка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых "всё своё собственное", а у детей "всё общее"?
Детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания - воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться, что став старше и привыкнув подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии: либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
Как быть?
В раннем возрасте дети не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами - они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3 - 4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: "Я", "моё". В 4 - 5 лет одно из назначений игрушки или предмета - быть средством установления дружеских отношений с другими людьми. В 5 - 6 лет - это ещё и способ обозначить свои личностные особенности, достижения, достоинства.
Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные и традиции группы, с детьми можно договориться.
Как договариваться с детьми?
Например, с ребёнком раннего возраста: "Конечно, это твоя машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Димочка поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть с машинкой Коле". Проблема в том, что у ребёнка нет умения корректно заявить о своём желании. Нужен образец.
С детьми более старшими: "Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать вместе с ней". Каждому ребёнку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе - это и с вами тоже.
В средней и старших группах логика примерно та же: подчеркните, подтвердите право ребёнка на предмет - это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права - это придаст уважение "собственника" к вам и претендента к "собственнику", даст понимание причины сопротивления. "Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая". Не оставляйте детей сразу - побудьте вместе с ними - это даст импульс позитивному содействию сторон.
Длинно? Да. Но короче только путь войны, где пострадавшими будут все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее. план работы в режиме самоизоляции с 25.05.2020г. по 29.05.2020г. Тема «Лето. День защиты детей»
Уважаемые родители!Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее.план работы в режиме самоизоляции с 25.05.2020г. по 29.05.2020...
Рекомендации для педагогов "Предлагать ли детям делиться?"
Рекомендации для педагогов "Предлагать ли детям делиться?"...
предлагать ли детям делится
делиться...
СЦЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОПЯТЬ ДВОЙКА" ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СЦЕНКУ НА ВЫПУСКНОЙ УТРЕННИК В ДЕТСКОМ САДУ, УЧИТСЯ БЫСТРО И ЛЕГКО, А ГЛАВНОЕ НРАВИТСЯ ДЕТЯМ.
Сценка на выпускной «Опять двойка» Звучи песня фильм, фильм, фильм Режиссер – как же снять фильм? Великий фильм ! О чем же он будет? А! Точно! О школе! И называться будет ...
Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей. Дорогие родители, предлагаем вам увлекательную и полезную забаву - тематическое тестирование ваших детей.
Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей.Дорогие родители, предлагаем вам увлекательную и полезную забаву - тематическое тестирование ваших детей....