предлагать ли детям делится
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Нужно ли заставлять ребенка делиться?
«Делиться — значит заботиться. Быть щедрым — значит быть хорошим». Наверняка вы слышали это от своего малыша, возвращающегося из детского сада. Как научить их заботе и доброму общению, но не приучить уважать чужие желания больше своих?
Причины
Каждая мама на собственном опыте знает, что дети имеют склонность к собирательству. Камешки, киндеры, слаймы, конструкторы, куклы, резиночки для волос. Дошкольники всегда очень любопытны и потому исследуют и собирают больше и больше. Так что не стоит удивляться, что чужое притягивает их магнитом.
Но почему мы хотим, чтобы дети делились?
Один из простых вариантов ответа, который не очень-то хочется произносить вслух, — чтобы никто не подумал, что мы плохие мамы, воспитавшие плохого ребенка. Если этот вариант ваш, сразу вспомните, что вы не обязаны оправдывать ничьих ожиданий, равно как и ваш ребенок.
Второй — более глубокий — ответ кроется в наших ценностях.
Мы хотим, чтобы дети были сострадательными, добрыми и задумывались о том, чего могут хотеть или в чем нуждаются другие люди. Мы просим их делиться игрушками и помогать другим в духе доброты и, если хотите, поддержания мира на площадке.
Принуждение убивает ценности
Существует несколько способов научить детей быть щедрыми и мудрыми, притом сказав: «Не хотеть делиться — это твое право».
Например, ваш Саша играет на площадке с машинкой. Рядом появляется второй ребенок, который тенью следует за Сашей и требует, умоляет дать ему игрушку. Как правило, родителей второго мальчика не бывает рядом.
Вы могли бы мягко сказать: «Сашенька, пришло время поделиться машинкой. У тебя была возможность с ней поиграть, но этот маленький мальчик тоже хотел бы покатать ее несколько минут».
Очередность выбирает ребенок, а не взрослый
Итак, на детской площадке продолжается немая сцена «Машинка, Саша и страдания».
Вы могли бы сказать: «Сашенька, я даю тебе еще две минутки поиграть с машинкой, прежде чем попрошу ей поделиться с вот этим печальным мальчиком». Но так вы снова заберете инициативу себе. Вы решаете, что ребенок должен делать со своей игрушкой и со своим миром. Но наша задача как раз в другом — научить распоряжаться своими ценностями и коммуницировать. Так что вместо этого предложите Саше сказать: «Привет! Я дам тебе поиграть, когда сам закончу».
Перед нами очередность, ориентированная на детей, а не на ожидания взрослых. Такое смещение акцентов научит позитивной, доброй и вежливой… напористости. Мы еще скажем спасибо этому умению ребенка вежливо стоять на своем. Скольким из нас трудно сказать «нет» начальству, токсичным отношениям или надоедливым знакомым? А Саша учится делать это прямо сейчас.
В итоге ситуация учит одновременно справедливому отношению и получению удовлетворения от совершения собственного выбора.
Если вы хотите помочь не только Саше, но и второму мальчику, отчаянно желающему скорее начать игру, можно научить его вежливому вопросу: «Можно мне тоже поиграть, когда ты закончишь?»
Делиться — значит заботиться. Но только когда вы готовы и когда это кажется справедливым. Чем раньше наши дети научатся не только щедрости, но и терпению, тем лучше они смогут противостоять будущим неудачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра детей – дело взрослых»
Этот материал разработан совместно со старшим воспитателем Волынец Л.А. Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста. Цель- развитие навыков сотрудничества и руководства...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»...

Предлагать ли детям делиться?
Привычный педагогический штамп - детей нужно учить делиться всем и всегда. В этом нет ничего плохого: ребёнок живёт не один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непре...

стихотворение посвященное выпускникам от воспитателя, подслушанный разговор детей "Дело было вечером, делать было нечего...."
Из послушанного разговора детей:кто кем хочет быть,когда вырастет, мне пришла идея сочинить стихотворение на память для их родителей....
Рекомендации для педагогов "Предлагать ли детям делиться?"
Рекомендации для педагогов "Предлагать ли детям делиться?"...

Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения ...