Кружок "Умелые ручки" 2 группа раннего возраста.
рабочая программа на тему

Умелые ручки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_pavlova.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        В программе кружка «Умелые ручки» использована методика Марии Монтессори — педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.

       Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.

        Основной девиз методики — «Помоги мне это сделать самому».

        В программу кружка «Умелые ручки» вошли разработки занятий с использованием Монтессори-материала. Данная программа позволяет систематизировать учебный материал по развивающему обучению через методику М. Монтессори. Все занятия программы рассчитаны на работу с детьми дошкольного возраста  2 –х. лет.

Цели и задачи программы

Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».

Каждое упражнение имеет две цели — прямую и косвенную.

Первая служит актуальному движению ребенка,

вторая — работе на будущее.

Задачи:

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы. 

4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.

5. Развивать математическое мышление, навыки счета.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий — земли, воздуха, огня — и различных явлений природы. Поощрять умение

удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога;

индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

Основные принципы программы

       Программа кружка «Умелые ручки» с использованием методики М. Монтессори включает следующие принципы:

• единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;

• деятельный подход к реализации содержания программы;

• интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;

• психологическая комфортность — создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника;

• креативный подход — воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.

Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

         На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

        Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

       Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют

практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

        К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

       Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ, Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

       Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического,  психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого), беспомощного существа осознать себя личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания «впитывающий разум» и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого - создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.

Средства реализации программы

I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

1. Зона практической жизни.

2. Математическая зона.

3. Сенсорная зона.

4. Зона развития речи.

II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори, где проводятся занятия:

- по группе не бегаем, а ходим;

•/ не кричим, а говорим;

не мешаем друг другу;

•/ взял материал, поработал, положи его на место;

• начал дело, закончи его. (И т. д.)

III. Показ (презентация) действий с материалом упражнения по развитию родного языка через трехступенчатый устный:

I ступень — устанавливается связь между предметом и его

названием, т. е. педагог,  указывает на предмет и четко произносит его название.

2 ступень — педагог называет предмет, ребенок указывает его и дает педагогу.

3 ступень — педагог указывает на предмет и просит ребенка назвать его.

Таким образом, пассивный словарь становится активным.

IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

V. Свободная самостоятельная деятельность.

Предполагаемый результат

К концу обучения дети могут:

• самостоятельно взаимодействовать с предметами;

• реализовывать свое право на свободный выбор материала;

• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

• получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

• находить свои ошибки и исправлять их;

• сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

• самостоятельно убирать материалы на свое место.

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

15 мин

2 раза

30 мин

16 часов

          (2 занятия в неделю продолжительность 15 мин, всего 64 занятия)

        Занятия начинаются в октябре, т. к. сентябрь отводится на адаптацию ребенка

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Теор.

Практ.

1.

Развитие мускулатуры рук и мелкой моторики

8

0

8

2.

Развитие речи

1 час 15 мин

1 час 15 мин

3.

Логика и счет

2 часа 15 мин

2 часа 15 мин

4.

Понимание окружающего мира

1 час 15 мин

1 час 15 мин

5.

Убери за собой (навыки практической жизни)

3 часа 15 мин

3 часа 15 мин

ИТОГО

16

00

16

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Темы занятий

Цели

Материал

Описание

ОКТЯБРЬ

1

«Собираем ягоды»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка.

1) разложить на полу материал и предложить ребенку собрать все ягоды (грибы, камешки). Показать, как брать: тремя пальцами правой (левой) руки; по одному класть в корзинку;

2) разложить по цветам, по величине в разные корзинки.

2

«Посыпаем

дорожку»

Развитие мелкой

моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

песок (манка,

пшено), дорожка (лоток).

предложить ребенку

посыпать песком (манкой, пшеном) дорожку. Песок надо сыпать тремя пальцами, сложив их щепоткой.

3

«Разложим по порядку»

Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов

бусинки двух цветов, мисочка и два блюдца.

1) все бусинки лежат в мисочке. Разложить красные бусинки в одно блюдце, зеленые — в другое. Перекладывать бусинки надо по одной;

2) переложить бусинки пинцетом, взять более мелкие бусинки, показать, как правильно держать пинцет, чтобы бусинки не падали.

4

«Выловим из воды»

Закрепление навыков практической жизни (убери за собой)

тазик с водой, мелкие предметы, которые могут

плавать, ситечко с ручкой, тарелка, поднос.

с помощью ситечка выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито ребенок держит в правой руке (работа с леворукими и индивидуальная).

5

«Открой — закрой»

Развитие мелкой моторики. Развитие мускулатуры рук, закрепление навыков практической жизни

набор баночек с крышками.

предложить открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки прокручиваются, проследить, чтобы ребенок крутил крышку, а  не банку.

6

«Что это? Кто это?»

Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям

красная, желтая, зеленая коробочки. В красной — фигурки животных. В зеленой — искусственные растения. В желтой — предметы, которые относятся к жизни человека. Можно использовать картинки.

1) ребенок приносит коробочку на стол, вынимает из нее фигурки по одной, ставит в ряд. Воспитатель просит его назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные — воспитатель подсказывает;

2) воспитатель ставит

перед ребенком два известных предмета и один неизвестный. Ребенок называет их или показывает;

3) все предметы из трех коробок вынимаются и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет по одному предмету, называет их и раскладывает по коробкам.

7

«Винтик, еще винтик»

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму

две коробки с разными крупными винтами

1) ребенок берет из одной коробки винт, подбирает к нему мерную гайку из другой коробки и навинчивает ее на винт;

2) взять более мелкие гайки и винты.

8

«Собери матрешку»

Формирование понятий «большой —маленький»

комплект матрешек — 10 шт.

1) воспитатель показывает и называет: «Это — большая матрешка, это — маленькая». Ребенок исследует обе матрешки;

2) воспитатель просит: «Дай мне большую, дай мне, пожалуйста, маленькую». Ребенок учится правильно определять величину;

3) все матрешки перемешаны, нужно построить их правильно. Далее можно экспериментировать с вариантами построения рядов

9

«Найди такую же»

Развитие тактильных ощущений

парные дощечки 5—6 видов (гладкий — шершавый, бархатный — колючий и др.).

1) предложить пальчиком провести по дощечке, определить: это какая? (Гладкая, шершавая.);

2) дать возможность ребенку

самостоятельно определить парные дощечки;

3) с закрытыми глазами определить и разложить дощечки попарно.

10

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря

мешочек, в котором лежат маленькие предметы

(камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка,

шприц, бумажная салфетка, бутылочка и др.).

1) педагог засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку, повторяет упражнение;

2) два мешочка, в которых лежат одинаковые предметы. Педагог также нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку. Затем просит ребенка достать такой же предмет из своего мешочка.

НОЯБРЬ

11

«Кто где живет?»

Знакомство с жилищем различных животных, птиц, людей

три ярко раскрашенные картины-вкладыши (например, «Двор», «Лес», «Саванна»),

вкладыши выкладываются на стол в беспорядке.

1)ребенок берет по одному вкладышу и ищет нужную выемку по форме, цвету и размерам;

2) ведущий раздает по одному вкладышу. Отвечая на вопросы ведущего, дети по очереди выкладывают вкладыш.

12

«Русский мишка» (шнуровка)

Умение собирать одежду, шнуровать и завязывать бантики

Пособие в форме мишки с 2-3 дырочками

Предложить ребенку выполнить стежки прямо и крест-накрест

13

«Собери человека»

Знакомство с частями тела человека

фигурки мальчика и девочки, состоящие из отдельных частей (голова, туловище, руки, ноги), выполнены из ДВП.

 

собрать фигурку человека из отдельных частей. (собрать фигуру человека в определенном движении (бег). Предложить задание: «Найди такую же

часть тела, назови ее».

14

«Пальчики»

Вкладывание пальчиков и ладошек в соответствующем порядке

Пальчиковые упражнения

15

«Розовая башня»

Формирование понятий «большой — маленький»

розовая башня из 10 кубов разных размеров (от

I до 10 см).

начиная с большого куба, построить башню.

Нанизать самый большой куб и самый маленький, сравнить их, называя: «Это — большой, это — маленький». Далее детям предлагается самостоятельно упорядочить кубы от большого к маленькому и наоборот.

16

«Перелей в кувшин»

Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыков практической жизни

поднос, кувшин, 3—4 стакана, губка.

переливание воды из сосуда в сосуд. Переливание из кувшина в бутылку через воронку.

17

«Чем пахнет?»

Развитие чувства обоняния

по шесть коробочек в двух ящиках с остро пахнущими веществами (кофе, чеснок, апельсин, духи, лекарства — валерьянка).

 

Педагог дает свою коробочку, ребенок нюхает ее. Ему предлагается в ящике найти такую же. Другому

ребенку предлагается проверить, правильно ли нашел товарищ.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны пары всем коробочкам. Можно проделать это упражнение с закрытыми глазами, так как возможность восприятия при этом других органов чувств усиливается.

18

«Шумовые баночки»

Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий

двенадцать парных банок (коробочек) с одинаковым шумом: шесть — с красной крышкой, шесть — с голубой; колокольчик, погремушка,

свисток.

Перед педагогом три вида звуковых предметов, знакомых детям ранее по внешнему виду и по звучанию.

Педагог предлагает закрыть глаза и

послушать, какой из предметов звучит. Дети угадывают. (Это колокольчик, это свисток, это погремушка.) Педагог берет баночку, трясет ее и внимательно прислушивается к шуму, затем предлагает послушать и узнать, у кого из детей такая же баночка. Через поочередное сотрясение сравнивают их между собой. Повторяют до тех

пор, пока не будет найдена баночка с таким же шумом. Поставить пару выбранных таким образом баночек на середину стола. Продолжать, пока всем баночкам не найдется пара.

ДЕКАБРЬ

19

«Была лужа — и нет ее»

Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой)

губка, две мисочки.

показать, как из одной мисочки можно губкой перенести воду в другую. Предложить ребенку выполнить это самостоятельно.

20

«Пересыпаем ложкой»

Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни

две чашки (одна с крупой, другая пустая), ложка, поднос.

вначале, двигая рукой ребенка, показать, как набрать неполную ложку крупы, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к пустой чашке и опрокинуть над ней. Затем ребенок выполняет работу самостоятельно.

21

«Волшебное сито»

Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом)

мисочка с перемешанными вместе манной и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под

перловку, поднос, совочек.

сито ставим на пустую мисочку, совочком насыпаем перемешанную крупу, осторожно потряхивая,

просеиваем, отделяя перловку от манки.

22

«Готовим лекарство»

Формирование понятий «сладкий — кислый — горький». Развитие вкусовых ощущений

кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители).

предложить ребенку налить небольшое количество воды в стакан, на кончик ложки взять вещество и положить в стакан с водой, тщательно размешать; следить, чтобы ребенок правильно держал ложку.

23

«Лепим колобки»

Развитие мелкой моторики, фантазии

пластилин, глина или соленое тесто, дощечки.

показ приемов лепки: круговые движения, прямые, ладошки прямые

24

«Собери все бусинки»

Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимания. Закрепление знания цветов

бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить  

Бусины предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы

25

«Взбиваем крем»

Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки

глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло.

показать, как правильно держать венчик, налить йоды в пиалу, капнуть в нее несколько капель шампуня, движения совершать по часовой стрелке. Обратить внимание ребенка на образование пены.

26

«Солнышко, свети»

Развитие трех основных пальцев

(большого, указательного и среднего)

корзинка с разноцветными

прищепками, шнурок.

1) предложить вынимать прищепки

одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки;

2) на туго натянутый шнурок прицеплять по одной прищепке.

ЯНВАРЬ

27

«Знакомство с цветом»

Визуальное знакомство с основными цветами

несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), краска

перед проведением такого упражнения вместе с малышом можно отметить, что водичка прозрачная, бесцветная, видно, что просвечивает через дно стаканчика. На кончике кисточки берем немного краски и добавляем в стаканчик с водой. Наблюдаем за красивыми разводами (’цветочками’), которые появляются на воде, отмечаем, как изменился цвет водички, обязательно называем его или придумываем название самостоятельно («розовая» водичка - немного добавили красной краски или ’как молочный коктейль с клубникой’ может сказать малыш). Можно в стаканчик с водой добавить еще краски, обратить внимание на то, как изменился цвет.

28

«Разбери зернышки» (2 вида)

Развитие тактильных ощущений и чувства объема

большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох).

 

все зернышки лежат в одном большом отделении. Педагог предлагает ребенку ощупать и рассортировать зернышки по отделениям.

29

«Доска для ощупывания»

Развитие мелкой моторики

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см,

оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги).

Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет

пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

30

«Семья»

Классификация домашних животных, выделение одной группы

карточки — 9 семей домашних животных,4 семей диких животных.

1) взять 3 карточки с изображением животных одной семьи и познакомить с ними ребенка: «Это корова, это бык, это теленок»;

2) длительное обыгрывание с рассказыванием истории, частым повторением названий членов семьи;

3) указывая поочередно на каждую из трех карточек, спросить: «Кто это?»

31

«Коричневая лестница»

Формирование понятий «толстый — тонкий»

10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны — квадраты от 1 до 10 см.

 

призмы лежат в беспорядке. Педагог берет самую толстую и самую тонкую, сравнивает, называет. Затем, начиная с самой толстой, прикладывает друг к другу одна за другой, соблюдая заданную закономерность построения ряда. Возникает ступенчатая структура — лестница.

32

«Красные штанги»

Формирование понятий «длинный — короткий»

10 красных деревянных штанг: самая короткая — 10 см, самая длинная — 1м.

штанги лежат на ковре в беспорядке. Педагог сравнивает самую длинную и самую короткую, называя их. Начиная с самой длинной, кладет у верхнего

края ковра, затем берет более короткую и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанги лежали

на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, педагог проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы.

ФЕВРАЛЬ

33

«Собираем грибы»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка.

1) разложить на полу материал и предложить ребенку собрать все ягоды (грибы, камешки). Показать, как брать: тремя пальцами правой (левой) руки; по одному класть в корзинку;

2) разложить по цветам, по величине в разные корзинки.

34

«Разложим по порядку»

Развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов

бусинки двух цветов, мисочка и два блюдца.

1) все бусинки лежат в мисочке. Разложить красные бусинки в одно блюдце, зеленые — в другое. Перекладывать бусинки надо по одной;

2) переложить бусинки пинцетом, взять более мелкие бусинки, показать, как правильно держать пинцет, чтобы бусинки не падали.

35

«Соберем все камешки»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка.

1) разложить на полу материал и предложить ребенку собрать все ягоды (грибы, камешки). Показать, как брать: тремя пальцами правой (левой) руки; по одному класть в корзинку;

2) разложить по

цветам, по величине в разные корзинки.

36

«Волшебное сито»

Развитие координации движений,

аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом)

мисочка с перемешанными вместе манной и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под перловку, поднос, совочек.

сито ставим на пустую мисочку, совочком насыпаем перемешанную крупу, осторожно потряхивая, просеиваем, отделяя перловку от манки.

37

«Взбиваем крем»

Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки

глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло.

показать, как правильно держать венчик, налить йоды в пиалу, капнуть в нее несколько капель шампуня, движения совершать по часовой стрелке. Обратить внимание ребенка на образование пены.

38

«Смети, но не просыпь»

Закрепление навыков практической жизни (убери за собой)

зерна, семена, обрывки бумаги, совок

этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

39

«Пересыпаем ложкой»

Развитие координации движений, аккуратности. Подготовка к практической жизни

две чашки (одна с крупой, другая пустая), ложка, поднос.

вначале, двигая рукой ребенка, показать, как набрать неполную ложку крупы, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к пустой чашке и опрокинуть над ней. Затем ребенок выполняет работу самостоятельно.

40

«Что это? Кто

это?»

Расширение

словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям

красная, желтая,

зеленая коробочки. В красной — фигурки животных. В зеленой — искусственные растения. В желтой — предметы, которые относятся к жизни человека. Можно использовать картинки.

1) ребенок приносит

коробочку на стол,

вынимает из нее фигурки по одной, ставит в ряд. Воспитатель просит его назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные — воспитатель подсказывает;

2) воспитатель ставит перед ребенком два известных предмета и один неизвестный. Ребенок называет их или показывает;

3) все предметы из трех коробок вынимаются и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет по одному предмету, называет их и раскладывает по коробкам.

МАРТ

41

«Семья»

Классификация домашних животных с выделением одной группы

карточки — 9 семей домашних животных,4 семей диких животных.

1) взять 3 карточки с изображением животных одной семьи и познакомить с ними ребенка: «Это корова, это бык, это теленок»;

2) длительное обыгрывание с рассказыванием истории, частым повторением названий членов семьи;

3) указывая поочередно на каждую из трех карточек, спросить: «Кто это?»

42

«Солнышко, свети»

Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

корзинка с разноцветными прищепками, шнурок.

1) предложить вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки;

2) на туго натянутый шнурок прицеплять

по одной прищепке.

43

«Штриховка»

Тренировка руки при обводке плоских

фигур, штриховка с соблюдением границы

десять рамок с вкладышами различной геометрической формы, цветные карандаши, листы бумаги

. обвести рамку, убрать, вкладыш совместить с

нарисованной фигурой, обвести еще раз. Появившуюся фигуру заштриховать сначала широкими линиями, затем более узкими.

44

«Веселый алфавит»

Развитие интереса к освоению названий букв. Развитие речи

деревянный поднос для раскладывания букв,

11 ярко раскрашенные буквы.

разложить буквы в алфавитном порядке. Предложить ребенку найти букву, с которой начинается его имя. Составить слова, в которых буквы

не повторяются. Определить букву на ощупь, назвать ее. Обвести  букву, скопировать рисунок, назвать букву.

45

«Упражнения с матрешкой»

Формирование понятий «большой — маленький», упорядочение предметов по величине

комплект матрешек — 10 шт.

1) воспитатель показывает и называет: «Это — большая матрешка, это — маленькая». Ребенок исследует обе матрешки;

2) воспитатель просит: «Дай мне большую, дай мне, пожалуйста, маленькую». Ребенок учится правильно определять величину;

3) все матрешки перемешаны, нужно построить их правильно. Далее можно экспериментировать с вариантами построения рядов

46

«Доска для ощупывания»

Развитие мелкой моторики, подготовка к письму

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов

фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги).

Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их

количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

47

«Лоскутки тканей»

Развитие тактильных ощущений. Знакомство с понятиями «гладкий — шершавый» и со сравнительной степенью прилагательных.

Расширение словарного запаса

пары прямоугольных лоскутов ткани произ-

мольного, но одинакового размера, отличающиеся по фактуре

и толщине.

 

все лоскутки лежат на столе в одной стопке.

Предложить взять один лоскуток и ощупать его то одной, то

другой рукой: «Найди такой же».

Примечание. Начинаем работу с трех резко отлича-

ющихся по фактуре тканей (бархат, шелк, мех), а затем

увеличиваем количество пар. Позже ребенок работает с по-

вязкой на глазах.

48

«Разбери зернышки»

(3 вида)

Развитие тактильных ощущений и чувства объема

большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох).

 

все зернышки лежат в одном большом отделении. Педагог предлагает ребенку ощупать и рассортировать зернышки по отделениям.

49

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словарного запаса

мешочек, в котором лежат маленькие предметы

(камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка,

шприц, бумажная салфетка, бутылочка и др.).

1) педагог засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку, повторяет упражнение;

2) два мешочка, в которых лежат одинаковые предметы. Педагог также нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку. Затем просит ребенка достать такой же

предмет из своего мешочка.

АПРЕЛЬ

50

«Шумовые баночки»

Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий

двенадцать парных банок (коробочек) с одинаковым шумом: шесть — с красной крышкой, шесть — с голубой; колокольчик, погремушка, свисток.

Перед педагогом три вида звуковых предметов, знакомых детям ранее по внешнему виду и по звучанию.

Педагог предлагает закрыть глаза и послушать, какой из предметов звучит. Дети угадывают. (Это колокольчик, это свисток, это погремушка.) Педагог берет баночку, трясет ее и внимательно прислушивается к шуму, затем предлагает послушать и узнать, у кого из детей такая же баночка. Через поочередное сотрясение сравнивают их между собой. Повторяют до тех

пор, пока не будет найдена баночка с таким же шумом. Поставить пару выбранных таким образом баночек на середину стола. Продолжать, пока всем баночкам не найдется пара.

51

«Приготовим лекарство»

Формирование понятий «сладкий — кислый — горький». Развитие вкусовых ощущений

кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители).

предложить ребенку налить небольшое количество воды в стакан, на кончик ложки взять вещество и положить в стакан с водой, тщательно размешать; следить, чтобы ребенок правильно держал ложку.

52

«Чем пахнет?»

Развитие чувства обоняния

по шесть коробочек в двух ящиках с остро пахнущими

веществами (кофе, чеснок, апельсин, духи, лекарства — валерьянка).

 

Педагог дает свою коробочку, ребенок нюхает ее. Ему

предлагается в ящике найти такую же. Другому

ребенку предлагается проверить, правильно ли нашел товарищ.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны пары всем коробочкам. Можно проделать это упражнение с закрытыми глазами, так как возможность восприятия при этом других органов чувств усиливается.

53

«Рамки и вкладыши»

Тренировка руки при обводке плоских

фигур, штриховка с соблюдением границы

набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною полтора-два миллиметра. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета

Найди вкладыши к рамкам и вставь их

54

«Назови предмет»

Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям

Карточки с нарисованными предметами

Педагог показывает карточку и просит ребенка назвать предмет

56

«Кубики Никитина»

Умение логически составить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или

узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие

набор кубиков Никитина

в наборе есть правила и варианты игры

57

«Рамки с застежками»

Развитие умения застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, пряжки,

завязывать и

развязывать бантики. Развитие мелкой моторики, координации движений

двенадцать рамок с различными застежками

(пуговицы, кнопки, крючки и др.).

предложить расстегнуть и застегнуть застежки

на рамках.

58

«Яблонька, елочка»

Умение находить место для каждого

вкладыша

Вкладыши в форме дерева

Предложить ребенку подобрать подходящий вкладыш

59

«Пальчики»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые упражнения

МАЙ

60

« Автоконструктор»

Развитие логического и конструктивного мышления

Детали для сбора машин

Предложить собрать машину из деталий

61

«Упражнения с водой»

Знакомство с различными объемами сосудов. Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания

поднос, кувшин, 3—4 стакана, губка.

переливание воды из сосуда в сосуд. Переливание из кувшина в бутылку через воронку.

62

«Розовая башня»

Формирование понятий «большой —

маленький»

розовая башня из 10 кубов разных размеров (от

I до 10 см).

начиная с большого куба, построить башню.

Нанизать самый большой куб и самый маленький, сравнить их, называя: «Это — большой, это — маленький». Далее детям предлагается самостоятельно упорядочить кубы от большого к маленькому и наоборот.

63

«Коричневая лестница»

Формирование понятий «толстый — тонкий»

10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны — квадраты от 1 до 10 см.

 

призмы лежат в беспорядке. Педагог берет самую толстую и самую тонкую, сравнивает, называет. Затем, начиная с самой толстой, прикладывает друг к другу одна за другой, соблюдая заданную закономерность построения ряда. Возникает ступенчатая структура — лестница.

64

«Сказочный круг»

Развитие логического мышления, связной

речи. Развитие цветового восприятия, памяти

дидактическая игра из 12 пазлов

представляет

собой круг.

 

составлять сказку последовательно;

определять

недостающий элемент сюжета.

Литература

1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М.: ИД «Карапуз», 2002 г.

2. Бауэр Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. — М., 2002.

3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хилтунен. — М.: «Мастер», 1992.

4. Сорокова М. Г. Монтессори-педагогика. Вопросы теории и методики. — СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.

5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в детском саду». 2000, №5; 2000, №6.

6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // «Дошкольное воспитание», 2000, №11.

7. Побережникова А. Космическое воспитание // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

8. Любина Г. О формах и организациях работы по развития речи // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

9. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

10. Любина Г. Монтессори-педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.

11. Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.

Для родителей

  1. Тесты для детей 2-3 лет. Развитие сенсорики
  2. Тимошенко Е.И."Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей".  
  3. Хилтунен Е.А."Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей".  
  4. Элизабет Хейнсток "Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.   Тема:  «Ра...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...