Дошкольная педагогика презентация
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnaya_pedagogiga.pptx | 347.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Функции педагогической науки. Прежде всего, это: 1.Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: -описательном , объяснительном; -диагностическом ; -прогностическом . 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях : -проективном ; -преобразовательном ; -рефлексивном .
Задачи педагогики : 1.Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. 2.Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. 3.Прогнозирование образования - педагогическая футурология. 4.Внедрение результатов исследования в практику. Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: 1.Вопрос о целеполагании . Зачем, для чего учить, воспитывать? 2.Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3.Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей . Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка. Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.
Современная педагогическая система наук о воспитании: 1.Фундамент - философия и история образования. 2.Общая педагогика: -теоретические основы; -дидактика ; -теория воспитания; -школоведение ;
3.Возрастная педагогика: -дошкольная ; -школьная ; -профессионально-техническая ; -педагогика высшей школы; 4.Социальная педагогика: -семейная педагогика; -перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая); -музейная педагогика; -театральная педагогика и т.д.
5.Специальная педагогика: -сурдопедагогика ; -тифлопедагогика ; -олигофренопедагогика . 6.Методика преподавания предмета. 7.Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация). 8.Военная педагогика. 9.Педагогика третьего возраста.
Педагогические принципы и правила. Педагогика стремится открыть объективные законы, которые дают понимание общей картины развития дидактических и воспитательных процессов. Однако эти законы не содержат конкретных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки правил и принципов. В результате этого практические указания закрепляются в педагогических принципах и правилах.
Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов . Педагогический принцип , по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности.
Педагогическое правило – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения . По В.И. Андрееву , правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач.
Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии . Субъектность человека проявляется в его витальности , деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существ.
Модель развития ребенка как субъекта поведения осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие: — в раннем возрасте — восприятие; — в дошкольном возрасте — память; — к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление.
Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения; 2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности; 3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности; 3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий; 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности; 6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Термин «педагогика» имеет несколько значений. Буквально от греч. paidagogike — детоводство , детовождение . Во-первых , им обозначают педагогическую науку. Во-вторых , существует мнение о том, что педагогика — это искусство. В этом случае она приравнивается к практической педагогической деятельности, которая носит творческий, индивидуальный характер.
В-третьих , педагогику часто рассматривают как систему деятельности педагога, которая проектируется в учебных материалах, пособиях. В-четвертых , словом «педагогика» обозначают собственно подход к обучению или воспитанию (педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика). В-пятых , педагогика рассматривается как учебная дисциплина, исследующая теоретический и практический аспекты воспитания и обучения человека. Понятие о педагогической науке имеет множество толкований. Остановимся на одном из них.
Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в специально организованных педагогических условиях. Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста
Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых научных знаний о закономерностях, структуре, механизмах организации образовательного процесса.
Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской цели. Методы теоретического анализа — метод сравнительно-исторического анализа, метод моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа и др. Методы сбора исследовательской информации — педагогическое наблюдение, методы педагогического опроса: беседа и анкетирование, метод анализа продуктов детской деятельности.
Методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных. Если методы теоретического анализа сходны при использовании в различных гуманитарных науках, то методы получения исследовательской информации в дошкольной педагогике имеют свое своеобразие.
Детство — это своя культура, свои отношения, свое мировосприятие. Оценивать их с наших, «взрослых», позиций проблематично, и это делает необходимым обязательное владение инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение фактов определяют постановку «диагноза», который может предопределить всю будущую жизнь ребенка
Дошкольный возраст — это этап, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребенка часто не успевает за его изменениями. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования — вот задачи педагогической диагностики.
Система дошкольного образования: — представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи; — решает задачи охраны и укрепления здоровья детей; — реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);
— предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; — создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ; — взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; — встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность); — развивается в условиях социального партнерства; — учитывает региональные особенности развития образования.
Принципы организации педагогического процесса Принцип гуманистической направленности педагогического процесса . - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности . Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса.
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией . Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей.
Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Сама природа педагогического процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики.
ДОшкольно Образование в Канаде...
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
Презентация "Гендерный подход в дошкольной педагогике"
Презентация предназначена для работы психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации по вопросу гендерного воспитания дошкольников....
Презентация "История отечественной дошкольной педагогики до 20 века"
Презентация использовалась на семинаре "Профстандарт - инструментарий для реализации ФГОС ДО"...
Презентация "Дошкольная педагогика"
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изу...
Презентация: "Аделаида Симонович и ее вклад в дошкольную педагогику"
Перейти по ссылке и смотреть презентацию...
Презентация: Опыт работы по теме «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»
Инновационный подход в современной дошкольной педагогике с использованием практики дизайн- мышления или study skills. Дизайн - мышление — это практика полезных действий, способ креативного...