Презентация "История отечественной дошкольной педагогики до 20 века"
консультация
Презентация использовалась на семинаре "Профстандарт - инструментарий для реализации ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennaya_pedagogika_do_20_v.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До 17 века народная педагогика Наставником детей, «учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», был язык народа. К.Д.Ушинский сказки, пословицы, потешки , колыбельные народные игры, народные песни, самодельные игрушки Воспитание страха божия Покорность родителям Участие в труде
17 век СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629 – 1680) литератор Первым выделяет из общих педагогических взглядов воспитание и обучение малолетних детей до семи лет. Наставление родителям по раннему воспитанию: обучать родному языку; показывать пример своим поведением; Не оставлять детей праздными.
18 век Реформы Петра I Развитие просвещения - образование детей дворянства с раннего возраста: обучение правилам приличия обучение иностранным языкам Открытие Петром I государственных школ (математических, навигацких , артиллерийских…) Подражание чужеземному, презрение к своему отечественному, народному - Предпочтение государственным школам обучения в семье нанятыми иностранцами (гувернерами…).
18 век Антиох Дмитриевич Кантемир просветитель и литератор Главная роль в первоначальном воспитании должна принадлежать родителям, а не наемным невежественным иностранцам. Прежде всего – «воспитание сердца» , нравственное воспитание. И развитие разума – изучение наук и искусств. Применяй похвалу, ласку, игры. «Пример наставления всякого сильнее».
18 век Реформы Петра I 1706 год – открыт первый «домик для подкидышей» (« зазорно-рожденных детей») новгородским епископом Иовом. (Первые ростки того, что сейчас мы называем общественным воспитанием). Указ Петра I : Открывать « шпитали » – госпитали для подкидышей; Набирать «искусных жен» для их кормления и воспитания; С 5 лет обучать грамоте, с 7 лет отдавать в школы, потом в обучение ремеслам.
18 век Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) просветитель 15 лет находился за границей, изучил работу зарубежных воспитательных домов. По поручению Екатерины II составил проект реформы образования «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», а также генеральный план воспитательного дома в России. Создал теорию первоначального воспитания малолетних детей – прогрессивную для своего времени - тщательный отбор воспитателей – должны окружить детей любовью и лаской. - в воспитании детей до 7ми лет на первом плане – физическое воспитание: «В прыгании и увеселении должно проходить детским летам». - с 5ти лет – обучение легким работам: маленьких детей . «Обучать всему играючи и без принуждения» на родном языке. «Никогда и ни за что не бить детей». На практике теория Бецкого была забыта. Воспитательные дома называли «фабриками ангелов» из-за высокой смертности (более 90% детей).
18 век Николай Иванович Новиков ( 1744 – 1818) просветитель 1783 г. – трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» – признан одним из классических трудов и по дошкольной педагогике: - Воспитание детей надо начинать с самого раннего возраста; - Родители ответственны за воспитание своих детей; - Игры и движения на свежем воздухе: с 5ти лет игра с мячом и борьба; Танцы с музыкой; - Упражнение силы разума: « Не погашайте любопытство детей – отвечайте на их вопросы»; - « Научайте их чувствовать справедливо, старайтесь воспитывать в них искреннюю любовь ко всем человекам». Первым в русской литературе показал безысходную бедность крепостных и безнадзорность их детей, оставляемых родителями во время работы на помещика без всякого ухода.
18 век Александр Николаевич Радищев ( 1749 – 1802) просветитель Выдвинул идеал воспитания – «истинный сын отечества». Нравственное воспитание связывал с умственным. Ему обязана своим развитием русская психологическая наука: он первым в России попытался описать процесс развития психики ребенка. Доказал, что психика развивается вместе с развитием мозга: «С того времени как младенец научается говорить, развержение его умственных сил становится все приметнее».
19 век. Во второй четверти 19 века значительное развитие русской педагогики, особенно в разработке теории первоначального воспитания и обучения детей. Управление воспитательными домами в 1797 г. передано ведомству императрицы Марии Федоровны: результаты воспитания оказались в почти сплошном вымирании призревавшихся детей (до 60% в воспитательном доме СПб, в провинции – выше 90 %). Патронирование (передача в семьи) также не дало результатов: «Все еще в великом числе умирают дети; при осмотре оказывается, вто весьма дурно, даже в нищете содержат их, обращая исключительно все даваемые им деньги и вещи в собственную токмо свою и семей своих, а не воспитанников пользу». Первая половина - Рост национального самосознания русского общества после победы в Отечественной войне 1812 года. - Усиление движения по борьбе с крепостничеством. - Жестокое подавление восстания декабристов в 1825 году. - Годы реакции.
19 век Егор Осипович Гугель ( 1804 - 1842) педагог
Егор Осипович Гугель Е.О.Гугель , по признанию К.Д.Ушинского , «был едва ли не самый замечательный из русских педагогов». Открыл при Гатчинском воспитательном доме в 1832 г. первую в России школу для малолетних детей от 4х до 6ти лет. Здесь же располагался и первый класс обычной школы с 6 до 8 лет. Один из первых начал разработку русской дошкольной дидактики: как обучать и воспитывать маленьких детей, как обеспечить преемственность с обычной школой. Дети, находившиеся на патронировании у горожан Гатчины, были в школе с раннего утра до вечера. Им давали пищу и верхнюю одежду. Малыши больше играли на открытом воздухе. Со старшими проводились занятия по обучению грамоте, счету, пению. Много было рассказывания и бесед. Телесных наказаний не было. Школа для малолетних детей просуществовала недолго, но она оправдала надежды ее организаторов: «Дети, до того времени грубые, дикие и неопрятные, быстро стали изменяться и с радостью начали посещать школу, с горем и плачем возвращались из нее к тем людям, которые единственно из-за денег взяли к себе…»
19 век Владимир Федорович Одоевский ( 1803 - 1869) педагог, писатель разработал пособие «Наука до науки» из 2х частей: книга для учителя (вопросы детям) и книга для ученика (рассказы с ответами на вопросы); создал «Таблицу складов» для обучения грамоте; ввел наглядное обучение по картинкам и предметам в натуре; Наиболее ценным методом считал метод бесед, как он их называл «разговоры с детьми», рассказывание. В обучение входили пение, ручные работы. Обязательно игры на свежем воздухе. Выделил 2 канала обучения: стихийный (окружающие случайности) и специально организуемый. Организатор первых детских приютов в России, учел опыт Гугеля , а также детских приютов Запада. Углубил разработку дошкольной дидактики, начатую Гугелем :
19 век. Классики русской педагогики 60х годов 19 века активно разрабатывали вопросы начального обучения детей и в тесной связи с ними теорию дошкольного воспитания. Обшепризнанными были положения о том, что: в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности; необходимо усилить целенаправленное руководство взрослых воспитанием детей. Русские педагоги положительно отнеслись к идее детского сада как нового типа дошкольного учреждения в помощь семейному воспитанию детей. Первые детские сады создавались по зарубежным моделям: Монтессори , Фрёбеля . Шел поиск отечественных педагогических систем детских садов. Вторая половина Усиление демократического движения. Расцвет науки. Складывается классика русской педагогики . Развитие капитализма - значительно возросло число женщин, занятых наемным трудом. Нужны детские сады (до революции идея о повсеместном распространении детских садов осталась только словами).
19 век Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) педагог Основоположник демократической педагогики, в частности дошкольной педагогики. Главная идея его педагогической системы – идея народности: опора на народную педагогику. Родной язык, «родное слово – великий народный педагог», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко». Воспитание строил с опорой на антропологию и, особенно, психологию.
19 век Первые детские сады России Частные, платные, для воспитания детей привилегированных классов. В отдельных детских садах применялась система Фребеля . С 1869 г. действовало в СПб фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию, при нем платные одногодичные курсы детских садовниц. Часть садов была близка к элементарной школе. Были сады с творческими исканиями новых путей в образовательной работе Позднее появились сады по системе Монтессори (начало 20го века). 1859 – Седмиградский в Гельсингфорсе (Хельсинки). 1863 – С.А.Люгебиль , жена профессора петербургского университета в Петербурге. 1863 – Гельсингфорс . 1866 – А.С.Симонович в Петербурге. 1866 – Ильин и Зарудный в Николаеве (Украина). 1866 – в Одессе. 1866 - при пансионе девиц Герке в Москве. 1866 – К.И.Герке в Петербурге. 1867 – 1870гг. – Около 14 платных детских садов. И в дальнейшем они открывались очень медленно.
Видные деятели по дошкольному воспитанию второй половины 19 века Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933 ). Издала книгу «Детский сад (практическое руководство для детских садов). Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Издала труд «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста». Евгения Ивановна Конради (1838 – 1898). Наиболее глубоко разрабатывала вопросы нравственного и умственного воспитания. Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922). Издавал «энциклопедию семейного воспитания и обучения», опубликовал книгу «Педагогическая психология» Петр Францевич Лесгафт (ё837 – 1909). Составил «Руководство по физическому образованию детей» - создал оригинальную систему гимнастических упражнений, связанных с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация материала во 2 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: теория, практика, перспективы»
quot;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования"...
Вклад в развитие отечественной педагогики К. Д. Ушинского, как крупнейшего представителя педагогики XIX века
К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушински...
Диплом. Педагогика 21 века:опыт, достижения, методика.
Диплом Педагогика 21 века: опыт, достижения, методика....
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...
диплом Победитель (1 место) Международного педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва)
Победитель (1 место) Международного педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва) Номинация: "Конспекты НОД с детьми дошкольного возраста" К...
диплом Победитель (1 место) Всероссийского педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва)
Бочарова Мария Юрьевна воспитатель ГКУ ЦССВ «Роза ветров» Победитель (1 место) Всероссийского педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва...
Диплом Победителя (1 место) Международного педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва)
Бочарова Мария Юрьевна воспитатель ГКУ ЦСПР «Роза Ветров» Победитель (1 место) Международного педагогического конкурса "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика" (г.Москва...