Презентация "Дошкольная педагогика"
презентация

Тулькина Елена Ивановна
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в специально организованных педагогических условиях.

Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста:

 — потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности;

— потребность в активном познании и информационном обмене;

— потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности;

— потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;

— потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

В презентации раскрыты основные понятия дошкольной педагогики: педагогические категории, межнаучные связи педагогики, педагогические принципы.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольная педагогика Педагогика и психология Подготовила: воспитатель 2 младшей группы Тулькина Елена Ивановна

Слайд 2

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Слайд 3

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Слайд 4

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Функции педагогической науки. Прежде всего, это: Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: описательном, объяснительном; диагностическом; прогностическом. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: проективном; преобразовательном; рефлексивном.

Слайд 5

Задачи педагогики : Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Внедрение результатов исследования в практику. Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Слайд 6

Педагогические категории Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Слайд 7

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Слайд 8

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Слайд 9

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова). Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Слайд 10

Межнаучные связи педагогики: С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью . Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола). В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы). С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

Слайд 11

Дошкольное детство — уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования — деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, — требует особого, нового качества подготовки педагога .

Слайд 12

Инновационность данной системы подготовки определяется: ♦ во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней — бакалавра и магистра; ♦ во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога. Компетентностный подход к анализу профессиональной деятельности и в целом образованности человека становится ведущим в современной социальной системе.

Слайд 13

Концепции, объясняющие феномен детства: Концепция Д. Б. Эльконина . Феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры, посредством которого осуществляется развитие человека. Концепция Д. И. Фельдштейна . Функционально детство — это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Слайд 14

В настоящее время в педагогике признаны следующие законы: целостности и единства педагогического процесса (раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов); единства и взаимосвязи теории и практики обучения; воспитывающего и развивающего обучения (раскрывает соотношения овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности); социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения).

Слайд 15

Педагогические принципы. Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов. Педагогический принцип, по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности.

Слайд 16

П ринцип наглядности; Принцип сознательности и активности личности; Принцип систематичности обучения; Принцип последовательности обучения; Принцип доступности обучения; Принцип научности. Педагогическое правило – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения. По В.И. Андрееву, правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач.

Слайд 17

Концепция Ш. А. Амонашвили . Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. В концепции В. Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом его месте в социокультурной системе. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии . Субъектность человека проявляется в его витальности , деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существ.

Слайд 18

Ведущие психические процессы Модель развития ребенка как субъекта поведения осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие: — в раннем возрасте — восприятие; — в дошкольном возрасте — память; — к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление.

Слайд 19

Кризис развития Кризис развития - это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Это переломный пункт в нормальном течении его психического развития. Кризис — это цепочка прежде всего внутренних изменений ребенка, влекущих за собой перестройку внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Преодоление ребенком кризиса во многом зависит от его жизненной ситуации, от того, как значимые взрослые (родители, воспитатели) учитывают происходящие с ним изменения и в соответствии с ними выстраивают взаимоотношения и взаимодействие. Немаловажную роль в мягком течении кризиса играет воспитание.

Слайд 20

Дошкольная педагогика Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в специально организованных педагогических условиях. Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста : — потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности ; — потребность в активном познании и информационном обмене ; — потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности ; — потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками ; — потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Слайд 21

Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской цели . 1. Методы теоретического анализа — метод сравнительно-исторического анализа, метод моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа и др. 2. Методы сбора исследовательской информации — педагогическое наблюдение, методы педагогического опроса: беседа и анкетирование, метод анализа продуктов детской деятельности. 3. Методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных. М етоды получения исследовательской информации в дошкольной педагогике имеют свое своеобразие.

Слайд 22

Ребенок дошкольного возраста принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто стал взрослым. Детство — это своя культура, свои отношения, свое мировосприятие. Оценивать их с наших, «взрослых», позиций проблематично, и это делает необходимым обязательное владение инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение фактов определяют постановку «диагноза», который может предопределить всю будущую жизнь ребенка; — дошкольный возраст — это этап, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребенка часто не успевает за его изменениями. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования — вот задачи педагогической диагностики.

Слайд 23

Принципы организации педагогического процесса 1.Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. 2. Принцип демократизации образования. 3. Принцип природосообразности . 4. Принцип наглядности. 5. Принцип научности. 6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников). 7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности. 8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью. 9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития. 10. Принцип систематичности и последовательности.

Слайд 24

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления воспитанников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность. П рактика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт . Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Слайд 25

Принципы управления деятельностью воспитанников. 1. В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников . 2. Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Однако активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Слайд 26

3. Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление . 4 . Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

Слайд 27

5 . Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований ДОУ, семьи и общественности . 6 . Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий (А. С. Макаренко). Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив и наоборот.

Слайд 28

7 . В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье . 8 . С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности . 9 . Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...