Программа по дополнительному образованию "Театральный сундучок"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Учебно-методическое пособие разработано для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka.docx | 56.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 24 г. Павлово
ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
для детей 6 – 7 лет
срок реализации
1 год
Музыкальный руководитель: Кирьянова Т.Н.
г. Павлово
«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества»
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи развития интегративных качеств дошкольников: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативных навыков.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цель программы:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра;
Для достижения вышеизложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- создать условия для реализации творческих способностей
а) информационно-методическое обеспечение программы (учебно-методические пособия, пакет сценарно-режиссерских разработок, наглядно-иллюстративные и дидактические материалы, CD с фонограммами, караоке);
б) материально-техническое обеспечение (костюмерная, музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, компьютер, фото и видеотехника);
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление, фантазию и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- способствовать развитию навыков актерского мастерства и сценической речи;
- способствовать реализации потребностей детей в общении и познании окружающего мира;
- создать атмосферу доброжелательности в коллективе.
- способствовать активному участию родителей в создании творческой мастерской; привлечение родителей к показу кукольных спектаклей;
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Программа «Театральный сундучок» создана на основе методических требований к составлению образовательных программ дополнительного образования детей и разработана на основе:
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- О.В. Кацер Хрестоматия «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности»
- Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей»
- Н.Сорокина «Театр, творчество, дети»
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей
Программа дополнительного образования разделена на отдельные тематические разделы. На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания;
Ведущий методический прием – метод художественной импровизации.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)
Образовательный процесс разделен на четыре основных раздела: основы театральной культуры, театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи. В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:
➢ чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
➢ сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
➢ упражнения для социально-эмоционального развития детей;
➢ игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
➢ упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
➢ упражнения на развитие детской пластики;
➢ упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
➢ театральные этюды;
➢ подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.
Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.20.
Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, экскурсии в ДК театрального кружка, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).
Ожидаемые результаты
В результате посещения занятий кружка у детей должны сформироваться следующие умения и способности:
- выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступать перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- уважать труд взрослых и детей, бережно относиться к театральным игрушкам, костюмам, декорациям.
- умение взаимодействовать с партнером по сцене.
Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:
ноябрь – музыкальная сказка - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;
февраль – музыкальная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки муз. А Рыбникова.
май – музыкальная сказка – спектакль «Муха – Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского;
Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Театральный сундучок» включены четыре основных раздела:
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.
Учебно-тематический план работы кружка «Театральный сундучок» на 2017-2018 учебный год
СЕНТЯБРЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Приглашение в театр» Теоретическая часть. Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный) «Давайте познакомимся» Практическая часть. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность | 1 |
2. | Основы театральной деятельности Театральная игра | «Разрешите представиться» Теоретическая часть. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. «Угадай, кто я?» Практическая часть. Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение. | 1 |
3. | Культура и техника речи. Ритмопластика | «Забавные стихи» Практическая часть. Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). «Осенние листья» Игра-импровизация. Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. | 1 |
4. | Основы театральной деятельности Театральная игра | «Театральные волшебники» Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. «Веселые обезьянки» Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию. | 1 |
5. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Мыльные пузыри» Практическая часть. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. «В стране отгадай-ка» Практическая часть. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. | 1 |
6. | Культура и техника речи | «Волшебная корзинка» Теоретическая часть. Познакомить детей с понятием: «Мимика». Практическая часть. Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов. | 1 |
7. | Основы театральной культуры | «Ах, аплодисменты» Теоретическая часть. Воспитывать желание узнать новое. Практическая часть. Развивать у детей интерес к сценическому творчеству | 1 |
8. | Ритмопластика Театральная игра | «Веселая зарядка» Практическая часть. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. «Дружные зверята» Практическая часть. Развивать творчество, воображение и фантазию. | 1 |
ОКТЯБРЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры | Экскурсия в ДК театрального кружка Активизировать познавательный интерес к театру. | 1 |
2. | Театральная игра | «Веселые сочинялки» Теоретическая часть. Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Практическая часть Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность | 1 |
3. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Фыркающая лошадка». Практическая часть. Развивать дикцию. «В мире животных» Практическая часть. Учить создавать образ живых существ с помощью выразительных пластических движений. | 1 |
4. | Основы театральной культуры Ритмопластика | «Этот удивительный мир театра» Теоретическая часть Развивать у детей интерес к сценическому искусству. «В стране Фантазии» Практическая часть. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом | 1 |
5. | Культура и техника речи Театральная игра | «Часики» Практическая часть Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию «Внимательные матрешки» Практическая часть. Развивать умение произвольно реагировать на команду | 1 |
6. | Основы театральной культуры Театральная игра | «В гостях у сказки» Теоретическая часть. Знакомство с кукольным театром. «Поиграем в сказку» Практическая часть. Учить строить диалог, используя нужные интонации. | 1 |
7. | Культура и техника речи Театральная игра | «Фраза по кругу» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. "Что мы делали, не скажем". Практическая часть. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Поиграем в театр» Теоретическая часть Просмотр кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Колосок» с участием родителей | 1 |
НОЯБРЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры | Теоретическая часть. Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение | 1 |
2. | Основы театральной культуры | «Мы-режиссеры». Теоретическая часть. Практическая часть Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей. | 1 |
3. | Культура и техника речи | «Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Практическая часть. Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. | 1 |
4. | Ритмопластика | Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | 1 |
5. | Культура и техника речи | Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. | 1 |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | Практическая часть. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Практическая часть. Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел | 1 |
8. | Премьера сказки | «Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями | 1 |
ДЕКАБРЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры Культура и техника речи | «Все тот же театр» Теоретическая часть. Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. «Сочини предложение» Практическая часть. Учить подбирать слова по общим признакам | 1 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Веселый пятачок» Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. «В детском мире» Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность | 1 |
3. | Ритмопластика Театральная игра | «Буратино и Пьеро» Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. «Волшебная палочка и мячик» Практическая часть. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами | 1 |
4. | Основы театральной культуры Ритмопластика | «Билет на балет» Теоретическая часть. Развивать интерес к видам театрального искусства. «Марионетки» Практическая часть. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. | 1 |
5. | Культура и техника речи Театральная игра | «Игра со свечой» Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания. «Летает-не летает». Практическая часть. Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками | 1 |
6. | Ритмопластика Театральная игра | «В гостях у Снежной Королевы». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. «Снежинки», «Снежный ком». Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность | 1 |
7. | Культура и техника речи. Ритмопластика | «Самолет». Практическая часть. Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков. «Заколдованный лес». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. | 1 |
8. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Как вести себя в театре?». Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет». Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. «Что можно взять с собой в театр?» Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами. | 1 |
ЯНВАРЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Ритмопластика Театральная игра | «Баба - Яга». Практическая часть. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. «Превращение предмета». Практическая часть. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | 1 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | Стихотворение «Маленькие феи». Практическая часть. Пополнять словарный запас. Совершенствовать навык четкого произношения «В стране гномов». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. | 1 |
3. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Азбука общения». Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами. «Этюды-пантомимы» Практическая часть. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики | 1 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «В царстве золотой рыбки». Практическая часть. Развивать чувство ритма и координацию движений. «Цапля». Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию | 1 |
5. | Основы театральной культуры | «Теремок». Теоретическая часть. Активизировать познавательный процесс. Знакомство с теневым театром | 1 |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Колокольчики» Практическая часть. Расширять диапазон и силу звучания голоса. «Снеговик». Практическая часть. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мыщц. | 1 |
7. | Основы театральной культуры | «Волк и семеро козлят». Практическая часть Просмотр теневого спектакля с участием родителей. | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Волк и семеро козлят». Теоретическая часть. Знакомство со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение. Воспитывать чувство коллективного творчества. | 1 |
ФЕВРАЛЬ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры | «Мы – актеры». Теоретическая часть. Знакомство с главными театральными профессиями. «Волк и семеро козлят» Практическая часть. Воспитывать чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей. | 1 |
2. | Культура и техника речи | «Волк и семеро козлят» Практическая часть. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа | 1 |
3. | Основы театральной культуры | «Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. | 1 |
4. | Культура и техника речи | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах | 1 |
5. | Культура и техника речи | Скороговорки. Совершенствовать навык четкого произношения. Музыкальная сказка. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей | 1 |
6. | Театральная игра | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | 1 |
7. | Ритмопластика Культура и техника речи | Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. | 1 |
8. | Премьера спектакля | «Волк и семеро козлят» Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. | 1 |
МАРТ
№ | Раздел | Тема, задачи | Количество занятий |
1. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Путешествие в театральное зазеркалье» Теоретическая часть. Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра «В магазине зеркал». Практическая часть. Развивать умение оценивать действия других детей , сравнивать их со своими собственными | 1 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Испорченный телефон». Практическая часть. Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию «Карнавал животных» Практическая часть. Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений | 1 |
3. | Культура техника речи Театральная игра | «Капризуля». Практическая часть. Тренировать свободу звучания звука с мягкой атакой. «Благодарность». Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. | 1 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «Насос и кукла». Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мыщц. «Дюймовочка» Практическая часть. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами | 1 |
5. | Основы театральной культуры | «В мире музыки». Теоретическая часть. Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. | 1 |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Медвежонок невежа» А.Барто. Практическая часть. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. «Медведи в клетке» Практическая часть. Развивать чувство ритма, координации движений. | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Экскурсия в оперный театр | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Путешествие с театральным билетом». Теоретическая часть. Выявить уровень знания театральных атрибутов. КВН «Правила поведения в театре». Воспитывать культуру поведения | 1 |
АПРЕЛЬ
№ | Тема | Раздел, задачи | Количество занятий |
1. | Культура и техника речи Ритмопластика | Скороговорки. Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова «Кто приехал в зоопарк». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста | 1 |
2. | Ритмопластика Театральная игра | «В стране цветов». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. «Аленький цветочек». Практическая часть. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок | 1 |
3. | Культура и техника речи Театральная игра | «Чудеса в авоське» Стихотворение. Практическая часть. Пополнять словарный запас. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению.
«Пойми меня» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства | 1 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «Дискотека кузнечиков». Практическая часть. Развивать воображение и способность к пластической импровизации «Пчелы и цветы». Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными | 1 |
5. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Аромат цветов». Дыхательное упражнение. Развивать речевое дыхание «Ах, трава-мурава». Чистоговорка. Развивать дикцию «Вальс цветов». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга. | 1 |
6. | Культура и техника речи Театральная игра | «Моя сказка». Практическая часть. Формировать четкую и грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. «Теремок». Практическая часть. Учить импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Учить действовать на сценической площадке естественно. | 1 |
7. | Основы театральной культуры Культура и техника речи | «Вежливые слова». Теоретическая часть. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. «Запрещенные слова» Практическая часть. Пополнять словарный запас. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками и взрослыми. | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Муха-цокотуха». Знакомство с музыкальной сказкой в аудио-записи. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей | 1 |
МАЙ
№ | Тема | Раздел, задачи | Количество занятий |
1. | Культура и техника речи | «Муха-Цокотуха» Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за интонационной выразительностью образа | 1 |
2. | Культура и техника речи Театральная игра | Чистоговорка. Скороговорка Развивать правильную артикуляцию и четкую дикцию. Импровизация «Прибегали Тараканы». Учить снимать зажатость и скованность движений. Развивать воображение и фантазию | 1 |
3. | Ритмопластика Театральная игра | Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. «Танец бабочек». Воспитывать готовность к творчеству. Учить действовать на сценической площадке естественно | 1 |
4. | Культура и техника речи | Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. | 1 |
5. | Ритмопластика | Показать образы героев через пластические возможности своего тела. | 1 |
6. | Основы театральной культуры | «Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Практическая часть. Совершенствовать умение устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел | 1 |
8. | Премьера музыкальной сказки | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки | 1 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел | Темы занятий | Формы проведения занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Репертуар |
Основы театральной культуры | 1.«Приглашение в театр» | Рассказ, беседа | Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Театральный словарь: Сцена, занавес, спектакль | |
2. «Разрешите представиться» | Рассказ, беседа-диалог | Театральный словарь: художник, композитор | ||
3. «Театральные волшебники» | Рассказ, беседа, игра. | Демонстрация костюмов, фотографий. Театральный словарь: костюмер, гример. | ||
4. «Ах, аплодисменты» | Игра-драматизация | Показ, объяснение. Театральный словарь: аплодисменты, зрители | ||
5. Экскурсия в ДК | Беседа-диалог | Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» | ||
6. «Этот удивительный мир театра» | Рассказ, беседа. | Театральный словарь: сценарист, декоратор | ||
7. «В гостях у сказки» | Рассказ, беседа | Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра: а) настольные: плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные б) стендовые; в) куклы-марионетки; г) тростевые куклы; | ||
8. «Поиграем в театр» | Просмотр сказки | Драматизация сказки «Колосок» с использованием кукол Бибабо | Сказка «Колосок» | |
9. «Мы – режиссеры» | Рассказ, игра | Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. | ||
10. «Все тот же театр» | Рассказ, беседа, диалог | Просмотр картин известных художников, прослушивание СD – дисков, чтение стихов | Картины: В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, «Вальс цветов» муз. Чайковского | |
11. «Билет на балет | Рассказ, беседа, дидактическая игра | Рассматривание иллюстраций, просмотр DVD-дисков. Театральный словарь: балетмейстер, хореограф, пуанты | Просмотр отрывка из балета «Белоснежка и семь гномов» | |
12. «Как вести себя в театре» | Рассказ, беседа–диалог, игровой тренинг | Творческие задания, вопросы - ответы. | ||
13. «Азбука общения» | Рассказ, беседа-диалог | Мультимедийная презентация «Будем вежливы» | ||
14. «Теремок» | Рассказ, беседа | Показ знакомой сказки | ||
15. «Мы - актеры» | Рассказ, беседа–диалог, игра | Творческие задания, просмотр костюмов. Театральный словарь: актер, артист, дублер | ||
16.«Путешествие в театральное зазеркалье» | Беседа- диалог | Рассматривание альбома «Все о театре». Театральный словарь: драматург, пьеса, постановка | ||
17. «В мире музыки» | Рассказ, беседа | Просмотр фотографий оперного театра | ||
18.«Путешествие с театральным билетом» | Беседа- диалог, игра | Театральный словарь: билет, программа, репертуар, афиша | ||
Театральная игра | 1.«Давайте познакомимся» | Игра | Объяснение, показ, игра | |
2. «Угадай, кто я?» | Игра | Объяснение, показ, игра | ||
3. «Веселые обезьянки» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, творческие задания | «В каждом маленьком ребенке» Музыка: Ш.Каллош | |
4. «Дружные зверята» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | «Танцующий зоопарк» | |
5.«Внимательные матрешки» | Игра | Объяснение, творческие задания | «Мы- веселые матрешки» | |
6. «Что мы делали, не скажем» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания | ||
7. «Волшебная палочка и мячик» | Игра | Творческие задания | П.И.Чайковский Танец Феи Драже из сказки «Щелкунчик» | |
8. «Летает-не летает» | Игра | Объяснение, показ, вопросы, творческие задания | ||
9. «Снежинки», «Снежный ком» | Игра | Объяснение, творческие задания | П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» | |
10.«Превращение предмета» | Игра | Объяснение, творческие задания | Отрывок из мультфильма «Красавица и чудовище» | |
11. «Цапля» | Игра | Объяснение, творческие задания | ||
12. «В магазине зеркал» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания | ||
13.«Благодарность» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания | ||
14. «Дюймовочка» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги | Музыкальная аудио-сказка «Дюймовочка» | |
15. «Аленький цветочек» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги | Е.Крылатов «Волшебный цветок» | |
16. «Пойми меня! | Игра | Объяснение, показ, творческие задания | ||
17. «Пчелы и цветы» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | П.И. Чайковский «Вальс цветов» | |
18. «Теремок» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, театральные диалоги | ||
19. «Танец бабочек» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | «Бабочки» «Мотылек» С. Майкопар | |
Ритмопластика | 1.«Осенние листья» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | Вальс «Осенний сон» |
2. «В стране Отгадай-ка» | Музыкально-двигательные упражнение | Музыкально-двигательные творческие задания | В.Ребиков Вальс из оперы «Елка» | |
3.«Веселая зарядка» | Музыкально-двигательное упражнение | Танец- миниатюра | «Песенка про зарядку» из мультфильма «38 попугаев» | |
4. «В мире животных» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцевальные импровизации | Сен-Санс «Карнавал животных» | |
5. «В стране Фантазии» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Музыкально-двигательные импровизации | М.Глинка «Вальс- Фантазия», А.Грибоедов «Вальс Ре-минор» | |
6. « «В детском мире» | Музыкально-двигательные упражнения | Музыкально-двигательные импровизации | «Резиновый ежик», О. Зарубина «Ожившая кукла», П.И. Чайковский «Танец маленьких игрушек» | |
7. «Буратино и пьеро» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | ||
8. «Марионетки» | Музыкально-двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | Д.Шостакович «Вальс- шутка» | |
10. «В гостях у Снежной Королевы» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Музыкально-двигательные импровизации, игры –превращения | «Три белых коня», П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» | |
11.«Заколдованный лес» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | М.Мусоргский «Картинки с выставки», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» | |
12. «Баба-Яга» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | М.Мусоргский «Баба-Яга» | |
13. «В стране гномов» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцы-миниатюры, пластические этюды. | Э.Григ «Шествие гномов», М Мусоргский «Картинки с выставки» | |
14. «В царстве золотой рыбки» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцевальные импровизации | Сен-Санс «Аквариум», К. Черни «Опус 821, этюд № 152» | |
15. «Снеговик» | Музыкально-двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | Минков «Песенка Снеговика» | |
16. «Карнавал животных» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | Сан-Санс «Карнавал животных» | |
17. «Насос и кукла» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | ||
18. «Медведи в клетке» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | «Песенка неуклюжевого медвежонка» | |
19. «Кто приехал в зоопарк» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, пластический этюд | ||
20. «В стране цветов» | Танцевальные упражнения | Танцевальные импровизации, театральные миниатюры, игры на пластику | Р. Шуман «Первая потеря», С. Майкопар «Огонь и лед» | |
21. «Вальс цветов» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | П.И. Чайковский «Вальс цветов» | |
Культура и техника речи | 1.«Мыльные пузыри» | Речевые упражнения | Показ, разучивание, исполнение | |
2. «Волшебная корзинка» | Игра-имитация сказочных персонажей | Мимические задания | ||
3. «Фыркающая лошадка» | Речевая игра, упражнение | Показ, разучивание, исполнение | ||
4. «Часики» | Речевая игра, упражнение | Показ, разучивание, исполнение | ||
5. «Поиграем в сказку» | Ролевой диалог | Показ, разучивание, исполнение | ||
6. «Сочини предложение» | Речевая игра | Творческие задания | ||
7. «Веселый пятачок» | Игра | Артикуляционная гимнастика | ||
8. «Игра со свечой» | Игра | Дыхательная гимнастика | ||
9. «Самолет» | Игра | Артикуляционная гимнастика | ||
10. «Маленькие феи» | Ролевой диалог | Показ, разучивание, исполнение | ||
11.«Колокольчики» | Игра | Голосовая гимнастика | ||
12. «Испорченный телефон» | Игра | Артикуляционная гимнастика | ||
13. «Капризуля» | Речевая игра и упражнение | Показ, разучивание, исполнение | ||
14. «Медвежонок Невежа» | Игра –имитация | Мимическое задание | ||
15. «Аромат цветов» | Игра | Дыхательная гимнастика | ||
16. «Моя сказка» | Игра- драматизация | Показ, разучивание, исполнение | ||
17. «Запрещенные слова» | Игра | Показ, разучивание, исполнение |
Список литературы:
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- О.В. Кацер Хрестоматия «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей»
- Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности»
- Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей»
- И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии»
- Н. Сорокина «Татр. Творчество. Дети»
Список литературы для детей:
- И.Петров“Веселые превращения
- Чистоговорка “Ах, трава-мурава”
- Э.Мошковская “Вежливые слова”
- Сказка “Колосок”
- Сказка “Теремок”
- Сказка «Волк и семеро козлят»
- С. Маршак « Маленькие феи»
- Л.Олиферова “Снеговик”
- О.Высотская “Мы слепили снежный ком”
- Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»
- А.Барто «Медвежонок Невежа»
- Г.Х. Андерсон «Дюймовочка»
- Чистоговорки:
- * От топота копыт пыль по полю летит.
* Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* Ехал Грека через реку
Видит Грека, в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – зап!
Диагностика уровня развития детей
№ | Ф.И. ребенка | Эмоц. отзыв | Способн. различат настроение персонажей | Умение свободно держаться на сцене | Умение импровизировать средствами мимики, выразительных движенийинтонаций | Запоминание текста | Интенсивное языковое развитие | Обширный словарный запас | Умение сыграть свою роль | Общий уровень развития | |||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...
Методическая разработка "Волшебный сундучок" по реализации программы по дополнительному образованию "Маленькие артисты"
Театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора им...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАфольклорного кружка «Волшебный сундучок»для детей II младшей группы № 1 срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 годАвторы-составители:Арх...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ кружка «Театральный сундучок» в разновозрастной старшей группе
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок....
Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы по театрализации «Театральный сундучок» с детьми 4-5 лет
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....