Полоролевая идентификация дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полоролевая идентификация дошкольников. | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Полоролевая идентификация дошкольников.
Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И.С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность.
Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе.
Первичная полоролевая идентичность складывается у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.
По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают «ты - мальчик» или «ты - девочка». Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.
В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа.
Старший дошкольный возраст - это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики - штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы».
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий.
Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта:
- когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина; Д.Н.Исаев; И.С.Кон; В.Е.Каган; С.О.Филиппова);
- эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности (Д.В.Колесов; Л.Е.Семёнова);
- поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон; Т.А.Репина; И.И.Таран).
Согласно В.С.Мухиной, осознание своей половой идентичности - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса. Возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидуальные особенности человека [14,с.165].
Теоретический анализ и данные экспериментального изучения особенностей развития половой идентичности и полоролевого поведения детей дошкольного возраста позволяет выделить уровни их сформированности.
Низкий уровень: представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированы на образ другого; полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку; наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола; отсутствие представлений об эталонах (мужского/женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении («мужских/женских») способов поведения в различных ситуациях.
Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватны и ориентированы на образ другого (мать, отец); полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек различно: в «мужской» среде - не всегда адекватное по действиям, а в «женской» - не сориентировано на женское поведение; поведение девочек в среде девочек и мальчиков аналогично; наличие эмоциональной нестабильности у мальчиков, у девочек - волевой контроль над эмоциями зависит от сложности ситуации; нет четких представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении («мужских»/«женских») способов поведения в различных ситуациях.
Высокий уровень: представления о своем половом образе адекватны, ориентированы на образ другого (мать, отец); согласование представлений и полоролевого поведения; точность в определении отличительных признаков; полоролевое поведение мальчиков в «мужской» среде адекватно по действиям, в «женской» - адекватно мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение; поведение девочек, как в среде девочек, так и среди мальчиков - аналогично; наличие у мальчиков эмоциональной сдержанности, у девочек - волевого контроля над эмоциями; наличие эталонов (мужского/женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; постоянство проявления («мужских»/ «женских») способов поведения в различных ситуациях.
Большинство детей младшего дошкольного возраста имеет низкий уровень сформированности полоролевого поведения. У детей данного возраста полоролевое поведение еще не регулируется по половому признаку. Отсутствуют представления об эталонах мужского и женского поведения при установлении контактов. Наблюдается нестабильность в проявлении женских и мужских способов поведения в различных ситуациях (мальчики часто плачут, девочки в порыве гнева могут ударить). Дети данного возраста часто играют в разнополых коллективах. Но, начиная с двух лет, представления о своем половом образе адекватны полу.
В среднем возрасте полоролевое поведение становится все более дифференцированным. Но вместе с тем еще многие дети, имея адекватные представления о своем полоролевом образе, не имеют четких представлений об эталонах мужского/женского поведения. При установлении контактов с противоположным полом наблюдаются трудности. Например, большинство девочек стесняются о чем-либо спросить у мальчиков.
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности полоролевого поведения. У них более полные, четкие представления об отличительных особенностях обоих полов. В общении со сверстниками дети данного возраста уже достаточно определенно придерживаются эталонов мужского/женского поведения.
Развитие ребёнка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. В дошкольном возрасте у детей разного пола проявляются различия в конституциональных особенностях, в обменных процессах и в физических возможностях - мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели по равновесию и гибкости, у них лучше развита мелкая моторика.
В дошкольном детстве у детей разного пола уже ярко выступают и психические различия. Как утверждает большинство ученых, анатомические и физиологические особенности детей разного пола являются лишь потенциальными возможностями развития их психофизических различий, которые формируются, главным образом, под влиянием социальных факторов. У девочек выше эмоциональная восприимчивость, сильнее проявляется эмпатия, ориентировка на сверстника, мальчики более рациональны и агрессивны. У девочек проявляется большая зависимость в поведении от взрослых, от семьи, у мальчиков - от группы сверстников.
Большинство педагогов считает, что при воспитании мальчиков, как в семье, так и в детском саду и школе, возникает больше сложностей, чем с воспитанием девочек. У мальчиков труднее сформировать дисциплинированность, тщательность в работе, послушание, аккуратность (Н.А.Стародубова). В отличие от З. Фрейда, который считал врожденными у представителей женского пола такие черты, как зависимость, пассивность, эмоциональность, нерешительность, конформность, а у представителей мужского пола - активность, решительность, инициативность, доминантность, агрессивность, Дж. Каган и многие другие исследователи доказывают, что считающиеся традиционными женские и мужские черты обнаруживаются в два года, как у мальчиков, так и у девочек. В дальнейшем эти качества закрепляются за соответствующим полом, потому что поощряются окружающими. То есть они являются результатом процесса полоролевой социализации, ход которого определяется социальными ожиданиями общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"
процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...
психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника
статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки....
консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»
Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....
Журнал для родителей: "Формирование полоролевой идентификации посредством сюжетно-ролевых игр"
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте дост...
Консультация «Гендерная идентификация дошкольников»
План работы:1.Введение. 1.1 Актуальность. Гендерная идентичность - это аспект самосознания. 1.2. Цель и задача эссе....
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"Выполнила:Чапайкина Наталья Владимировна...
Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации.
Презентация. Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации....