Кейс-технология в работе воспитателя
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов, воспитателей по презентации инновационного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 92.35 КБ |
prezentatsiya.pptx | 275.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа |
Кейс-технология в работе воспитателя |
Мастер-класс для педагогов ДОУ |
Макарова О.Г. 26.02.2018 |
Слайд 2 В Советском Союзе метод кейс-технологии начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Но меняется мир, меняются и требования. Современный мир задает особый ритм жизни. Нестандартное мышление на сегодняшний день – самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей современного педагога выступает обеспечение условий для формирования у детей их индивидуальности. Это может быть прививание интереса к определенному предмету, адекватная оценка учащимися предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений ученика и учителя. Все вышеперечисленное достигается посредством кейс-технологии.
Слайд 3 Кейс – одна из эффективных, интерактивных, современных, образовательных технологий для краткосрочного обучения, направленная на формирование новых качеств и умений. Выступает как способ коллективного обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение нового является результатом активной самостоятельной деятельности детей по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Иными словами - дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
А так же - содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Слайд 4 Типы кейсов:
Тренировочный – тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях;
Обучающий – овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов;
Аналитический – выработка умений и навыков аналитической деятельности;
Исследовательский – получение нового знания относительно развивающихся объектов;
Систематизирующий – систематизация ситуационного знания;
Прогностический – получение сведений о развитии данной системы.
Технология работы с кейсом проста и включает в себя:
-индивидуальную самостоятельную работу дошкольников с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работу в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Слайд 5 Рассмотрим основные этапы занятия при использовании кейс-технологии.
- Организационная деятельность. Слово воспитателя. Знакомство с ходом занятия.
- Актуализация знаний дошкольников.
- Работа с кейсом. Анализ.
- Итог занятия.
Слайд 6 В практике детских садов широко применяют: кейс-иллюстрации (кейс-фото); метод ситуационно-ролевых игр (проигрывание ролей или ролевое проектирование); метод ситуационного анализа (кейс-стади).
Слайд 7 Кейс-иллюстрация, кейс-фото - это иллюстрация (фото), которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
В кейс входит:
1. Фото или иллюстрация, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
А теперь, когда мы рассмотрели подробно теорию, рассмотрим 2 примера кейс-технологии на практике.
Практическая часть 1 Совместная работа в коллективе.
На данном этапе идет самостоятельная работа по выявлению проблемы ребенком и коллективному обсуждению поставленного вопроса и принятию решения по проблеме.
Давайте представим на минуту, что вы дети. Ребята хотите посмотреть одну фотографию? Когда я ее покажу, вы ее внимательно каждый посмотрите, а затем все вместе обсудите, и выберите одно решение на вопрос. Для этого вам нужно выбрать одного ребенка, назовем его «спикер», который расскажет нам о выбранном ответе (в старшей группе я назначала такого ребенка сама).
Слайд 8 Вопросы: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? (обсуждение, озвучивание решения спикером)
- Какие вы молодцы, вы правильно увидели проблему, и нашли путь к ее решению. Клик
Практическая часть 2 Работа в паре Кейс-иллюстрация «Разговор по телефону»
Здесь можно использовать одну иллюстрацию с коллективным обсуждением, но с дальнейшей разбивкой детей на пары для принятия решения. Можно использовать разные иллюстрации по одной теме для каждой пары детей, с дальнейшим коллективным обсуждением каждого решения по проблеме.
Мы попробуем первый вариант.
- Вношу картинку с изображением
- Знакомлю с текстом картинки:
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
3. Предлагаю вопросы:
- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
4. Предлагаю участникам разделиться на пары. Предложить и разыграть свой вариант разговора по телефону в каждой паре.
Слайд 9 Метод ситуационно-ролевых игр (проигрывание ролей или ролевое проектирование)
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
- умение дошкольников принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
- ролевое взаимодействие.
Практическая часть 1 «Настоящие друзья»
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась» Что произошло?
Обыгрывание ситуации: предлагается разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: один герой – злой, другой вредный и упрямый; первый герой плаксивый, а другой доброжелательный; один воспитанный, а другой спокойный (можно использовать кубик эмоций)
В конце участники (дети) и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Практическая часть 2 «Мишка заболел»
На столе лежат медали и маски животных. Посмотрите, на обратной стороне медали указан персонаж. Соответственно персонажу выберите маску.
Входит медведь (взрослый в маске):
Ой-ой-ой, какой же я больной.
Что у тебя болит?
Болит живот и голова,
Болят и лапки, хвостик,
Болят и зубы у меня –
Теперь больной совсем уж я.
Я попрошу каждого персонажа дать совет медведю как укрепить и сохранить здоровье.
(Персонажи дают советы медведю.)
Медведь подводит итог:
От простуды и ангины
Помогают апельсины
Но, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Чтобы зубы не болели
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку
Вот вам дельный мой совет.
Понял я, что спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен вам
И не только по утрам.
Помню истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок томатный пьет.
Медведь уходит.
Слайд 10 Метод ситуационного анализа (кейс-стади).
Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.
Встаёт вопрос: как же выбрать проблему для детей?
Всё очень просто. Выбранная нами ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Здесь можно увеличить количество ролей в группе (в зависимости от ее численности или если это фронтальное занятие), которые могут взять на себя дети. Это: генератор идей (генерирует идеи); постановщик (внедряет идеи в жизнь); критик (оценивает идею и пути ее реализации).
Практическая часть 1
Я буду зачитывать вам ситуации, которые можно поставить перед детьми, а вы попробуете найти выход из сложившейся проблемы.
- Дети играли в игру «Магазин». Они подавали деньги продавцу и говорили, сколько и чего они хотят купить. Например «Я хочу купить четыре яблока для ёжика, потому что у меня на денежке написана цифра четыре». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Маша не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Маша очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?
- Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?
- Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?
Заключительная часть
Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (обсуждение, высказывания участников МК)
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
Все это определяет наличие достоинств и недостатков данной технологии, на которые я хочу обратить ваше внимание. Налицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток – это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. А как их создать я расскажу в следующий раз, и это поможет открыть перспективы профессиональной реализации каждого из вас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века в Гарвардской бизнес-школе , хорошо известной своими инновациями. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама . Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий. Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.
Кейс-технология в образовании: общая характеристика В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин « casus ». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского « case » - портфель, чемоданчик. Виды кейс-технологии: 1 – метод дискуссии. 2 - метод ситуационного анализа . 3 – метод ситуационно-ролевых игр (проигрывание ролей). 4 – метод инцидента. 5 – метод разбора деловой корреспонденции. 6 – игровое проектирование. Кейс – технология развивает: умственные, сенсорные и речевые способности. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать) . практические умения. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение) .
Распределения функций между дошкольником и воспитателем: Фаза работы Действия воспитателя Действия дошкольника До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки дошкольников 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс 2. Индивидуально обдумывает решение проблемы Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает дошкольников дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других 3. Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1. Оценивает работу дошкольников 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет устный отчет о занятии по заданной форме
Этапы организации занятия с использованием Кейс-метода: Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. 2) Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Дети распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы. Воспитатель организует и направляет общую дискуссию. 3) Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия воспитателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Типовая структура кейса: При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру: Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания иметь соответствующий уровень трудности иллюстрировать несколько аспектов жизни, не устаревать слишком быстро быть актуальным на сегодняшний день иллюстрировать типичные ситуации развивать аналитическое мышление провоцировать дискуссию иметь несколько решений
Кейс-иллюстрация, кейс-фото Кейс-иллюстрация (кейс-фото) отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, фото дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Эти кейс-методы активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Кейс-фото «Переход дороги» Саша проспал и торопился на урок в школу. Переход через дорогу был в 100 метрах. Саша подумал: «Опоздаю». Какие последствия могут быть?
Метод ситуационно-ролевых игр Этапы и деятельность детей в процессе ролевого проектирования. Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование» Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты. Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей. Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности. Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций. Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Навык положительного отношения к миру. Этапы Деятельность детей Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются . Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность. Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию. Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Метод ситуационного анализа ( кейс-стади ). Навыки, которые развивает метод CASE-STUDY у воспитанников: Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества. Практические навыки: пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов. Творческие навыки: очень важны данные навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем . Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа –средства , кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя. Самоанализ: возникающие в дискуссии моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Вместо заключения: В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: Получать необходимую информацию в общении; Соотносить свои умения с интересами других; Доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; Отстаивать свою точку зрения; Принимать помощь. Кроме этого у них формируются коммуникативные навыки, то есть: Происходит формирование навыков работы в команде; Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; Развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; Обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; Учатся применять самостоятельно, полученные знания в реальной жизни без затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками
данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)
Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...
Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...
Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...
Мастер – класс «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
суть метода кейсов заключается в использовании конкретных ситуаций для развития умений детей самостоятельно определять проблемы и находить пути их решения....
Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....