Воспитание патриотизма у дошкольников
статья на тему

Шарафутдинова Маргарита Юрьевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения -  одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте великодушие. Необходимо воспитателям, родителям и учителям как можно больше времени уделять воспитанию патриотизма  в своих детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov.docx910.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

№1 «МАМОНТЕНОК»

Воспитание патриотизма у дошкольников

C:\Users\ACER\Desktop\0002-004-.png

                                                                       

                                                            Воспитатель:

                                                                          Шарафутдинова М.Ю

                                                                 

                                               Салехард 2018 г

   

      Воспитание патриотизма у дошкольников

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину» Д.С. Лихачев. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Работая в детском саду, я, как воспитатель, уделяю много внимания для воспитания патриотизма у детей. Патриотизм у маленьких детей в первую очередь надо воспитывать через любовь к своей семья, дому, в котором он живет, двору, улице, родному городу.

В марте  целый месяц мы с детьми общались на тему «Моя семья». Я создала презентации с фотографиями родителей, с детьми мы беседовали о том, какая мама красивая и умная, папа сильный, храбрый и т.д. Дети делали открытки для своих мам к празднику 8 Марта со словами о любви, учили стихи, читали сказки. С музыкальным руководителем провели утренник «8 марта – мамин праздник.

C:\Users\ЖАННА\Desktop\Новая папка\IMG-9e84d3558390664fc7b66166043277bf-V.jpg       

С ребятами проводится много бесед о родном доме, улице, на которой они живут.  Родители приносили фотоальбомы с семейными  фотографиями; дети с большим удовольствием рассказывают о том, где они живут, как зовут маму, папу, сестру, брата, о своих домашних питомцах.

В группе оформлен патриотический уголок, где размещены фотографии родного города, есть национальные куклы и макет чума.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.

Весной с  родителями  и детьми мы сделали скворечники и  кормушки для птиц, в выходные дружно, с помощью ребят повесили их и покормили птиц.

                     C:\Users\ACER\Desktop\N5I15v2OxcQ.jpg

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Надеюсь, что я смогу внести свой вклад в воспитание патриотизма у ребят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников

Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма....

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...