Девочка из города
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Тематическое занятие к празднику День Победы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели ,как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. Но оттуда , где был фронт, шли ч/з Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками ,горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платья матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались , грелись, по избам бездомные люди и шли дальше.
Однажды в сумерки, когда тень от старой березы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.
Таиска (бросаясь к окну)
-Две тётеньки! Одна молодая, в шарфе. А другая совсем старушка, с палочкой.
И ещё… глядите – девчонка .
Груша (откладывая чулок, подходит к окну)
-И правда девчонка. В синем капоре.
Мать (подкладывая дрова в печь)
-Так идите откройте ,чего ждёте то.
Груша (толкая Таиску )
-Ступай, что же ты! Все старшие должны?
Таиска побежала открывать, Груша вернулась на место, мать ушла в чулан.
Входят женщины, впереди бежит Таиска, садится рядом с Грушей , они начинают разговаривать.
Мать усаживает гостей за стол.
Таиска: -Гляди-ка, в ботинках!
Груша: -Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. Чего у неё там?
Таиска: -А ты спроси!
Груша: -А ты сама спроси!
Появляется Романок, удивленно смотрит на гостей, особенно на Валю, подходит и присаживается рядом с Грушей и Таиской.
Мать: -Ох, да и горемыки же! И самим нелегко, и ребёнок мается. Это дочка ваша?
Женщина: -Нет, чужая. На одной улице жили.
Мать: -Чужая? А где родные-то твои девочка?
Старуха: - у неё никого нет, вся семья погибла. Отец на фронте погиб.
Молодая женщина: -А мать и братишка здесь убиты.
Мать: -Убиты? Все убиты! А девочка жива. И одна на целом свете . Как зовут тебя девочка?
Валя: - Валя
Мать: -Вля….Валентина….Валентинка….Сиротинка ты бедная! Только глаза на свет открыла,
а уже столько горя на тебя навалилось. На такую маленькую.
Гости поднимаются.
Женщина: -Спасибо тебе, хозяюшка. Пора нам.
Мать: (Задерживая их)
-Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно! Утречком отправитесь.
Все уходят, Романок на печку, девочки на кровати, Валя лежанке у печки. Мать тушит лампу.
Утро. Мать хлопочет у стола, появляется дед с водой, ставит вёдра, садится.
Мать: -Давай возьмём девочку, отец. Уж очень её жалко.
Дед: -Взять девочку? Ладно ли буде? Мы деревенские, а она из города.
Мать: -А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она сиротинка!
Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу пойдут.
Дед: - Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только смотри, сама потом не
Заплачь с нею.
Мать: -Э! Авось не заплачу.
Дед уходит, мать тоже, беженцы подходят к девочке, будят её.
Женщина: -Валя, Валя, вставай!
Мать: - Погодите, не надо будить девочку. Оставьте Валентинку у меня! Если кто родные
найдутся, скажите: живёт в Нечаеве, у Дарьи Шалихиной. А у меня было трое ребят,
-ну ,будет четверо. Авось проживём.
Женщина: -Ну, что же, пусть будет так.
Мать: (Давая пакет)
-Возьмите на дорожку.
Женщины уходят.
Мать: (В задумчивости)
Вот у меня и ещё одна дочка, дочка Валентинка…Ну что же, будем жить.
(Уходит, появляется Таиска, выглядывает из-за печки. Валентинка открывает глаза)
Таиска: -А твои тётеньки ушли.
Валя: -Ушли? А меня? А как же я?
Таиска: -А ты у нас будешь жить. Мне мамка сказала. Тебе хочется у нас жить?
Валя: -Не знаю…..Мне всё равною
Таиска: -А ты немцев видела? Они страшные?
Валентинка молчала, когда говорили про немцев, у неё каменело сердце.
Таиска: -Они прямо к вам в дом пришли?
Мать: (Появляясь из чулана)
-Это кто здесь про немцев затеял? Больше разговоров не нашли? Картошка
сварилась. Вставайте чистить.
Таиска растолкала Грушу. Девочки сели за стол, стали чистить картошку, Груша чистит ложкой.
Таиска: -Мамка, гляди-ка!
(Смеются)
Груша: (бросая ложку)
- Тогда пусть и Валентинка встаёт картошку чистить.Старшие чистят, а она нет?
Мать: -Вставай, дочка, пора!
Валентинка встаёт, умывается, подходит к столу, берёт картошку.
Выходит дед. Валя роняет картошку.
Валя: - Кто это?
Таиска: -Это наш дедушка, отцов отец
Валя: -Какие густые, белые у него кудри! И какие косматые брови, даже глаз не видно!
Теперь я буду жить у этого старика в доме и называть его дедушкой? А он как видно сердитый.
Все усаживаются за стол,едят.
Роман: (с печки)
-Ишь какие! Сами едят, а меня не зовут.(соскакивает с печи)
Все едят, Валя сидит ,положив руки на колени.
Мать (Вале): -Ты что же не ешь? У нас зевать некогда. Как раз без завтрака останешься.
Роман и Таиска хихикают .
Дед: -Ты что же это видно картошку не любишь? Ну, да ведь у нас не город, колбасу не
подают.
Груша: -Да у неё ложки нет! Куда она ложку дела? Я ведь всем подала.
Таиска: -Как нету? Вот она лежит.( отодвигает хлеб)
Мать: -Это что ещё? Что за фокусы? Влентинка возьми ложку , да хлопни ее по лбу, чтоб ей в
другой раз неповадно было.
( хочет ударить , Таиска юркнула под стол)
Вот и сиди там! Мало тебе над Романком мудрить? Так теперь к другой привязалась?
А ты, Валентинка , что сидишь как курица? Видишь ложки нет, кричи : “Дайте мне ложку!” Разве можно себя в обиду давать?
Романко: -А меня Таиска один раз на худой стул посадила, я даже шлёпнулся.
Таиске надоело сидеть под столом .Она вылезла с другой стороны, возле деда, здесь мать ее ни за что не достанет! Сначала Таиска сидела хмурая, но скоро всё забыла и опять повеселела. Когда налили чай , она придвинула Валентинке синюю мисочку и шепнула:
Таиска: -Бери сахар!
Валентинка положила, как дома, две ложки, хлебнула чай, сморщилась и поставила чашку обратно.
Дед: -Что, обварилась? Ты не по-городскому пей, а по-нашему, по-деревенски – из
Блюдечка.Вот и не обваришься.
Груша: -Мамка, гляди-ка, да они ей вместо сахара соли дали!
Мать хотела схватить Таиску за косичку, но выскочила и убежала, Романок за ней, дед засобирался на работу,мать налила свежий чай.
Мать: -Пей, дочка! А ты , Таиска, запомни: уж доберусья до тебя – не проси милости!
Все уходят.
Звучит музыка ,опять появляется мать, одетая в более светлую одежду, начинает раскатывать тесто, ставит в печку противень с пирожками, уходит, возвращается, достаёт пирожки из печи, Романок соскакивает с постели.
Романок: -Мамка, какой нынче праздник? Опять Новый год,да?
Мать: -Ваша ,мамка, нынче именинница, вот вам и праздник ( вытирая слёзы) Только вот
Отца нет с нами. И письма нет
Стук в дверь, Романок хватает пирожок, выбегает, входят соседки.
Соседки: -С именинами, тебя, Дарья!(Дарят подарки)
Мать: -Садитесь чай пить, милости прошу!
(Рассаживаются, пьют чай)
т.Марья: - И куда ты , Дарья, набираешь себе ребят? Время трудное, семья у тебя большая,
мужик твой на войне- либо вернётся, либо нет. И не работница она: уж какая-то
хлипкая.
б.Устинья: - Нет, нет, не будет добра. Не будет она тебя , Дарья, ни любить, ни почитать. Как
есть ты ей чужая, так чужая и останешься. Да она и по масти –то к твоей семье не
подходит: вы все белёсые, а она, вишь, тёмная!
Грачиха: -Э, бабы, полно-ка вам! Можно ведь и по-другому рассудить. Ну, а куда, скажем,
таким сиротинкам деваться? Ведь сейчас война. Что же теперь делать! Уж
как-нибудь….
Мать: (в раздумье)
-Что семья у меня большая это меня не печалит: хлеба на всех хватит.
Что работница из неё хорошая не выйдет – ну что же делать! Как сможет,
так и сработает. И это меня не заботит. Но вот, что меня заботит, бабы,
что меня печалит, так это одно: не идёт в родню, не ластится. Не завёт меня
матерью , никак не зовёт. Не хочет! Или уж и вправду, как была чужой, так чужой и
останется?
т.Марья: -Сиди, не сиди, а скотина корму просит. Пора нам, Дарья.
(Уходят, Дарья с ними)
Вбегают Таиска и Валентинка. Рассматривают подарки.
Валентинка: -Когда наша мама была именинница, ей тоже всегда подарки дарили.
Таиска: -Кто дарил?
Валентинка: -Все.И я тоже. Я ей один раз картинку нарисовала и подарила.
Таиска: -Давайте и мы нашей мамке что-нибудь подарим.
Груша: -А что, ну что ты подаришь. Ну что ты умеешь?
Таиска: -А ты что?
Груша: -Может быть, чулки связать? Но ведь чулки сразу не свяжешь.
Ещё когда начала чулок, а всё никак до пятки не доберусь.
Вот какая эта мамка, не могла заранее сказать. Уж я поспешила бы.
Таиска: - А я знаю, что сделаю. Я сейчас все до одной кринки вымою, все до одной
кастрюли вычищу, и все ложки , и все вилки! Что бы всё блестело! Что не
сумею? Да?
(Собирает посуду ,уходит, гремит посудой)
Груша: - Вот так подарок! Уж если я придумаю, так хорошее что- нибудь.
Валентинка: - Романок, а ты что?
Романок: - А не видите- что? ( Романок разрисовывал печку)
Валентинка: - Все они что-то подарят матери. Она их мама , а не моя, пусть они и дарят.
Но всё таки хочется подарить что-нибудь тёте Даше. Пусть она не настоящая мама,
Всё равно!
Таиска: -А ты возьми и тоже нарисуй что-нибудь. Вон там, под лавкой , стоит баночка с
краской, дед кровать красил. И знаешь что? Возьми эту краску и нарисуй цветы
вот тут на столешнике, вроде каймы. Я бы сама нарисовала, если бы умела.
Валентинка: -А разве хорошо будет?
Таиска: - А почему же нехорошо? Цветы. Если бы я умела! Да ты не будешь, я знаю.
Что она тебе - родная разве?
Валентинка: -Можно ли рисовать цветы на скатерти. Моя мама , наверное, сказала бы, что
нельзя. Но там было нельзя, а здесь, может быть, можно. Ведь разрисовал же
Романок печку.
(Валентинка достала краску и стала рисовать цветы , подходит Таиска рассматривает цветок)
Таиска: -Ой , до чего красиво! Как живой! Рисуй ещё!
Рисование продолжается, Романок тоже подходит , оставив свои танки.Выходит Груша с книгой в руках.
Груша: - И-и! Что наделали! Что наделали! Весь столешник испортили! Ну уж и попадёт
вам теперь. Только, чур, меня не припутывать. Сами заварили кашу, сами и
расхлёбывайте.
Романок: - А я и не заваривал, я только глядел.
Таиска: - А что же, я заваривала, да? Я мою посуду и мою! И никаких цветов я на
столешнике не делаю.
Груша: - Городская, а баловная! Ишь, что сбаловала
( Уходит, Валя пытается платочком оттереть цветы, ничего не получается, она отходит от стола и садится на краешек кровати)
Валентинка: -Что я наделала? Зачем я послушалась Таиску? Что теперь скажет мать, что я скажу
Матери?
(Валентинка спрятала баночку с краской.)
Скрип снега за окном, стук во дворе, чей нибудь громкий голос на улице- всё заставляло её вздрагивать : мать идёт!Может полчаса прошло, может час. Послышались шаги на крыльце и в избу вошла мать. Необычайная тишина показалась ей странной. Она поглядела кругом
Мать: -Это что такое? Что это за озорство такое? (Увидев Таиску) Ах ты чучело-чумичело!
Ну погляди, на кого ты похожа? Вся в саже! А руки! А платье!
(Увидев цветы) Батюшки мои! Да что же это, в самом деле? Ну просто из избы выйти
нельзя! Кто это нарисовал ? а? Кто?
Груша: Что, натворили подарочков?
Мать: (Выдёргивая из веника прут)
-А ну-ка, Таиска , иди сюда, я тебя берёзовой кашей угощу! Я тебя научу, как цветы
малевать на столешниках.
Таиска: (напуганно)
-Это не я!
Валентинка: (тихо)
-Это я намалевала.
Мать: (удивлённо)
-Ты? А кто тебя научил?
Валентинка: (взглянув на Таиску)
-Никто не научил. Я сама хотела. Это я хотела тебе подарок .Это мы все хотели тебе
подарки подарить.
Мать: -Подарки? Какие подарки?
Валентинка: -Ну вот Романок для тебя танки нарисовал, Таиска всю посуду вымыла.
А я….. я думала , с цветами красивее. Это мы такие подарки придумали:
ведь ты же именинница сегодня!
У матери разошлись сведенные брови. Ей даже стало стыдно, что она так разошлась, не узнав в чём дело. И она была рада, что не надо никого ругать и наказывать. Она села на лавку, отбросила
хворостинку и засмеялась.
Вошёл дед.
Мать: -Отец, ты погляди каких подарков они мне надарили: и танков целую бригаду, и
чистых кринок, и алых цветов. Ну что за ребята у меня, одна радость.
Дед: (моя руки)
- ну как дела пострелята, как дела мать? Какая у тебя похлёбка? С грибами?
Хорошо, лучше некуда!
Мать: - Отец, да что с тобой сегодня. По займу, что ли выиграл?
Дед: - По займу! Подумаешь, по займу? Не по займу, а кое что побольше
Мать: - Так чего же побольше? Медаль что ли, получил?
Дед: - Медаль не медаль, а кое что получил (не выдержав, достал конверт)
Мать: -Вот оно! Долгожданное! Письмо!
Дети: (хором)
-Письмо! Письмо от папы! Ура!
Мать: -Ну что же ты, отец! Читай же скорее.
Дед: (вынув письмо, надев очки)
Здравствуйте , мои родные! Я жив, здоров, бьем мы фашистов из тяжёлых орудий,
а фашисты, как крысы, забились под дома, в подвалы и нелегко выбивать их оттуда,
проклятых. Какие дела у вас? Всё ли благополучно дома? Здоровы ли ребятишки. Как
учится Груша?
Груша: -Вот как отец про меня отдельно спрашивает.
Дед: - Как Таиска? Шибко ли озорует!?
Таиска: (подпрыгивая)
И про меня тоже спрашивает.Вот.
Дед: -Как наш Романок? Наш будущий боец. Подрастает он или всё ещё такой же карапуз,
из-под стола не видать.
Романок: -И про меня! И про меня тоже!
Дед: - Дорогая моя жена Даша! Ты писала мне , что взяла в дом Валентинку? Должен тебе
сказать , что ты, Даша, у меня умница и хороший человек. Не слушай, что говорят
некоторые люди. Пускай Валентинка найдёт в нашем доме свой родной дом. Пускай
она в нашей семье найдёт свою родную семью. Прикажи ребятишкам, чтобы её не
обижали . Пусть живёт и растёт на здоровье. Обнимаю вас всех. Фёдор.
Мать: (только теперь перевела дух)
Вот и хорошо!
Романок: (подбегая к Вале, дёргая её за рукав)
-Слышала и про тебя тоже.
Валентинка: (покраснев)
-Слышала!
Груша: -Мамка, может, надо и Валентинке чулки связать?
Стук в дверь. Романок побежал открывать , за ним военный входит
Романок: (растерянно)
-Дяденька….Военный…за Валентинкой
Офицер: (снимая фуражку)
-Здравствуйте хозяева. (Обращаясь к матери) Вы Дарья Фёдоровна Шалихина?
Дед: -Чем обязаны?
Офицер: -Спасибо вам,Дарья, за Валю, но я за ней. Я её дядя .(подходит к девочке)
Я за тобой, Валя ! Собирайся! Едем домой (берёт её за плечо)
Валентинка: (вырываясь, подбегая к матери)
-Я никуда не поеду. Я хочу с тобой жить, мама!
Мир и веселье поселились в доме Шалихиных с этих пор. Все были довольны и счастливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме Я человек.Моя семья; Я человек. Мы мальчики и девочки; Дом, в котором я живу; Мой одной город.
Календарно-тематическое планирование в детском саду по неделям. Ноябрь....
Викторина по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста по произведению Л.Воронковой "Девочка из города"
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста....
Спектакль «Девочка из города»
Познакомить детей с событиями ВОВ, дать представления о том, что она была освободительной, велась во имя мира процветания и благополучия нашей Родины....
Квест-игра "Город мальчиков и девочек""
Данная разработка содержит план-конспект образовательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.образовательная область - социально-коммуникативное развитие (формирование гендерной прина...
Физкультурное занятие с учётом гендерного подхода в старшей группе «Город мальчиков и девочек»
Физкультурное занятие с учётом гендерного подхода в старшей группе «Город мальчиков и девочек»...
Конспект «Девочка Маша в городе мудрых пешеходов»
Конспек ООД по ПДД...