"Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.
Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:
- Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
- Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
- Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
- знают определенные сказочные сюжеты;
- понимают сюжетную линию сказки;
- выделяют проблему, актуализированную в сказке;
- умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:
Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка - это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-1027556-1523280256.jpg)
Презентация "Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста"
Материал для воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-1263486-1598297283.jpg)
«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»
Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277890-1602588251.jpg)
Конспект ООД «Музыкально- игровое и танцевальное творчество, как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Дети на веселом автобусе отправляются в страну детства, где сбываются их мечты, где чудеса ожидают их на каждом шагу, где живет дружба. На протяжении всего занятия дети выполняют различные музык...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1305660-1611577457.jpg)
Проект «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста».
Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1306697-1617782833.jpg)
Статья. Творчество, как средство развития личности детей дошкольного возраста
Основная задача воспитания дошкольников-гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-682903-1615813738.jpg)
Сказкотерапия как средство развития личности детей дошкольного возраста.
laquo;Сказкотерапия» является здоровьесберегающей педагогической технологией, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/11/picture-1332973-1620740722.jpg)
Творчество как средство развития личности детей дошкольного возраста
Творческое развитие детей дошкольного возраста...