Причины неготовности детей старшего дошкольного возраста к школе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В настоящее время проблема преемственности уровней дошкольного и школьного образований достаточно актуальна. По данным специалистов все больше детей приходят в школу неподготовленными к регулярному обучению. Предлагаю рассмотреть проблему с разных сторон, опираясь на собственный опыт и мнение специалистов в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prichiny_negotovnosti_detey_k_shkole.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины неготовности детей старшего дошкольного возраста
к обучению в школе
Автор: Синькова Ольга Сергеевна
Организация: МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад»
Населенный пункт: п. Листвянка Иркутская обл.
Проблема реализации задач обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием сегодня встает особенно остро: Ежегодно от 23 до 25% первоклассников приходят в школу неподготовленными, что существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни (7)
Предлагаю вместе разобраться, в чем же кроются психологические проблемы современных дошколят.
На мой взгляд, единой инструкции и списка проблем у физически и психически здорового ребенка нет, и не может быть. Дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход.
Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. (4)
Ребёнок старшего дошкольного возраста - изначально - хочет учиться. Детский сад для него - уже привычное и скучноватое место, а тут школа, новое, неизвестное, про что все вокруг говорят, что это нужно и здорово, в общем - новая увлекательная игра. Всё, что нужно "первому учителю" (будь это, воспитатель, родитель, действительно первый учитель или кто угодно) - это не убить это вот желание ребёнка. Однако я нахожусь в некотором восхищении от того, как талантливо, порой мы, взрослые, ухитряемся завалить эту простую задачу.
Одна из причин, на мой взгляд, это отсутствие преемственности программ. Если дошкольное заведение не прикреплено к школе, то не факт, что процесс перехода ребёнка из дошкольного звена в школьное пройдёт гладко. Уровни заведений могут быть разные. А если родители надумают самостоятельно подготовить ребёнка к школе, научив его каким-либо азам, то не значит, что в школе не возникнут трудности, потому что переучивать ребёнка часто труднее, чем научить вообще.
Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят в школу с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. (6)
Другая проблема современных дошколят - их помешанные на учебе родители. Многие родители просто уверены, при поступлении в школу все дети должны уметь читать, писать и пользоваться компьютером, что и должно быть обязательно достигнуто в ходе предшкольной подготовки. Часто родители вынуждены включать детей в раннее обучение такого типа, потому что начальная школа предъявляет завышенные требования к будущим ученикам. В результате, даже тех детей, которые посещают детские сады, где с ними занимаются, родители водят на платные вечерние занятия, где 5 - 6-летние дети занимаются за партами в классе и получают домашние задания. (6)
К сожалению, уже и во многие дошкольные образовательные учреждения приглашаются школьные учителя, либо дети приглашаются в так называемые «воскресные школы», где с детьми работают с привлечением школьных методов обучения, а воспитатели широко используют тетради, содержание которых направлено на развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления и др.). Сегодня происходит фактический перенос программы 1-го класса в дошкольное учреждение.
В итоге, очень много времени и ресурсов отнимает у наших детей как раз обучение: кружки, секции и т.п. + тв и планшеты. Но мы забываем, что прежде всего у старшего дошкольника должны быть сформированы игровые навыки. А у наших детей просто не хватает ресурсов осваивать игру, в первую очередь, временных.
Именно развитые игровые навыки (сюжетно –ролевые и игры с правилами) в возрасте 6-7 лет дают ребенку психологическую устойчивость. Вырабатывают активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
В игровой деятельности наилучшим образом формируются качества, нужные для успешного обучения ребенка в школе и обеспечивающие условия, необходимые для его вхождения в классный коллектив: доброжелательность, отзывчивость, общительность, активность, организованность (ресурс)
В итоге, эта однонаправленная, не соответствующая возрасту и никак не мотивированная для ребенка учебная деятельность не решает задач его развития.
Более того, результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии (8)
Главная причина психологической неготовности детей к школе напрямую связанна с их первыми и основными педагогами – родителями.. Ст.18 Закона РФ «Об образовании», говорит о том, что именно «родители являются первыми педагогами» для своих детей.
Исследования современных родителей, как отмечает А.С.Роботова, показывают их педагогическую безграмотность, неумение видеть собственного ребенка, понимать его духовные изменения, определять свою роль в образовании, оценивать объективно и здраво значение семьи и дома как образовательных институтов [4].
В свое время Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий. Это значит, что еще до поступления в школу у ребенка, «растворенного» в пространстве семьи, уже формируется определенное отношение как к процессу образования в целом, так и к образовательному учреждению в частности. В большой мере это отношение является отражением ценностей родителей и их интерпретацией своего школьного опыта.
Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. (3)
Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Такие родители заботятся о физическом развитии и материальном обеспечении детей, но сами не готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. (5)
Ребенок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
В современной педагогике момент поступления ребенка в школу оформлен как особое событие, к которому нужно готовиться специально.
Воспитатель (дает оценку уровню освоения ООП, консультирует родителей по вопросам развития ребенка).
Психолог (выявляет определенные параметры готовности ребенка, консультирует родителей по уровню готовности ребенка к школе).
Логопед (занимается развитием речи ребенка),
Родитель (оценивает свои материальные возможности и возможности посещения ребенком дополнительных пунктов развития и т.д).
Обратите внимание, что приоритетным объектом такой подготовки является ребенок, в то время как семья остается вне зоны внимания педагогики.
Исследования, проведенные в Санкт – Петербурге, (3) показали (проводился телефонный опрос родителей), что школы и детские сады, несмотря на то, что считают нужным готовить родителей по всем направлениям (психологическая, педагогическая и методическая подготовка), не занимаются данной работой системно.
Основная задача современной школы сегодня состоит в том, чтобы вернуть родителям их реальный правовой статус в образовательном учреждении, с правами и обязанностями.(3)
Анализ учебных пособий, посвященных процессу подготовки ребенка к школе, показывает, что основной акцент в нем делается на формировании общеучебных навыков детей и развитие их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.). Иногда встречаются технологии формирования мотивации у детей (так называемая мотивационная готовность к школе), реже – комплексное развитие личностной сферы ребенка (личностная готовность), и практически не упоминается о специальной работе с родителями.
Использованная литература:
- Хотълева Т. Ю. Педагогические условия преодоления трудностей в образовательной работе с дошкольниками 5–7 лет: Дис…. канд. пед. наук. – М., 2006.
- Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М.;1995.
- Хоменко И.А. Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? // Народное образование. №6. – 2010. – С. 247253
- Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. //ЧИППКРО Научно – теоретический журнал, 2009 год, выпуск 2, стр 68
- Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность : учеб. пособие для вузов. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2008. – 221 с.
- Константиновский Д. Предшкольное образование: проблемы решения // Народное образование. – 2007. – №8. – С.107‐114.
- Урбанская М.В. Проблемы организации предшкольного образования и способы их решения //Человек и образование. - №3 (20). – 2009. – С.171-175.
- Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 12–17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста викторина "Школа пешеходных наук"
Викторина «Школа пешеходных наук»Старшая и подготовительная группыЦель: закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогахЗадачиЗакреплять знания о дорожных знаках, предназначенн...
Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "К школе готов!"
Конспект ОД разработан специалистами дошкольного подразделения: Учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физической культуре....
Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выяс...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....