Проект «Современная модель комфортной адаптации детей к условиям ДОУ»
проект на тему
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или - негативным, т.е. стрессу.
В МБОУ ЦРР №366 проводиться проект «Современная модель комфортной адаптации детей к условиям ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современная модель комфортной адаптации детей к условиям ДОУ»
Педагог-психолог Кузьмина Надежда Игоревна
Первая квалификационная категория
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или - негативным, т.е. стрессу.
В МБОУ ЦРР №366 проводиться проект «Современная модель комфортной адаптации детей к условиям ДОУ».
Цель проекта
Создание целостной модели функционирования современного дошкольного образовательного учреждения, основанной на принципах создания и поддержки в ДОУ адаптивной педагогической среды, нацеленной на системный подход и включающей в себя:
- единство психофизических, дидактических и санитарно-гигиенических компонентов;
- обеспечение полноценного развития детей дошкольного возраста, с учетом их потребностей, особенностей развития;
- реализацию задач ранней диагностики, профилактики и психолого-педагогической коррекции.
К сожалению, в настоящее время родители недостаточно серьезно относятся к вопросу адаптации детей в детском саду. Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса у ребенка с непрофессиональным подходом персонала учреждения к этому. На самом деле, характер адаптации ребенка младшего и дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе.
В результате многолетних наблюдений и общения с родителями установлено, что практически половина современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно быстрее отдать малыша в детский сад.
Именно поэтому, вся просветительская работа и обязанность эффективной организации адаптационного процесса ложится на плечи всего персонала ДОУ. В нашем проекте учавствуют все специалисты: воспитатели, педагог-психолог, логопед, музыкальный работник, администрация и т.д.
Выстраивая модель комфортной адаптации детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении, нужно не в меньшей степени учитывать и адаптивность педагогов, подразумевающую:
- знание особенностей психофизического развития детей данного возраста
- умение создать безопасную комфортную среду для всех участников образовательного процесса, учитывая индивидуальность каждого
- готовность идти на диалог, а иногда и на компромисс в отношениях с родителями
- желание создать атмосферу «семейного» тепла, доброты, внимания друг к другу
- умения проанализировать любую ситуацию и при необходимости повысить уровень своей компетенции
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от ДОУ, целью которого является поддержание заведенного порядка функционирования.
Процесс формирования гражданского общества, быстрое внедрение информационных технологий предъявляет к процессу воспитания дошкольников новые, более высокие требования, базирующиеся на современных методах. Практическое решение проблемы адаптации, как одно из ведущих в дошкольном образовании, потребовало пересмотра подходов к концепции формирования адаптивной среды и управления ею.
Задачи нашего проекта:
- Трансляция инноваций по созданию и поддержке в ДОУ адаптивной педагогической среды;
- Исследование процессов адаптации и определение наиболее эффективных приемов, методов и технологий создания адаптивной среды в ДОУ с выходом на прикладные, значимые для психолого-педагогической практики результаты, посредством подготовки и распространения методических разработок по теме;
- Разработка модели адаптационной среды для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста к условиям ДОУ с активным привлечением вариативных форм обучения и с учетом создания безбарьерной среды для успешной социализации детей с ОВЗ;
- Реализация вариативных форм повышения профессиональной компетенции работников системы дошкольного образования ;
- Внедрение индивидуального психолого-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов адаптационных группах;
- Создание новой модели взаимодействия педагогов и родителей через повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольника;
Контроль реализации проекта и оценка достигнутых результатов проходил с помощью следующих методов:
– проведение опросов и анкетирования родителей с целью определения их ценностных установок и отношения к системе организации в ДОУ механизма комфортной адаптации детей – «Общественная экспертиза» и публичные слушания
– проведение психолого-педагогической диагностики, оценивающей развитие социальной компетентности детей, и психофизического состояния всех участников проекта;
– использование психологических методик диагностики развития детей дошкольного возраста, выявления их эмоционального самочувствия, особенностей взаимоотношений со сверстниками и др.
Возможности внедрения в систему образования
Трансляция опыта, накопленного в ходе реализации данного проекта в нашем учреждении, осуществляется в следующих формах:
– проведение семинаров и круглых столов, практикумов, для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
– распространение учебных фильмов, раскрывающих особенности создания комфортной среды для детей и родителей на всех этапах нахождения ребенка в ДОУ.
– публикации об опыте работы ДОУ в данном направлении в специализированных педагогических журналах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская гостиная на тему:«Интеграция взаимодействия дошкольного учреждения и современной семьи на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания"
Предложенный конспект родительской гостиной соответствует современным требованиям, носит практико-ориентированный характер и может быть использован для эффективного взаимодействия педагогов с семьями ...
Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду....
Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ
Проблема адаптации человека к условиям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Определяется это, прежде всего тем, что еще недостаточно полно изучены средства, механизмы,...
Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУПодготовил воспитательМБДОУ ДСКВ №7 с. КухаривкаАвдеева Н.А2015г
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...
«Модель комфортной адаптации к дошкольному образовательному учреждению»
В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации ребенка к доу...
Обеспечение условий комфортной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в ДОУ с группами раннего возраста. В ней представлены особенности течения адаптации у воспитанников ясельных групп. Рассмотрены у...
современные педагогические технологии для адаптации детей к условиям ДОУ
laquo;Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...
- Мне нравится (7)
Комментарии
Учту в своей работе)
Учту в своей работе)