Обеспечение условий комфортной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в ДОУ с группами раннего возраста. В ней представлены особенности течения адаптации у воспитанников ясельных групп. Рассмотрены условия и методы работы воспитателя, которые способствуют легкому и быстрому преодолению периода привыкания детей к новым условиям в дошкольно-образовательном учреждении. А также представлены примеры игр, анкет и карт для воспитдля фиксации и дальнейшего анализа развития ребенка в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по периоду адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №140 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
"Обеспечение условий комфортной адаптации детей раннего возраста в ДОУ"
Воспитатель
Кочнева Дарья Александровна
г. Санкт-Петербург
Содержание
- Введение. Цель и задачи……………………………………………………………3
- Особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста….4
- Работа педагога для организации успешного преодоления адаптации………….5
- Заключение……………….………………….…..…..…..………..………..………..7
- Приложение №1 (Анкета-знакомство)…………………………..………………...8
- Приложение №2 (Адаптационные игры)………………………..………………...9
- Приложение №3 (Лист адаптации)……………………………………………….13
- Приложение №4 (Мониторинговая карта).….…………………..……………….14
- Список используемой литературы………………………………………………..16
Введение
Данная разработка предполагает практическое применение воспитателями ясельных групп, а также подойдет для изучения родителями при поступлении юных воспитанников в дошкольные образовательные учреждения.
В жизни многих родителей наступает момент, когда они вынуждены отдавать свое любимое чадо в детский сад: пришла пора выходить на работу или учебу, появился новый член семьи и маме стало сложнее справляться с большим объемом домашних дел и другие немаловажные причины. Но, возможно, взрослые идут на этот шаг осознанно, понимая — ребенку необходимо социализироваться, готовясь к новой жизни не только в пределах семьи. Что же кроется под этим термином “социализация”, и как сделать так, чтобы этот процесс протекал успешно, ведь перед тем как начать погружаться в него нужно будет преодолеть период адаптации? Разнообразные знания, умения и навыки, которые можно привить и развить в маленьком человеке, в будущем станут хорошим фундаментом для понимания окружающего мира и того, как с ним взаимодействовать. Умение общаться со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли, договариваться, делиться, меняться, дружить, играть, ссориться и мириться. Все это и многое другое ждет ребенка при поступлении в детский сад, где он будет проживать какое-то время среди ровесников под чутким наблюдением и направлением взрослых людей — его воспитателей.
Крайне важно влиться в новый коллектив как можно более безболезненно для малыша и его родителей. Причем в первую очередь это касается мамы и папы, ведь от их восприятия, переживаний и эмоций зависит то, как быстро ребенок примет изменения в своем образе жизни и сможет спокойно и с удовольствием проводить время в группе среди чужих людей.
Попробуем разобраться , что же нужно для того, чтобы процесс адаптации прошел для всех как можно легче.
Цель данной разработки состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные методы для облегчения и сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- изучить теоретические основы адаптации детей раннего возраста;
- выявить методы для успешного прохождения детьми периода адаптации;
- найти подход к каждому новому воспитаннику через игру, доверительное общение;
- проработать с родителями вопросы по совместной деятельности для оптимизации процесса адаптационного периода.
Особенности протекания адаптационного периода
у детей раннего возраста
Адаптация – это вхождение в новую среду и приспособление к ее правилам и условиям. Сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка: резкие перепады настроения, замкнутость, агрессия, потеря аппетита, расстройство сна.
Рассматривая это понятие глубже, можно опереться на данные ученых, которые выявили три фазы:
- Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, все негативные проявления уменьшаются и отмечаются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате которого дети, к концу учебного года,
преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают раскрываться и вести себя спокойнее.
В свою очередь, острая фаза подразделяется на три варианта:
• легкая адаптация – эмоциональное состояние ребенка улучшается в
течение одной-трех недель;
• адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение одного-полутора месяцев;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Отсюда следует вывод, что в проведении любого воспитательного процесса в стенах ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение к окружающим людям и вещам, развивая умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и, тем самым, ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Но при этом, если не проводить разъяснительные беседы с родителями, не рассказывать и не показывать им, как проходит день в группе, не объяснять чем они могут помочь своим малышам, любые усилия со стороны воспитателя могут быть бесполезны. Ведь период адаптации касается не только детей, но и их родителей. В данной ситуации очень важно, чтобы все были эмоционально спокойны и доверяли педагогическим работникам.
Работа педагога для организации успешного преодоления адаптации
Для того, чтобы свести к минимуму время привыкания малыша к новому месту и людям, а также избежать или смягчить нежелательные реакции, нужно в первую встречу с родителями выяснить как можно больше об их ребенке:
- интересы
- увлечения
- физическое здоровье (наличие аллергических реакций, склонность к простудным заболеваниям и прочее).
- узнать есть ли в семье другие дети и взрослые, и как они взаимодействуют друг с другом.
- какой у ребенка режим дня в течение недели. И другие немаловажные подробности.
Возможно провести подобный опрос через анкетирование (приложение № 1) для фиксации важной информации, но это не отменяет и не заменяет личной беседы, поскольку в это время происходит знакомство педагога не только с ребенком и его родителями, но и последние имеют возможность составить свое мнение о воспитателе, задать волнующие вопросы, заручиться поддержкой. Устанавливается контакт, а в лучшем случае доверительные отношения между взрослыми людьми. Можно сказать, что начало успешной и легкой адаптации положено, так как спокойная мама — это залог спокойствия ребенка, пусть даже и не с первых дней.
Во вторую, не менее важную очередь, нужно познакомиться с самим малышом. Наилучшим вариантом будет, если первая встреча будет происходить при, хотя бы, одном родителе.
- Пообщаться с ребенком, пригласив всю семью в группу.
- Показать имеющиеся игрушки, предложить поиграть, пока идет беседа с мамой/папой
- Понаблюдать за действиями малыша, за его поведением.
- Поинтересоваться, а какие у него любимые игрушки?
Таким образом, при первом знакомстве у ребенка и его родителей остаются приятные и теплые впечатления. В следующий раз малыш уже будет знать кто и что его ждет, и, возможно, не побоится придти снова. А родители успеют составить небольшое мнение о педагогическом коллективе, который будет проживать с их ребенком день за днем и иметь представление об окружающей обстановке.
И вот дети начинают ходить в детский сад, оставаясь на некоторое время без родителей, один на один с воспитателем. За это время нужно познакомиться с каждым поближе: наблюдая, разговаривая, играя.
О каждом ребенке нужно собрать как можно больше информации. Для этого педагог может использовать адаптационные листы и мониторинговых карты.
В период адаптации, пока еще нет занятий, взрослые и дети привыкают друг к другу, изучают, узнают. И лучший способ это делать через игру, подбирая материалы в зависимости от контактности и интересов ребенка. Список адаптационых игр огромен, а значит всегда можно подобрать наиболее подходящую к ситуации (примеры в приложении № 2).
Вовлекая малышей в коллективные игры, воспитатель наблюдает за их поведением, взаимодействием. Помогает решать спорные ситуации, объяснет, что игрушки не нужно отнимать — ими можно делиться, меняться, просто давать поиграть на время. Учит играть вместе, показывает новые способы использования уже знакомымых пердметов.
Если же кто-то из малышей никак не хочет присоединиться к коллективу, надо дать ему время. Ни в коем случае не заставлять насильно играть, есть, спать — это может только ухудшить настроение и подломить доверие. Пусть он немного поиграет отдельно, посидит, для педагога отличная возможность наблюдения, а для ребенка время освоиться и принять определенные правила. Вскоре он и сам вольется в общую игру. Но нельзя и оставлять его наедине с собой. Воспитатель должен уметь ненавязчиво уделять малышу внимание, не вызывая агрессии или отторжения.
Нельзя не отметить и важность тактильного общения с детьми в первые дни их пребывания в детском саду. Если подобные действия (взять на руки, обнять, погладить по голове, взять за ручку) не вызывают у ребенка негативных эмоций, а даже наоборот, то этим стоит пользоваться, не обделяя вниманием и остальных малышей.
Также надо не забывать про взаимодействие педагога с родителями на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном учреждении, особенно в период адаптации. Создание группы в любой социальной сети, куда в последущем будут выкладываться фотографии и видео ролики с детьми, снимут значительное количество вопросов, эмоционального напряжения и переживаний со стороны родителей. Например, как проходит завтрак, прогулка, игры, танцы и прочая полезная информация о жизни группы. Мамы более спокойны в течение дня, так как практически онлайн могут наблюдать за состоянием и настроением своего ребенка, а также за тем, как проходит день в целом. И, дополнительно, нарабатывается уважительно-доверительные отношения между родителями и педагогическим составом.
Подобные материалы очень благодарно воспринимаются мамами и папами и, соответственно, их личный настрой оказывает большое влияние на отношение ребенка к детскому саду, а значит и процес адаптации будет протекать легче и быстрее.
Стоит привлекать родителей к участию в жизни группы. Например, проводить конкурсы, оформлять помещение, в котором находятся дети, создавать рабочие материалы для игр и прочее. Активное участие родителей — это еще один аспект, который помогает легкому и комфортному течению адаптации.
Заключение
Детский сад — это огромный новый мир для маленького человека, в котором он не сможет обойтись без помощи и планомерного сотрудничества педагогов и родителей. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Чтобы проанализировать насколько примененные методы эффективны и помогли детям пройти период адаптации без сильных стрессов, нужно провести и
сравнительный анализ результатов тех диагностических карт и листов (приложение № 3 и № 4), которые воспитатели вели в течение первого полугодия. По итогу, эффективные методики и разработки берутся для дальнейшего применения, а в остальные материалы вносятся изменения, учитывая все выявленные нюансы.
Приложение № 1
Анкета-знакомство
ФИО ребенка_____________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________
ФИО мамы________________________________________________________________
Мобильный телефон________________________________________________________
ФИО папы________________________________________________________________
Мобильный телефон________________________________________________________
Есть ли братья, сестры______________________________________________________
С кем еще проживает ребенок________________________________________________
Каковы взаимотношения____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Члены семьи, не живущие рядом, но принимающие активное участие в воспитании
__________________________________________________________________________
Часто ли болеет____________________________________________________________
Есть ли хронические заболевания_____________________________________________
Есть ли аллергия на продукты питания________________________________________
Как вы проводите свободное время___________________________________________
__________________________________________________________________________
Любимые занятия__________________________________________________________
Во сколько встает и в каком настроении________________________________________
Спит ли днем и легко ли укладывается_________________________________________
__________________________________________________________________________
Как взаимодействует с другими детьми________________________________________
__________________________________________________________________________
Ваши личные пожелания, замечания__________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приложение № 2
Адаптационные игры
№ 1 | „Иди ко мне“ |
Правила | Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: “Иди ко мне, мой хороший!”. Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: “Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!” Игра повторяется. |
№ 2 | „Солнышко и дождик“ |
Правила | Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в “окошко” (отверстие в спинки стула). Воспитатель говорит: “На небе солнышко! Можно идти гулять”. Дети бегают по всей площадке. По сигналу: “Дождик! Скорей домой!” - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда “идет дождик” - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда “светит солнышко” - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке. |
№ 3 | Расскажи стихи руками |
Правила | Мишка Мишка, мишка косолапый, (идут переваливаясь) Мишка по лесу идет, мишка хочет сладких ягод (погладить себя по животу) Да никак их не найдет. (развести руки в стороны) Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал. Подошли к мишутке детки, (помаршировать) Мишка громко зарыдал. (кулачками потереть глаза). Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумываются вместе с детьми. |
№ 4 | Собираем игрушки |
Правила | Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: “Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем”. Или: А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля! Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора! Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут, И работа закипела! Куклы, мишки ждут, Когда к ним придут И на место уберут. |
№ 5 | „Дождь“ |
Правила | Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с группой детей. Дети встают или садятся друг за другом “Паровозиком” и выполняют следующие движения. Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопаем ладонями по спине) Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками) Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. (постукивание пальчиками) Только мой братишка в луже (поглаживание спины ладошками) Ловит рыбу нам на ужин. Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз. |
№ 6 | „Хоровод“ |
Правила | Воспитатель держит детей за руки и ходит по кругу, приговаривая: „Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Кружи, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ!“ При произнесении последней фразы все падают на пол. |
№ 7 | „Добрые эльфы“ |
Правила | Взрослый рассказывает сказку: когда-то давно люди не умели спать и очень уставали. Тогда эльфы решили им помочь: они стали прилетать ночью и нежно их гладили, успокаивали и посылали им добрые сны. Дети делятся на две группы. Одна - эльфы. Другая - люди. Люди лежат на коврике, а эльфы их гладят и убаюкивают. Затем дети меняются ролями. |
№ 8 | „Найди игрушку“ |
Правила | Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати. После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.) Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения (моет посуду), или ее действия (лежит тихо, закрыв глаза) и т. д. Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там. |
Приложение № 3
Адаптационный лист
Ф.И.О. ребенка_________________________________________________________Дата рождения___________ Возраст на момент поступления в ДОУ___________Группа здоровья_______________Особые отметки____________________
________________________________________________________________________________________________________
Дни посещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
Показатели адаптации | |||||||||||||||||||||||||
Аппетит | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Сон | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Эмоциональный фон | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие со сверстниками | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие со взрослыми | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Познавательно-игровая деятельность | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Стул | + - ? | ||||||||||||||||||||||||
Расшифровка | |||||||||||||||||||||||||
+ хороший - отрицательно-негативный ? нестабильный | |||||||||||||||||||||||||
Анализ | |||||||||||||||||||||||||
Приложение № 4
Индивидуальная мониторинговая карта развития ребенка
ФИО ______________________________________________ Дата начала заполнения _____________________________ Дата окончания заполнения __________________________ | Оценка в баллах | |||||||||
Показатели развития | Первый месяц посещений | Конец первого полугодия | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Социально-коммуникативное развитие | ||||||||||
Общителен, доброжелателен к другим детям | ||||||||||
Общителен, доброжелателен ко взрослым | ||||||||||
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку | ||||||||||
Бережно относится к растениям, игрушкам | ||||||||||
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, | ||||||||||
Не плачет при уходе мамы, при обиде | ||||||||||
Отказывается от общения с незнакомыми людьми | ||||||||||
Послушен, не злится при ограничении движений | ||||||||||
Не упрямится, не настаивает на своем | ||||||||||
Не кричит, не капризничает при выполнении просьб взрослого | ||||||||||
Самостоятельно одевается (с небольшой помощью взрослого) | ||||||||||
Частично раздевается | ||||||||||
При умывании трет ладони, лицо | ||||||||||
Пользуется носовым платком (при напоминании) | ||||||||||
Прикрывает рот при кашле, чихании (при напоминании) | ||||||||||
Вытирается полотенцем с помощью взрослого | ||||||||||
Ест аккуратно, не обливаясь | ||||||||||
Знает место одежды, игрушек | ||||||||||
Охотно принимает участие в играх | ||||||||||
Играет с другими детьми | ||||||||||
Самостоятельно играет с игрушками | ||||||||||
Речевое развитие | ||||||||||
Понимание речи | ||||||||||
Выполняет короткие поручения (принеси, возьми, отнеси, положи) | ||||||||||
Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки) и тела (руки, ноги, живот) | ||||||||||
Речь | ||||||||||
Составляет предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми | ||||||||||
Начинает употреблять прилагательные иместоимения, предлоги, наречия | ||||||||||
Называет предметы на картинках по просьбе | ||||||||||
Задает вопросы | ||||||||||
Говорит «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» | ||||||||||
Познавательное развитие | ||||||||||
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, мягкий, холодный, теплый, легкий) | ||||||||||
Собирает пирамидку и подобные пазлы | ||||||||||
Различает предметы по форме, цвету | ||||||||||
Подражает действиям взрослого | ||||||||||
Использует в игре предметы-заместители | ||||||||||
Выполняет несколько действий с игрушкой (кормит/укладывает/катает) | ||||||||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||||||||
Ориентируется в цветах, может подобрать по образцу | ||||||||||
Может нарисовать простые формы и линии | ||||||||||
Сооружает из кубиков дом, забор, стул, дорожку (по образцу, по просьбе взрослого, самостоятельно) | ||||||||||
Эмоционально заинтересован музыкой, пением | ||||||||||
Физическое развитие | ||||||||||
Поднимается и спускается по лестнице | ||||||||||
Бросает мяч в горизонтальную цель | ||||||||||
Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу | ||||||||||
Подпрыгивает | ||||||||||
Прыгает двумя ногами сразу | ||||||||||
Меняет темп: ходьбу на бег | ||||||||||
Не сталкивается с другими детьми при беге | ||||||||||
Оценивать результат наблюдений по пяти балльной шкале |
Список использованной литературы
1. Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. / Ю. А. Афонькина – М.: "АРКТИ", 2019.-80 с.
2. Белкина, JI. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Л. В. Белкина. - Воронеж: «Учитель», 2006 - 236 с.
3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад Пособие для воспитателей дет. сада Под ред. Л. И. Каплан. / Н. Д. Ватутина — М.: «Просвещение», 1983.—80 с, ил.
4. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации. ФГОС ДО 2-е издание, переработанное / Н. В. Соколовская — Волгоград: «Учитель», 2011.-188 с.
5. Интернет ресурсы: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11292/2/10Synova.pdf
https://urok.1sept.ru/articles/622768
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...
Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУПодготовил воспитательМБДОУ ДСКВ №7 с. КухаривкаАвдеева Н.А2015г
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...
Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...
Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...
Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...